Влияние стереотипов на восприятие
Важным личностным фактором, влияющим на процесс восприятия, являются стереотипы. Понятие стереотипа было введено в социальные науки в 1922 г. У. Липпманом. Он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта. Эти упрощения определенным образом влияют на восприятие и понимание явлений окружающей действительности.
Современное определение стереотипа несколько отличается от классического определения У. Липпмана и включает несколько значений, таких, как определенная убежденность, простейшее явление познания, обобщения или взгляд. Существует обширная литература о стереотипах. Большинство авторов, выступавших по этой проблеме, связывают стереотипы также с языком и познавательным компонентом установок. Чем характеризуется стереотип? Т. Мадржицкий описывает следующие черты стереотипа:
· Стереотипы являются неправильными обобщениями — слишком широкими, преувеличенными или упрощенными;
· Стереотипы являются убеждениями, общими для определенной группы людей в обществе, обычно связанными с представлениями о социально-психологических или антропологических характеристиках других общественных групп;
· Стереотипы, будучи системой убеждений и установок, принятых заранее, не формируются через социальный опыт;
· Стереотипы передаются с помощью языка;
· Стереотипы относительно устойчивы и с трудом поддаются изменению.
На основании этих характеристик можно определить стереотип как распространенные с помощью языка или образа в определенных социальных группах устойчивые представления о фактах действительности, приводящие к весьма упрощённым преувеличенным оценкам и суждениям со стороны индивидов.
В этом смысле стереотипы можно отнести к специфической группе установок (наряду с предрассудками), они существенно влияют на восприятие информации теми людьми, которые обладают ими.
Из определения стереотипа следует, что это явление всегда связано с некоторой формой восприятия со стороны определенных лиц, общественных групп, народов и рас. В американской психологической литературе описано типичное представление немцев об англичанах. Средний немец представляет среднего англичанина высоким, худым, безукоризненно одетым, в сюртуке и котелке, в штиблетах и пенсне, с короткой трубкой в зубах. Со стороны морали средний англичанин представляется немцу лицемером, но испытывающим угрызение совести человеком, всегда выходящим победителем из разного рода конфликтных ситуаций; его некомпетентность в делах уравновешивается таинственностью и сомнительными дипломатическими трюками. Образ англичанина в глазах поляка или американца совсем другой. Однако и это представление, основанное на том, что поляк или американец хотели бы видеть в англичанине, искажает образ последнего.
Другой источник стереотипов, по той же концепции, — это естественные склонности людей — к какому бы обществу они ни относились — к «упрощенному мышлению». Ее автор утверждает, что представления, возникающие в наших головах, являются упрощением действительности. Отсюда следует, что всякие попытки рассматривать вещи как отдельные целостности, а не как обобщенные типы, оказываются затруднительными, а при большой динамике событий — даже невозможными. Современный человек из-за постоянно возрастающего круга явлений, подлежащих его восприятию, прибегает ко все большему числу таких упрощений. В обществе, где совокупность социальных отношений и взаимодействий проста и несложна, такие упрощения могут достаточно верно отображать действительность. В современном же обществе, характеризующемся большой сложностью основных связей, существует все углубляющееся расхождение между простыми, обыденными представлениями и объективной действительностью.
Из описанных двух источников возникают стереотипы, которые выступают как условные «ярлыки», наклеиваемые на людей и явления. Они глубоко затрагивают весь процесс восприятия. Стереотипы также участвуют в создании устойчивых взглядов, определяющих ложное отношение к некоторым идеям, людям и предметам.
Стереотипы, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, являются весьма устойчивыми психическими образованиями и плохо поддаются изменениям. Можно сказать, что это как бы «цитадель нашей традиции, за стенами которой мы испытываем чувство безопасности по отношению к занимаемой нами позиции». Однозначно оценить роль, которую играют стереотипы в нашей жизни, было бы, наверное, трудно, и любые крайности в такой оценке нежелательны с точки зрения общества. Как бы там ни было, стереотипы — факт социальной жизни, и с ними следует считаться в пропагандистской деятельности.
Вообще говоря, задача социалистической пропаганды, по нашему мнению, состоит в преодолении, а не в создании стереотипов. В этом, по-видимому, заключается один из существенных моментов, отличающих социалистическую пропаганду от империалистической. В буржуазной системе пропаганды стереотипы образуют один из важнейших механизмов манипулирования взглядами и мнениями людей. Такая пропаганда, обращаясь к ранее сформированным идеологическим и мировоззренческим стереотипам, способствует возникновению конформистских и консервативных взглядов. Поэтому империалистическая, и в особенности американская, пропаганда сознательно создает стереотипы как механизмы манипуляции. Примером может служить попытка создания стереотипа «американского образа жизни», которому предназначалась особая роль в американском плане идеологической обработки стран социалистической системы.
Стереотипы следует трактовать как некоторое искажение восприятия, мешающее правильному отображению действительности, и в этой связи стремиться к его преодолению. При этом мы отдаем себе отчет в дискуссионности такого мнения, поскольку правомерно поставить вопрос: можно ли вообще преодолеть стереотипы?
Во многих случаях модифицирующая функция стереотипов при восприятии содержания пропагандистского сообщения может быть настолько негативной, что возникает необходимость преодоления стереотипа. Это трудная задача, требующая длительных и хорошо организованных пропагандистских воздействий. Ничто так не разрушает устойчивость стереотипа, как жизненные обстоятельства, опровергающие те предпосылки, на которых он строится.
Английская компания «Би-би-си», стремясь преодолеть укоренившийся в сознании англичан стереотип эгоцентризма, провела серию передач о жизни других стран. После просмотра этих передач мнения английских детей о других государствах содержали больше объективных утверждений.
Зная вид стереотипа и способ его функционирования в социальной группе, которой адресуется пропагандистское сообщение, мы должны их учитывать при подготовке этого сообщения. Его содержание должно быть таким, чтобы оно могло, противостоять возможному искажающему влиянию стереотипов при его восприятии.