Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата
По данным ВОЗ, 80% населения имеют различную патологию опорно-двигательного аппарата. Нарушения осанки, деформации стоп, заболевания суставов, различные отклонения в физическом развитии отмечаются у 60% детей дошкольного возраста. Поздняя диагностика, отсутствие профилактических мер и несвоевременное лечение ведут к прогрессированию заболеваний.
Осанка- комплексное понятие о привычном положении тела непринуждённо стоящего человека. Правильной считается осанка, при которой голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи развернуты, слегка опущены и расположены на одном уровне, грудная клетка приподнята и выступает вперед, живот слегка втянут, лопатки симметричны и не выделяются, а ноги в суставах выпрямлены.
Дефекты осанки- нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата: недостаточное развитие отдельных мышечных групп, ограничение подвижности или разболтанности суставов, слабость связок, мышц. В 90-95% случаев нарушения осанки бывают приобретенными. Их развитию способствуют недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, физические перегрузки во время спортивных занятий, нерациональная одежда, нерациональное питание, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и другие факторы, способные внести дисбаланс в уравновешенное состояние мышечно-связочного каркаса и позвоночника. Проявления нарушения осанки - сутуловатость, асимметрия грудной клетки, пояса верхних конечностейи др.
Для развития мышечного корсета ребенка старше 3 лет следует приучить к регулярным физкультурным занятиям. Наиболее эффективны плавание, игра в футбол, прыжки со скакалкой, катание на лыжах и коньках, активные прогулки на детских площадках, оборудованных специальными спортивными комплексами, адаптированными к росту ребенка (табл. 3.10) .
Важны постель и поза ребенка во время сна.Матрац должен быть полужестким, упругим, с учетом массы тела ребенка, подушка - небольшой и упругой. Спать ребенок должен в положении лежа на боку или на спине: лежать прямо, не провисая, сохраняя физиологические изгибы. В положении на спине уголки подушки помещаются над плечами с обеих сторон, в положении на боку нижний край подушки заполняет пространство между подбородком и плечом.
Таблица 3.10.Лечебная гимнастика для профилактики нарушений осанки
Исходное положение | Описание упражнения | Время или число повторений | Указания |
Стоя у стены перед зеркалом, руки вдоль туловища | Принять правильную осанку, касаясь стены лопатками, ягодицами, пятками. Голова в положении, обеспечивающем нахождение угла глазницы и верхнего края слухового прохода на горизонтальной линии | 1 мин | Дыхание произвольное, контролировать осанку в зеркале |
Стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч | Поднимая руки вперед до горизонтали, присесть (пятки отрываются от пола), сохраняя правильное положение головы и спины (выдох), возвратиться в исходное положение (вдох) | 8-10 | Медленно |
Лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони к полу | Поднять прямые ноги вверх, развести их, соединить, опустить в исходное положение | 10-12 | В среднем темпе, дыхание произвольное |
Лежа на животе, руки на поясе | Поднять голову, напрягая мышцы спины, разогнуть корпус, сводя лопатки, отвести плечи назад, грудная клетка и стопы (ноги прямые) отрываются от пола (вдох), на высоте напряжения дыхание задерживается, возвращаясь в исходное положение, полностью расслабиться (выдох) | 6-8 | Медленно |
Лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони к полу | Попеременно сгибание и разгибание ног на весу («велосипед») | 1 мин | В среднем темпе, дыхание произвольное |
Коленно-кистевое | Одновременно поднять прямые правую руку, левую ногу до горизонтали, возвратиться в исходное положение. То же левой рукой и правой ногой | 6-8 |
Окончание табл. 3.10
Исходное положение | Описание упражнения | Время или число повторений | Указания |
Стоя, мешочек с песком или книга на голове, положение правильной осанки | Ходьба с сохранением правильной осанки | 2 мин | - |
Гигиенические требования предъявляются и к обуви.Она не должна сжимать стопу, нарушать крово- и лимфообращение, препятствовать естественному развитию ноги. В положении стоя перед большим пальцем должно оставаться пространство 0,5-1,0 см.
В конструкции детской обуви должен быть предусмотрен каблук: дошкольникам - 0,8 см, младшим школьникам - до 2 см, старшим школьники - 2-4 см. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки).
Повседневное ношение обуви на высоком (более 4 см) каблуке в подростковом возрасте вредно, так как центр тяжести смещается вперед, при этом формируется большой поясничный изгиб, меняется положение таза, что может привести к уменьшению его продольного размера (трудности в родах). Кроме того, при ходьбе на высоком каблуке стопа скатывается вперед, пальцы сжимаются в узком носке, нагрузка на передний свод стопы увеличивается, в результате чего происходит уплощение свода стопы и деформация пальцев.
Предпочтительный материал для детской обуви - натуральная кожа, натуральный мех, фетр, сукно. Нежелательна подошва из резины, резиновые сапоги, кеды, мокасины без каблука. Стелька и подкладка должны быть только из натуральной кожи. Задник - деталь верха обуви, расположенная в пяточной части для сохранения ее формы, - должен защищать пятку, предупреждать ее деформацию, не допускать скольжения стопы сзади. Для изготовления задника используется натуральная кожа повышенных толщин. Обувь без задника допускается для детей старше 11 лет.
Детская обувь должна иметь надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движению. Для этого используются шнуровка, ремни, молния, липучка. Открытые туфли без застежек (типа лодочек) недопустимы в дошкольной обуви. Масса детской обуви не должна превышать 310 г (полуботинки мальчиковые), а спортивной - 130 г.
Профилактика плоскостопия
Врожденное плоскостопие, как правило, выражается плоско-вальгусной стопой, впоследствии может развиться пяточная стопа, когда ребенок во время ходьбы делает упор на пяточную кость при приподнятом переднем отделе стопы. Приобретенное плоскостопие может быть следствием перенесенного рахита, иногда сочетается с рахитическими искривлениями нижних конечностей (вальгусной и варусной деформациями коленных суставов).
Плоскостопие может проявляться быстро наступающей усталостью, ощущением тяжести, сильными болевыми ощущениями при длительном вынужденном положении стоя.
Обычные компоненты программы коррекционных мероприятий: массаж (в том числе и самомассаж), ЛФК, физиотерапевтические процедуры, ношение корригирующей обуви.
1. Обувь должна быть хорошо подобранной по ноге. Внутренний край ботинка должен быть прямым, чтобы не отводить кнаружи большой палец. Чрезмерно узкие носы у обуви противопоказаны. Высота каблука - 3-4 см, обувь на совершенно плоской подошве усугубит болезненные ощущения при ходьбе. В некоторых случаях рекомендуется ношение специальных стелек, супинаторов.
2. Хождение босиком, летом по тропинке, гальке, песку и т.д.
3. Простейший самомассаж. Эта процедура улучшает кровообращение, тонизирует мышцы, подтягивающие свод стопы. Массируется как голень, по задней и внутренней стороне от стопы до колена, так и сама стопа, от пятки до кончиков пальцев. Приемы: поглаживание, растирание, разминание. Поглаживают основанием ладони возвышение первого пальца стопы, свод стопы, потом заднюю и внутреннюю поверхности голени.
4. Ежедневное выполнение специального комплекса гимнастики. Все упражнения выполняются босиком.
Варианты лечебной гимнастики представлены в табл. 3.11.
Таблица 3.11.Упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия
Исходное положение | Описание упражнения | Время или число повторений | Темп |
Лежа на спине | Сгибание и разгибание стоп в голеностопном суставе | 50-60 | В среднем темпе |
Круговые движения (вращения) в голеностопном суставе | 40-50 | ||
Лежа на спине, ноги согнуты в коленях | Поочередное и одновременное отрывание пятки от пола | 40-50 |
Окончание табл. 3.11