Психологическая характеристика детей, страдающих шизофренией.
Шизофрения – длительно текущее психическое заболевание, которое возникает на основе наследственной предрасположенности, имеет непрерывное или приступообразное поведение и приводит к изменениям личности. Шизофрения занимает особое место в психиатрии в связи с неблагоприятной динамикой течения и глубокими дефектами психики и негативными социальными последствиями.
Сиптомы в детском возрасте: Излишнее спокойствие, пассивность.
Склонность к мечтам, фантазиям. Значительное расхождение в формировании интеллектуальных процессов и бытовых практических навыков. Неумение общаться. Эмоциональная холодность. Избегание контактов. Необычное увлечение.
Основные признаки: Младенчество – задержка моторного и сенсорного развития, особенно тонкой моторик (дети выполняют змееподобные движения, снижена реакция на стимулы, заметно недостаточное развитие речи).
Дошкольный возраст – обращает на себя внимание пассивность, плохая коммуникабельность, выраженная тревожность, взвинченность, эмоциональная тупость.
Младший школьный возраст также как и в дошкольном.
Подростки – снижение активности, наличие бреда, галлюцинации, нарушения сна, настроения, часто наблюдается дисморфомания. Фобии и двигательное возбуждение. Приступообразное течение.
После 50 лет – стертые формы.
48. Психопатия как форма дисгармонии личности. Структура дефекта (по В.В. Лебединскому). К дисгармонии психического развития относят психопатии и психопатическое развитие личности. В детском возрасте диагноз психопатия не ставят, а называют это психопатическими синдромами, приводящими к выраженным нарушениям поведения. Психопатия – стойкий склад психики. В немецкой психологии психопатия – моральное слабоумие. Психопатические синдромы – это относительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, возникающие в результате нарушения ее формирования под влиянием различных эндогенных и экзогенных факторов. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание (например, при осложненной олигофрении — недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых). В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен (например, при шизофрении), выделяется не первичный, а «основной» дефект, который определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании. Вторичный дефект, по мнению Л.С.Выготского, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. Его структура включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте. Структура дефекта.Д1 – относительное недоразвитие правого полушария при несколько опережающем развитии левого. Д2 – расстройства психомоторики; эмоционально-волевой сферы (аутизм, эмоциональное уплощение, неадекватность поведения).
49. Психологическая характеристика, детей при дисгармоничном развитии. При психопатиях отмечаются нарушения силовых и временных констант темперамента: явления повышенной возбудимости, импульсивности, взрывчатости, вязкости, симптомы угнетения. На начальных этапах в клинической картине преобладает патологическое заострение детских черт психики. Так, у детей младшего возраста наряду с повышенной возбудимостью, раздражительностью наблюдаются двигательное беспокойство, суетливость, болтливость, капризность, выраженный эгоцентризм. И только постепенно выкристаллизовываются симптомы, определяющие ту или иную форму психопатии. В связи с этим возникает очень сложная задача выделения на ранних этапах из массы различных по характеру симптомов тех, которые специфичны для данного личностного расстройства. Эта задача еще более усложняется тем, что «чистые» формы психопатий в том виде, как их принято описывать, встречаются редко, в жизни преобладают формы смешанные — отсюда необыкновенное разнообразие и большая неустойчивость отдельных симптомов.
.