Функции и роль лидера в коллективе
Руководителю группы очень трудно быть лидером. Функции руководителя и лидера иногда прямо противоположны.
Функции, общие для лидера и руководителя:
· формируют цели,
· распределяют обязанности,
· стимулируют деятельность, используя моральные и материальные средства,
· контролируют ход и исход дела,
· осуществляют воспитательные функции,
· устанавливают связи с другими коллективами.
Общее лидерство в группе складывается из 3-х компонентов: эмоционального, делового и информационного.
«Деловой» лидер (руки группы) может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. С ним хорошо работается.
«Информационный» лидер (мозг группы) – эрудит, к нему все обращаются с вопросами, он все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
«Эмоциональный» лидер (сердце группы) – это человек, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».
Лидерство – это всегда вопрос степени, силы влияния. Подходит ли человек для роли лидера зависит, прежде всего, от признания за ним другими людьми качеств, которые внушают им веру в него и побуждают их признать его влияние на себя. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.
Задачи лидера:
· претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий.
· поддерживает сплоченность в уже существующих группах.
· формирование новых групп.
Лидер – это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться как её зеркало.
Стиль лидерства
Стили руководства, укоренившиеся в социально-психологической литературе обозначаются терминами, предложенными Куртом Левином.
Выделяют 2 стороны: содержание решений и техника осуществления этих решений (приемы и способы).
Формальная сторона руководства | Содержательная сторона руков-ва |
Авторитарный стиль «директивный» | |
- деловые краткие распоряжения; - запреты без снисхождения, с угрозой; - четкий язык, неприветливый тон; - похвала и порицания субъективны; - эмоции не принимаются в расчет; - позиция лидера – вне группы. | - дела в группе планируются заранее (во всем их объеме); - определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны; - голос руководителя решающий. |
Демократический стиль «коллегиальный» | |
- инструкции даются в форме предложений; - не сухая речь, а товарищеский тон; - похвала и порицание – с советами; - распоряжения и запреты – с дискуссиями; - позиция лидера – внутри группы. | - мероприятия планируются непосредственно в группе; - за реализацию предложений отвечают все; - все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Либеральный стиль «попустительский», «разрешительный» | |
- тон речи – конвенциональный; - отсутствие похвалы, порицаний; - никакого сотрудничества; - позиция лидера – независимо, в стороне от группы. | - дела в группе идут сами собой; - лидер не дает указаний; - разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера. |
Авторитарный стиль управления. Для него характерное жесткое единоличное принятие решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Благодаря постоянному контролю этот стиль управления обеспечивает приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции. Недостатки: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат обуславливает повышенную стрессовую нагрузку, вредную для психического и физического здоровья. Этот стиль управления оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, военные действия).
Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками. Руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к их интересам, потребностям, особенностям. Является наиболее эффективным, т.к. обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психолого-коммуникативных способностях руководителя.
Либерально-анархический стиль руководства. Здесь «максимум демократии». Все могут высказывать свои мнения, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь. С другой стороны «минимум контроля». Даже принятые решения не выполняются, все пущено на самотек. В результате показатели работы низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе не благоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, возможны скрытые и явные конфликты.
Непоследовательный, алогичный стиль руководства. Проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому. Следовательно, крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.