Органический патопсихологический симптомокомплекс
Органический патопсихологический симптомокомплекс характерен для широкой группы заболеваний, сопровождающихся поражением различных структур головного мозга с психотическими, интеллектуальными и личностными расстройствами.
Характерные нарушения когнитивных функций включают расстройства вни
мания и запоминания, абстрагирования, динамики мышления, качества анали-
тико-синтетических операций. <*ц
Варианты: а) ригидный; б) лабильный; в) мнестический.
Структура ППС:
Когнитивная сфера.
Восприятие: сужение объема.
Внимание: при ригидном варианте органического патопсихологического симптомокомплекса отмечается снижение объема, переключаемое™, концентрации внимания, а также выявляется быстрое наступление истощения внимания. Лабильный вариант органического патопсихологического симптомокомплекса характеризуется снижением объема и устойчивости внимания; при мне-стическом - описанные выше нарушения внимания могут сочетаться и выступать в виде сужения объема, нарушения концентрации и повышенной истощаемости процессов внимания.
Память: нарушения памяти являются типичными для всех трех вариантов органического патопсихологического симптомокомплекса, и проявляются расстройством произвольного и непроизвольного запоминания, хранения и воспроизведения информации. Кратковременная память: низкий объем запоминания; ложные воспроизведения (конфабуляции), воспроизведение стимулов из предшествующих заданий. Выраженное про- или постактивное торможение следов. Иногда механическое запоминание относительно сохранно по сравнению со смысловым. Долгосрочная память: затруднение и мозаичность воспроизведения, конфабуляции. При мнестическом варианте органического ППС нарушения памяти существеннр доминируют над расстройствами процесса мышления.
Мышление: возможно некоторое замедление темпа ассоциативного процесса, его подвижности,, характерна шаблонность ассоциаций. Классическим признаком выступает нарушение операционной стороны мышления, проявляющееся заметным снижением уровня обобщения. В своих решениях пациенты опираются на несущественные, поверхностные признаки предметов и явлений -конкретные, ситуационные, случайные. Существенно нарушены операции абстрагирования, анализа и синтеза, особенно при взаимодействии с незнакомым материалом. Ригидный вариант органического ППС характеризуется низким темпом, инертностью мышления, склонностью к персеверациям; стабильный вариант - лабильностью мышления, отсутствием оформленной стратегии решения задании. 'Возможно снижение мотивационноготомтготгенТа- мышления, снижетгие-его целенаправленности, разноплановость. Обязательны нарушения критичности мышления.
Воображение: выраженное снижение продуктивности, шаблонность творческой продукции.
Речь: устная - нарушения грамматики, обеднение просодики, низкая смысловая насыщенность, часто смысловая ригидность. Персеверации. Письменная речь: крупный, неровный почерк; нарушения грамматики, персеверации. При рисовании - макрография, дрожащий, разорванный контур, персеверация элементов, конкретность.
Эмоциональная сфера. Увеличение амплитуды, малая нюансированность эмоциональных реакций. Низкий порог возникновения эмоционального ответа. Выраженная инертность эмоциональных реакций, возможна тенденция к аффективной кумуляции. Направленность эмоционального ответа может быть адекватной. Нарушения волевого контроля над эмоциональными проявлениями. Обеднение этических эмоций.
Мотивационно-потребностная сфера. Ослабление спонтанной мотиваци-онной активности, мотивационная истощаемость. Низкое мотивационное опосредование, возможны нарушения целеполагания. Нарушение структуры и иерархии потребностей с резким доминированием утилитарно-гедонистических мотивов. Часто - актуализация агрессивных побуждений.
Диагностические рекомендации. Характерный ЬаЫтш может быть связан с усиленной малонюансированной мимической экспрессией (огрубленные черты лица, малодифференцированная мимика). Часто усиление моторной активности, пантомимики. Работоспособность в эксперименте обычно низкая, выражена истощаемость, снижен темп психических процессов. Характерны отказы от выполнения относительно более сложных заданий. Обычно удается мотивировать пациента на выполнение заданий, помощь и подсказка принимаются, но используются ограниченно, в зависимости от степени интеллектуального снижения. Стимуляция повышает продуктивность в эксперименте. Реакция на неудачу в эксперименте выражена, часто экстрапунитивной направленности.
Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс: широкий круг «органических» заболеваний головного мозга - травматического, интоксикационного, сосудистого, атрофичес-кого, опухолевого, метаболического, эндокринного, паразитарного генеза. Иногда обнаруживается при шизофрении с длительными сроками течения, как следствие интенсивной проводимой в настоящий момент или как последствие длительной терапии психотропными средствами; при органических расстройствах
личности.
Дифференциальная диагностика.
Необходимо дифференцировать с шизофреническим (при нарушениях динамики мыслительного процесса, персеверациях), аффективным (его гипоти-мическим вариантом, особенно проявляющимся выраженной непродуктивностью), личностно-аномальным (поскольку в рамках органического профиля нарушений также встречаются искажения процесса обобщения за счет
привлечения личностно-значимых признаков) патопсихологическими симпто-мокомплексами. Часты сочетания органического с вышеперечисленными ППС.
Трудности и ошибки в диагностике.
Обычно больших трудностей не возникает. Характерны диссоциация в качестве выполнения заданий, связанная с интеллектуальными затруднениями; явные нарушения внимания и памяти, истощаемость, нарушения аффективного контроля. Необходимо соблюдать диагностическую осторожность при исследовании лиц с низким образовательным и культуральным уровнем, дающими в эксперименте сходный профиль.
Формирование тестовой батареи. Стандартная батарея может дополняться тестами исследования интеллекта (оптимально - тестом Векслера), позволяющими верифицировать «органический» профиль нарушений.