Особенности производства допроса, очной ставки, проверки показаний на месте и иных следственных действий с участием несовершеннолетних

Допрос. При расследовании преступлений несовершеннолетних чаще, чем при расследовании преступлений, совершенных взрослыми, возникает необходимость в допросе детей и подростков. Объясняется это тем, что они составляют естественное и ближайшее окружение несовершеннолетних правонарушителей и нередко являются потерпевшими или очевидцами происшедшего.

Кроме того, в среде своих сверстников подростки чаще, чем взрослые, рассказывают о совершенных ими противоправных деяниях, поскольку обычно не умеют хранить тайну и испытывают непреодолимую потребность рассказать о взволновавших их событиях.

Закон не ограничивает возраст, с которого несовершеннолетние или малолетние дети могут быть допрошены в качестве свидетеля или потерпевшего. Однако, учитывая их ограниченную способность к восприятию и воспроизведению, детей дошкольного возраста следует допрашивать лишь в тех случаях, когда обстоятельства, имеющие значение для дела, не могут быть установлены иным путем.[25] Нельзя не согласиться с этим положением – ведь действительно, помимо ограниченной способности к восприятию и воспроизведению маленькие дети склонны преувеличивать, домысливать события действительности, или воспринимать их слишком субъективно. Кроме того, попытки возвратить ребенка к определенным воспоминаниям могут нанести ему психологическую травму и повредить еще не сформировавшуюся психику. С моей точки зрения, необходимо установить в уголовно-процессуальном законодательстве определенный минимальный возраст, по достижении которого дети могут привлекаться к расследованию в качестве свидетелей или потерпевших.

Подготовка к допросу во многом определяет его успешность по любому делу, но особенно тщательной она должна быть в тех случаях, когда предстоит допрос несовершеннолетнего. Здесь возникает необходимость в решении целого ряда специфических вопросов: как создать обстановку, которая бы менее травмировала допрашиваемого, кого пригласить для участия в допросе, с чего начинать выяснение тех или иных вопросов, как их сформулировать, чтобы они были понятны и вместе с тем не являлись бы наводящими.

При допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших важно определить последовательность допроса, так как наряду с ними по этому же делу, как правило, допрашиваются взрослые, способные оказать на несовершеннолетних то или иное влияние. К числу таких лиц относятся родственники и близкие знакомые потерпевших и свидетелей. Это влияние может оказаться как положительным, так и отрицательным. Если у следователя нет оснований опасаться этого влияния, целесообразно начать допрос именно со взрослых свидетелей, которые могут сообщить много важного не только об обстоятельствах дела, но и в отношении несовершеннолетних и малолетних, подлежащих допросу.

Если одно и то же событие наблюдали несколько несовершеннолетних свидетелей (или слышали о нем), начинать допрос нужно, как правило, со старшего по возрасту, восприятие которого носит более целенаправленный характер. Конечно, такая последовательность применима лишь к тем случая, когда следователь не располагает сведениями о том, что старший из свидетелей причастен к преступлению или подвергался воздействию со стороны заинтересованных лиц.

Это же применимо и к допросу потерпевших, если их несколько.

Свидетели и потерпевшие, достигшие шестнадцати лет, перед их допросом предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Следователь должен выяснить у самого допрашиваемого или его законных представителей, достиг ли свидетель (потерпевший) указанного возраста. В случаях, когда возникают сомнения, нужно осмотреть документы (свидетельство о рождении, паспорт). Предупреждение об уголовной ответственности несовершеннолетних должно быть особенно обстоятельных и сопровождаться необходимыми разъяснениями закона.

Свидетели и потерпевшие, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, об ответственности не предупреждаются, но им разъясняется необходимость правдиво рассказать все известное по делу.

Достоверность показаний несовершеннолетних , как и взрослых, должна проверяться еще в ходе их допроса путем детализации и конкретизации полученных показаний и сопоставления их с другими доказательствами. Причем, если возникнет предположение, что несколько несовершеннолетних дают одинаково ложные показания в результате оказанного на них воздействия, каждому из них следует ставить вопросы в разной форме и последовательности.

Особенно трудно несовершеннолетним бывает изложить события, в которых сразу принимало участие несколько (к тому же часто незнакомых) человек. Чтобы облегчить восстановление событий, в таких случаях рекомендуется использовать графическое изображение их взаиморасположения.

При допросе несовершеннолетних следователю приходится сталкиваться с особой категорией свидетелей – подростками, непосредственно участвовавшими в преступлении, но не привлеченными к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, по наступлении которого они подлежат уголовной ответственности. Их показания имеют важное значение для изобличения соучастников преступления, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых.

Опасаясь ответственности и наказания за содеянное, такие свидетели обычно не склонны давать правдивые показания. Чрезвычайно важно в понятных выражениях объяснить, что им не угрожает уголовная ответственность, а также цель их допроса.

В отличие от свидетеля, потерпевший обычно лучше помнит обстоятельства преступного события, так как оно его взволновало и было связано с острыми переживаниями. Но именно это обстоятельство, а также переживания, что его будут осуждать или смеяться над ним, нередко предопределяют склонность несовершеннолетнего к преувеличениям и фантазированию при последующем изложении событий. Кроме того, естественный страз перед внезапно возникшей опасностью нередко приводит к нарушению правильного восприятия, что также влечет за собой дачу недостоверных показаний.[26]

Особую трудность представляет допрос несовершеннолетнего подозреваемого, к которому должен быть особый подход. С одной стороны, еще нет достаточных доказательств для предъявления обвинения, а с другой – это все-таки не свидетель, заведомо непричастный к расследуемому преступлению, в связи с чем ему предоставляется право на защиту. Он не предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

К несовершеннолетнему, как и ко взрослому, следует подходить объективно, чтобы он понял, что следователь стремится выяснить истину и не намерен обвинить его во что бы то ни стало.

Тактика допроса подозреваемого в значительной мере зависит от того, очевидно ли для следователя совершение допрашиваемым преступления или же возникают серьезные сомнения. Если это очевидно, то поведение следователя должно быть более настойчивым, в ином случае он должен вести себя очень осторожно и осмотрительно. Объясняется это тем, что подросток, психика которого обычно более ранима, чем у взрослого, мучительно переживает проявленную к нему несправедливость, проникается ненавистью к следователю и чаще всего замыкается.

Даже в том случае, когда совершение преступления подозреваемым следователю очевидно, не рекомендуется торопиться изобличать его. Лучше выразить надежду, что допрашиваемый сожалеет о содеянном и расскажет правду.

Допрос подозреваемого должен помочь следователю найти ответ на вопрос, соответствует ли его развитие возрасту и нет ли отставания, которое препятствовало бы осознанию несовершеннолетним социальной значимости его деяний. Это обстоятельство, в случае его подтверждения, исключает уголовную ответственность и выяснить его нужно по возможности до, а не после предъявления обвинения.

Естественно, что допрос подозреваемого тем эффективнее, чем полнее следователь может использовать имеющиеся в его распоряжении доказательства. Предъявление доказательств, даже если их объем относительно небольшой, часто оказывается достаточным для того, чтобы побудить несовершеннолетнего подозреваемого дать правдивые показания как в отношении своих действий, так и в отношении соучастников.

Допрос обвиняемого – это отдельный вопрос. В Конституции указано, что никто не обязан свидетельствовать против себя, поэтому его не предупреждают об ответственности за отказ от дачи показаний, кроме того, показания обвиняемого являются одновременно и источником доказательств, и средством защиты, поэтому он не предупреждается и об ответственности за дачу ложных показаний, так как он не несет уголовной ответственности за это.

Убеждая несовершеннолетнего рассказать правду, ему необходимо объяснить, почему это важно прежде всего для него, поскольку правдивые показания могут помочь правильно разобраться в деле.

В свободном рассказе любого из допрашиваемых меньше искажений, чем в ответах на вопросы, имеющие внушающее воздействие и порождающие настороженность. Опасность такого влияния еще больше, когда допрашивается несовершеннолетний. Поэтому во время свободного рассказа несовершеннолетнего не рекомендуется перебивать его вопросами или замечаниями, тем более заявлениями, что он говорит неправду. Даже в том случае, когда обвиняемый признает правильным предъявленное обвинение, естественно его стремление приуменьшить свою вину.

В тех случаях, когда обвиняемый признает себя виновным в полном объеме предъявленного обвинения, допрос должен вестись столь же детально, как и при отрицании им своей вины. Признание, не подкрепленное ссылками на конкретные факты, нередко дезориентирует следователя, способствует формированию неправильного вывода. Полученное на первом этапе расследования, оно опасно и в другом отношении. Не располагая в этот период достаточными объективными доказательствами, следователь снижает активность их поиска, уповая на спасительное признание. Однако одно признание вины еще не доказывает, что преступление совершено данным лицом. К тому же при отсутствии объективных доказательств ничто не мешает этому лицу изменять показания по своему усмотрению или под влиянием заинтересованных лиц.

При частичном признании обвиняемым своей вины, необходимо выяснить, какие конкретно обстоятельства и эпизоды он отрицает, а какие признает. При этом выясняются обстоятельства, помогающие проверить, насколько признание обвиняемого или отрицание им своей вины соответствует действительности.

Ни в коем случае нельзя ограничиваться выяснением, подтверждает ли обвиняемый ранее данные им показания при допросе в качестве свидетеля или подозреваемого. Такой вопрос нередко является поводом для изменения правдивых показаний на ложные. Необходимо допросить его по существу.

По делам несовершеннолетних необходимо учитывать возможность самооговора, когда несовершеннолетний обвиняемый старается выгородить своих соучастников или преуменьшить их роль. Такого рода показания следует сопоставить с другими материалами дела сразу же в ходе допроса.

Если показания обвиняемого находятся в явном противоречии с этими данными, возникает предположение о наличии сговора, преодоление которого в ходе допроса обвиняемого является одной их сложных задач следователя по данной категории дел. Трудность заключается в том, что договоренность не признаваться или одному взять на себя вину остальных нередко скреплены ложно понятым чувством товарищества или угрозами.[27]

Учитывая особую сложность получения показаний от несовершеннолетних участников процесса, а также необходимость гарантировать охрану их прав и интересов, закон вводит дополнительные правила их допроса.[28] Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения (статья 424 УПК РФ).

Непосредственно сам допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

В допросе и очной ставке несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности сделанных в нем записей. Участие защитника должно рассматриваться не как простая формальность, а как участие активного представителя.

Участие в допросе, а так же в очной ставке несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого защитника обязательно, и помимо необходимости защищать права несовершеннолетнего, на это есть и другие причины. Защитник может вступить в контакт с родителями несовершеннолетнего, лицами, их заменяющими для установления доверительных отношений с несовершеннолетним, выяснения ряда вопросов, относящихся к биографии несовершеннолетнего, и т.д. Это важно в ходе участия защитника по делу, в целях заявления каких-либо ходатайств, о приобщении документов, проведения различного вида экспертиз и т.д. С момента допуска к участию в деле защитник вправе иметь свидания с несовершеннолетним подозреваемым, наедине без ограничения количества и продолжительности.

Необходимо сказать, что на практики нередко нарушаются правила допроса несовершеннолетних. Так по уголовному делу № 1-206 / 03 по обвинению Денисова И.Н. по ст. 111 ч.4 УК РФ и Филатова И.А по ст. 213 ч.2 п. «а» УК РФ, судом выявлены следующие нарушения норм уголовно-процессуального закона:

несовершеннолетние были задержаны - Филатов И.А. 29.07.03г. в 21ч.4О мин., Денисов И.Н. 29.07.03 в 15ч.00мин., с этого времени они были ограничены в передвижении, лишены контактов с родителями, между собой. В их присутствии был выполнен ряд процессуальных действий: осмотр места происшествия, с участием и признательными показаниями Денисова И.Н. об избиении потерпевшего Латыпова; оперативно- розыскные мероприятия, о чем свидетельствует рапорт ОУ ОУР Аргаяшского РОВД Саматова, в котором говорится, что в ходе беседы с Филатовым установлено признание им своей вины, кроме того, в материалах дела имеются признательные заявления Филатова и Денисова, но вопреки всему, в нарушение ст. 46 УПК РФ, Денисов и Филатов были допрошены в ночное время. В нарушение ст. 164 УПК РФ, и как видно из видеозаписей, которые исследовались в судебном заседании по факту, Денисов и Филатов были допрошены ни как свидетели, а как подозреваемые, поскольку при допросе следователем задавались конкретные вопросы изобличающие их в совершении преступления, в том числе наводящие вопросы, не разъяснялись права, если их допрашивали в качестве свидетелей, предусмотренные ст. 56 УПК РФ, не разъяснялась ответственность, предусмотренная ст. ст. 307-308 УК РФ, было нарушено право на защиту.[29]

Очная ставка.В случае участия в очной ставке несовершеннолетних надлежит руководствоваться ст. ст. 191, 192 УПК РФ, которые регламентируют их допрос. С учетом возраста несовершеннолетних и особенностей их психики в законе предусмотрены дополнительные процессуальные гарантии, обеспечивающие получение от них правдивых и полных показаний, а также облегчающие контакт с несовершеннолетними. Нет никаких оснований делать исключение из общего правила о допросе несовершеннолетних для их допроса на очной ставке.

Действие статей уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующих порядок допроса несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) и предусматривающих участие в допросе педагогов, близких родственников или законных представителей несовершеннолетних (ст. 190 УПК РФ), а также участие адвокатов несовершеннолетних обвиняемых в следственных действиях (ст. ст. 49, 51 УПК РФ), распространяется также и на очную ставку. Таким образом, процессуальные особенности проведения очной ставки идентичны проведению допроса.

Проверка показаний на месте. Данное следственное действие, имеет законодательную основу. Возможность проведения проверки показаний на месте предусмотрено ст. 194 УПК РФ. Данное следственное действие проводится в целях установления новых обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, показания, ранее данные подозреваемым или обвиняемым, а также потерпевшим или свидетелем, могут быть проверены или уточнены на месте, связанном с исследуемым событием.

Таким образом, проверку показаний несовершеннолетнего на месте необходимо проводить в следующих случаях:

1. Когда на допросе подросток не смог назвать точные параметры или ориентиры расположения интересующего следствие объекта (магазина, киоска, дома, сарая и так далее), заявив при этом, что укажет помещение или путь следования к нему.

2. Для более точного и наглядного представления механизма происшедшего.

3. Когда имеющие значение для дела обстоятельства могут быть установлены или проверены на месте только с участием допрашиваемого несовершеннолетнего.

4. С целью выяснения первоначальной обстановки на месте происшествия, если со временем она была нарушена, а ее точное восстановление необходимо для дела.

5. Для отыскания еще не обнаруженных следов преступления, которые должны иметься, если показания соответствуют действительности.

6. Для установления объектов, наличие которых могло повлиять на ход преступления, делает его возможным либо невозможным.

Проверка показаний на месте заключается в том, что допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события; отыскивает и указывает предметы, документы, следы, имеющие значение для дела; демонстрирует определенные действия: показывает, какую роль в исследуемом событии играли те или иные предметы; обращает внимание на изменения в обстановке места события; конкретизирует и уточняет свои прежние показания.

Осмотр места происшествия является одним из первых следственных действий. Он позволяет выявить следы, особенности механизма совершенного преступления и др. данные, свидетельствующие об участии в преступлении несовершеннолетнего. Данные, полученные при осмотре места происшествия, которые в своей совокупности составят отдельные элементы криминалистической характеристики преступления, помогут следователю собрать необходимую информацию о субъекте преступного посягательства.

О совершении преступления подростком могут свидетельствовать следующие факты, относящиеся к способу совершения преступления:

1) отсутствие целеустремлённых, продуманных действий, направленных на подготовку к совершению преступления;

2) неухищренные способы проникновения в помещение, использование небольших проемов и др.;

3) похищение незначительных по весу товаров;

4) отсутствие профессиональных и специфических навыков, в связи, с чем применяются неухищрённые способы взлома и открытия запоров, использование в качестве орудия преступления предметов повседневного обихода;

5)совершение на месте происшествия озорных, а иногда и циничных действий (написание нецензурных надписей, порча товаров и т.д)[30]

Материальные последствия преступления, связанные с изменениями в обстановке места происшествия, также могут свидетельствовать об участии в совершении преступления подростков, в частности: небольшие по размерам следы рук и ног человека; следы обуви; личные вещи преступника; следы и надписи на вертикальных поверхностях; следы зубов.

В ходе осмотра места происшествия может быть получена информация о подозреваемом. О привычках можно судить по оставленным на месте преступления окуркам, посуде из-под винно-водочных изделий. Поиск при осмотре места происшествия должен быть направлен и на выявление навыков, определённых знаний несовершеннолетнего. В следах преступления проявляются и такие личностные качества, как цинизм, жестокость, садизм, дерзость.[31]

Обыск. Поскольку несовершеннолетний обычно плохо владеет собой, необходимо более тщательно вести наблюдение за обыскиваемым и обыск проводить в его присутствии.

Перед обыском в квартире (доме) по месту жительства подростка необходимо получить разрешение на донное следственное действие в суде, в порядке предусмотренном ст. 165 УПК РФ. Необходимо уточнить, в какой именно комнате проживает несовершеннолетний, и начинать обыск с нее. Искомые объекты несовершеннолетние, как правило, прячут на местности (в лесопосадках и так далее). Меры по сокрытию похищенного чаще всего предпринимают сами обвиняемые.

Также в ходе обыска обязательно ведется поиск одежды, сходной по приметам с описанной потерпевшим. Количество предметов одежды у подростка ограничено, и их наличие контролируется родителями. Поэтому если одежда, описанная потерпевшим, не обнаружена, то родителей, а также других лиц, близко знающих подростка, надо сразу же допросить о том, имелась ли у него такая одежда и где она находится. Допрос производится в соседнем помещении, чтобы другие присутствующие при допросе лица не могли ориентироваться в том, какие показания давать впоследствии. Объяснения родителей по поводу одежды подростка обязательно должны быть запротоколированы, так как устные объяснения не имеют доказательственного значения.

При задержании сразу нескольких подозреваемых несовершеннолетних рекомендуется проводить обыск одновременно у всех задержанных. Для этого создаются несколько (по числу задержанных) следственно-оперативных групп, определяются способы связи между ними (по телефону, по рации и другие)

Предъявление для опознания. В ходе проведения опознания необходимо пресекать любые действия несовершеннолетнего подозреваемого, с помощью которых он пытается выделиться из группы статистов. Легкомысленное поведение подростка (озорство, оскорбительные выпады по отношению к опознающему и так далее) могут оказать внушающее воздействие на последнего и снизить доказательственное значение следственного действия.

Особенности предъявления для опознания заключается в том, что его результаты оцениваются следователем и судом на основе анализа поведения опознающего, его восприятия сходства лиц, среди которых предъявляется опознаваемый. Поэтому для фиксации хода и результатов опознания целесообразно использовать видеозапись. К сожалению, на практике она почти не применяется.

Для осуществления видеозаписи в ходе опознания привлекаются специалисты-техники. Также для участия в данном следственном действии могут быть приглашены специалисты в области детской и юношеской психологии, если в качестве опознающего выступает несовершеннолетний.

Желательно, чтобы в опознании участвовал тот же психолог, который присутствовал при допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), поскольку он уже знаком с психологическими особенностями подростка, его показаниями о внешности опознаваемого. Психолог может обратить внимание следователя на неправильность подбора лиц, подлежащих предъявлению для опознания несовершеннолетним, и на другие обстоятельства, связанные с подготовкой и проведением этого следственного действия.

Если несовершеннолетний был опознан, то опознающий должен конкретно указать, по каким признакам. В подавляющем большинстве случаев опознание происходило по признакам внешности. Однако на практике встречаются и ошибки. Так, потерпевшей Борисовой, ставший жертвой грабежа, на первоначальном этапе расследования был предъявлен для опознания несовершеннолетний Ларионов, в котором она узнала нападавшего по «приметам внешности». Ларионов, вначале признавшийся в совершении данного преступления, в ходе дальнейшего расследования от своих показаний отказался, пояснив, что оговорил себя. Впоследствии факт оговора подтвердился.

При предъявлении для опознания предметов психолог может помочь следователю выбрать место и условия, в которых будет осуществляться это следственное действие. Кроме того, необходимо совместно с психологом решить вопрос о расположении предъявляемых объектов относительно источников света и о прочих условиях, оказывающих влияние на восприятие опознающего несовершеннолетнего.

В процессе предъявления для опознания специалист в области возрастной психологии вправе с предварительного согласия следователя задавать несовершеннолетнему опознающему вопросы, касающиеся конкретизации примет внешности или общего вида опознаваемых объектов. Он может делать заявления (замечания), подлежащие занесению в протокол.

Наши рекомендации