Методика опосредованного запоминания по А.Н.Леонтьеву

Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти, является в то же время существенной характерис­тикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить одним из критериев готовности ребенка к успешному освоению школьной программы. Методика изуче­ния динамики становления мнестической деятельности в онтогенезе (предложенная А.Н.Леонтьевым и использовавшаяся им), дает возможность многостороннего ана­лиза умственной деятельности. Предусмотренный структурой данного эксперимен­та обязательный поиск опосредующего звена для запоминания предполагает актив­ный выбор значимых символов, в известной мере — особенности мышления. С по­мощью методики можно оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность или выхолощенноеть мыслительных процессов. Результаты выполнения методики описываются в разделах "Особеннос­ти мнестической деятельности", "Особенности внимания", "Интеллектуальное развитие"-

Пиктограмма

Методика предназначена для исследования особенностей опосредованного запо­минания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформированности понятийного мышления. С помощью этой методики воз­можно изучение самостоятельной продукции ребенка. Здесь наглядно проявляется несформированность понятийного мышления, определяемая малой предопределенно­стью, меньшим регламентом процессов мышления, условиями исследования. По ре­зультатам выполнения усложняющихся от слова к слову заданий можно судить о раз­личных сторонах обобщения и отвлечения, уровне развития символического и кон­кретного мышления и всеми связанными с ними характеристиками. Существенную ^олъ играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние ребенка. Методика может быть использована только в условиях достаточной сформированности графической деятельности. Резуль­таты описываются в разделах "Интеллектуальное развитие", "Эмоционально-лич­ностное развитие".

7. Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких расска­зов со скрытым смыслом

Методика применяется для исследования особенностей мышления — его уров­ня, целенаправленности и критичности. Буквальность истолкования, непонимание скрытого смысла свидетельствуют о недостаточности уровня обобщения. Возможен анализ "соскальзывания " на приблизительный смысл. В определенном смысле ис­пользование этой методики может оценивать выявлению ассоциаций по "слабому" признаку. Результаты, получаемые по данной методике, должны учитываться в разделах "Интеллектуальное развитие"', "Особенности эмоционально-личностно­го развития"'.

Методика Кооса

Методика Кооса направлена на исследование конструктивного праксиса, про­странственного анализа и синтеза. Оцениваются сформированность представлений ребенка о пространственных соотношениях частей объекта, возможности конструи­рования аналогичных образцу объектов, сформированность системы анализа частей сложных объектов, характер восприятия целостности объекта. Кроме того оценива­ется возможность вербализации пространственных соотношений. Учитываются гно­стические возможности ребенка. Данные, получаемые при исследовании этой мето­дикой, приводятся в разделах "Гнозис", "Конструктивная деятельность". Кроме того методика Кооса может быть использована для исследования уровня притязаний. Данные этого варианта использования методики анализируются в разделе "Харак­теристика мотивационно-волевой сферы".

9. Методика "Установление последовательности событий"

Методика предназначена для исследования, сопоставления, сравнительной оцен­ки нескольких данных- С помощью методики можно исследовать особенности мыш­ления и способность установления причинно-следственных и пространственно-времен­ных связей, используя различные по сложности сюжетных картинок. Результаты выполнения методики описываются в разделах: "Работоспособность", "Интеллек­туальное развитие", "Особенности внимания", "Гнозис". "Исследование эмоциональ­но-личностных особенностей".

10. Методика «Исключение предметов»

Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельно­сти, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обоб­щений.

Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволя­ют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или, соот­ветственно, неспособности) ребенка выделить существенные признаки предметов или явлений. По своей направленности она похожа на методику «Классификация пред­метов», и в некоторых методических пособиях эту методику даже называют упро­щенным вариантом классификации предметов. Результаты выполнения методики описываются в разделах "Работоспособность", "Интеллектуальное развитие", "Осо­бенности внимания", "Гнозис".

11. Методики "Кубики Кооса"

Целью исследования является определения уровня сформированности простран­ственного (конструктивного) мышления, возможностей пространственного анали­за и синтеза, конструктивного праксиса и особенностей внимания. Результаты ис­следования анализируются в соответствующих разделах "Заключения".

12. Методика для исследования субъективных межличностных отноше­ний ребенка (СОМОР)

Методика направлена на исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий. Ре­зультаты исследования отмечаются в разделах "Гнозис". "Исследование эмоциональ­но-личностных особенностей", "Межличностные отношения".

13.Методика "Цветовой тест отношений"

Цветовой тест отношений (ЦТО) является диагностическим методом, предназна­ченным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

Методической основой ЦТО являлся цветоассоциативный эксперимент, проце­дуры которого были специально разработаны в рамках создания этого теста. Он основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонен­тов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциа­циях к ним. Для детей используется только данная модификация теста Люшера. Результаты исследования отмечаются в разделе "Исследование эмоционально-лично­стных особенностей".

Диагностический альбом

Специально подобранный материалов, включающий более 30-ти наиболее исполь­зуемых в патопсихологической и нейропсихологической практике методик. Альбом скомплектован для последовательного проведения обследования в наиболее техноло­гичном режиме. Результаты исследования с помощью диагностического альбома используются во всех разделахпсихологического анализа.

Наши рекомендации