Личность в психологии
Понятие личности в психологии. Соотношение биологического и социального в структуре личности. Типология психологических моделей личности. Значение ведущей деятельности в развитии личности. Источники активности. Движущие силы развития личности. Оценка и самооценка личности, их роль в формировании личности. Методы психологической коррекции личности. Жизненные кризисы и стратегии их преодоления. Личностный рост.
Приступая к изучению психологии личности, мы всегда должны помнить, что эта проблема лишь одна из ипостасей, в которой предстает перед нами человек как целостное образование. И чтобы понять человека, его облик и поведение целостно, мы должны изучать его как индивида, как субъекта, как личность, и, наконец, как индивидуальность. В тоже время встает вопрос о том, почему исторически в психологии именно проблема личности, а не индивида или субъекта вышла на передний план, нередко олицетворяя собой психологическое изучение человека? Ведь действительно, коренным, исходным понятием является «человек» – биологическое существо с особой телесной организацией. Понятие личность несколько уже, чем понятие человек. Отсюда и множество определений человека: то он «разумное существо» (animal rationale); то «общественное животное» (zoon politikon); то «человек умелый» (homo faber); то существо, способное создавать символы, наконец, всем привычное – homo sapiens. Ответ на этот вопрос может быть получен в процессе выяснения природы человека и понимания личности не только в психологии, но и смежных науках, ее изучающих.
Представление о собственно человеческой природе покоится на взаимосвязи двух фундаментальных биологических факторов, характерных для человека: это уменьшение доли инстиктивной детерминации поведения и рост объема мозга и, особенно коры головного мозга. Действительно, не считая элементарных инстинктов самосохранения и сексуального влечения, у человека почти нет других врожденных или унаследованных программ поведения. Человека по жизни ведет его разум и он приобретает совершенно новое качество – самосознание, что позволяет ему осознавать самого себя и выделится из природы путем противопоставления ей [2], [3].
Таким образом, существование человека и вся его противоречивая жизнь сводится к основному биологическому противоречию между инстинктами, которых мало, и самосознанием, которого в избытке. Этот конфликт, по удовлетворению потребностей, формирует проблему: свобода и (или) ответственность (детерминизм). Те или иные установки, укоренившиеся в поведении человека в зависимости от его общественного положения, направленные на удовлетворение потребностей, составляют тот или иной тип его характера, выражающий соответствующий тип личности. Именно в личности находят свое выражение собственно человеческие качества.
Проведенный весьма кратко анализ природы человека позволил выявить то, что отличает человека то животного. И эта особенность проявляет себя, прежде всего, на личностном уровне.
Личность изучает не только психологическая наука. В различных связях и отношениях личность изучают философия, социология, история, искусствоведение, эстетика, этика, педагогика, медицина, юридические и другие науки. Психология рассматривает сущность ее психических свойств, состояний и процессов, а также закономерности ее изучения и формирования. Поэтому определение личности, даваемое психологией, уточняет ее более общее определение для всех наук, ее изучающих.
Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.
Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.
Личность в психологии это человек как сознательное и разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Другие источники по психологии рассматривают личность как индивида, обладающего развитым сознанием, занимающим определенное положение в обществе и выполняющим определенную общественную роль. Личность в психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино все психические явления индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Дифференциальная психология делает акцент на изучение индивидуально-психологических особенностей личности и различий между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми.
Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других отраслей психологии.
Одной из наиболее значительных работ, в которой речь идет о личности, является книга Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания»[4]. Личность по Б.Г. Ананьеву, есть индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. В данном определении личности особо акцентируется внимание на роли наследственности и среды в формировании личности.
Личность по К.К. Платонову это психологический облик человека как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем.
Таким образом, личность – феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. Индивид становится личностью в процессе социализации.
Социализация личности – это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества.
Признаки социализации:
· человек обогащается общественным опытом;
· индивидуализируется;
· становится личностью;
· приобретает возможность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.
Условия развития личности: наследственные и окружающая среда. Существует три направления в изучении условий развития:
1) теория конвергенции двух факторов – механистическое сложение наследственного и социального в жизни человека;
2) теория конфронтации двух факторов – это конфликт между культурой, обществом и влечениями индивида;
3) концепция взаимодействия двух факторов – наследственность и окружающая среда не дозируются в дополняющих друг друга пропорциях, а объединяются друг с другом в единое целое.
В широком плане личностьчеловека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социальными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействий других представлений о собственной особе, созданных из представлений других людей о нас самих.
Понятие личности следует отличать от понятий индивида, индивидуальности.
Индивид – это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем рода человеческого.
Индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это и индивидуально неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности).
Личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности.
Психологическая структура личности разрабатывается в рамках комплексного изучения на основе последовательного применения деятельностного подхода и принципа единства всеобщих (родовых), особенных (индивидуальных) и единичных (индивидуально неповторимых и уникальных) качеств. Данная структура образуется совокупностью функционально связанных друг с другом компонентов, которые являются необходимыми и достаточными для осуществления полноценной деятельности.
Соответственно выделяют следующие сферы личности:
1. Потребностно-мотивационная сфера. Это различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы и направленность.
2. Эмоционально-волевая сфера. Она включает субъективно-окрашенные реакции, отношения к окружающему миру, усилия и их переживания. Т.е. это эмоционально-волевые состояния, процессы и свойства личности.
3. Когнитивно-познавательная сфера. Это как получение, хранение, узнавание, воспроизведение, забывание и преобразование информации. Т.е. это когнитивно-познавательные состояния, процессы и свойства личности.
4. Действенно-практическая сфера. Сюда принадлежат проявления человека, как деятеля, практически реализующего себя в мире. Это его способности, навыки, умения, достижения; прагматические аспекты личности.
5. Морально-нравственная сфера. Она включает действия личности, закрепленные в привычках, обычаях, традициях, принципах социальной жизни людей. Т.е. это морально-нравственные состояния, действия и свойства личности.
6. Экзистенционально-бытийная сфера. Она проявляется в состояниях самоуглубления, переживания самой самости, свойствах личности, сопричастностью своему бытию в мире.
7. Межличностно-социальная сфера. Это межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения и т.п.
В настоящее время некоторые исследователи пытаются предсказать, овладеть временным пространством развития личности, её жизни. Но с математической точностью невозможно определить состояние и поведение личности в заданных обстоятельствах. Человек «многоэтажен» и многообразен: ребёнку интересно необычное, подростку хочется себя показать, утвердить, взрослому – себя реализовать. Личность творит сама себя и несёт ответственность за своё становление. Психическое развитие ребёнка, подростка, юноши есть в то же время становление его личности; зрелые годы человека – период зрелости его личности; наконец, старость: убывающие жизненные силы, остановка, а затем и регресс в психическом развитии, а в некоторых случаях и распад личности.
Динамика личности – это, во-первых, деятельность, и, во-вторых, постоянное изменение свойств и качеств человека, в том числе и его развитие.
Человек в период своего становления должен находиться в определенных условиях, обеспечивающие всемерное развитие всех сторон его личности с учетом генетической программы и в соответствии с социальной программой. Становление личности является продуктом деятельности, «наложенной» на генетическую программу развития человека. Однако далеко не всякая деятельность обеспечивает необходимые условия для обучения, развития и воспитания. Наилучшие условия для становления личности обеспечиваются подбором видов деятельности, их содержания форм и методов.
Сколько людей на земле, столько и различных личностей с присущей каждой из них психологической структурой. Есть люди очень похожие, но нет двух тождественных личностей.
Структуры личности представлены многими авторами в отечественной и зарубежной психологии. В отечественной психологии необходимо подчеркнуть наиболее известные структуры, авторы которых Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др. В зарубежной психологии Г. Айзенк, Дж. П. Гилфорд, У. Джемс, Р. Кеттел, А. Маслоу, У. Норманн, З. Фрейд Э. Фромм, К. Хорни, К.Г. Юнг и др.
Наиболее полно приводим психологическую структуру личности предложенную в отечественной психологии К.К. Платоновым, которая определяется ее четырьмя сторонами.
Первая сторона личности – её социально обусловленные особенности: потребности, мотивация, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, которые определяют моральные качества личности. Эту сторону называют направленностью личности. Она формируется путем воспитания и самовоспитания.
Вторая сторона личности – запас имеющихся у человека знаний, навыков, умений и привычек. Эта сторона определяет подготовленность личности к деятельности, уровень её развития, её опыт. Эта сторона формируется путем обучения и научения (самостоятельный процесс формирования знаний, умений и навыков).
Третью сторону личности составляют свойственные данному человеку типичные и устойчивые особенности отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли. Эта сторона формируется путем упражнения.
Четвертая сторона личности – её биологически обусловленные особенности, задатки, особенности высшей нервной деятельности, проявляющиеся в темпераменте, возрастных и половых свойствах. Для их формирования достаточно тренировки.
Рассмотрим первую сторону структуры личности подробнее.
Как отмечал К.К.Платонов, чтобы узнать человека, важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути. Но ещё важнее понять, к чему он стремиться и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел ещё достичь и каким образом намерен добиться поставленной перед собой жизненной цели. Всё это определяет направленность личности, её мотивация.
Характеризуя направленность личности К.К. Платонов выделил следующие ее общие качества: уровень, широта, интенсивность, устойчивость и действенность.
Уровень – это общественно значимые цели, побуждающие личность к деятельности.
Широта направленности определяется кругом интересов, в основе которого важнейшая роль принадлежит профессиональной деятельности.
Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской, определяется психическим состоянием личности.
Устойчивость характеризуется ее протяженностью во времени и связана с настойчивостью как проявлением воли.
Действенность направленности личности определяет активность реализации целей в деятельности.
В основе направленности человека лежат его потребности.
Человек испытывает недостаток в предметах внешнего мира, в определенных материальных условиях в течение всей своей жизни. Для того чтобы жить, он должен есть, пить, иметь одежду, жилище. Наконец, он испытывает потребность в общении с другим человеком.
Под потребностью следует понимать нужду, испытываемую человеком в определенных объективных предметах и условиях, необходимых ему для поддержания своей жизни и развития.
Потребность является особой формой отражения объективной действительности в мозгу человека. Потребность, возникающая у субъекта, переживается им индивидуально, в форме чувств и стремлений, различных по степени своей осознанности (влечений, желаний), но источник возникновения потребностей и предметы, могущие их удовлетворить, находятся вне человека, существуют объективно. Обычно неудовлетворенная потребность субъективно переживается человеком как эмоция недовольства. Таким образом, каждая потребность носит субъективно-объективный характер.
В каждой потребности человек выступает как существо пассивное, страдающее, поскольку он испытывает нужду в предметах, находящихся вне его. Одновременно он выступает и как существо активное, так как испытываемая им потребность является мощным стимулом, побуждающим его к действию.
Все потребности характеризуются определенным предметным содержанием (потребность в пище, жилище, потребность в музыке). Всякая потребность приобретает свое конкретное содержание в зависимости оттого, в каких условиях и каким образом она удовлетворяется. Потребности обладают свойством неоднократно повторяться (характерна цикличность – в пище, во сне).
Потребности развиваются, что связано с увеличением круга предметов, удовлетворяющих конкретную потребность, с изменением форм проявления потребностей и способов их удовлетворения, с возникновением совершенно новых потребностей. Человеческие потребности не имеют предела для своего возникновения и развития.
Различают материальные и духовные потребности. К материальным потребностям относится потребность в одежде, жилище, топливе, орудиях труда и др. К духовным потребностям относится потребность в знаниях, в эстетическом наслаждении, в общении с другими людьми, в творчестве и др.
К материальным потребностям также относится группа так называемых естественных потребностей: потребность в самосохранении, в пище и продолжении рода. Последние две потребности являются как бы дополняющими компонентами первой.
На основе потребности формируется мотив – побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности. Более того, деятельность может иметь сразу несколько мотивов (т.е. быть полимотивированной), тогда она направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность и поведение называем мотивацией.
Интересы выступают как движущая сила, побуждающая, стимулирующая человека к совершению действий и поступков. Понятие «интерес» употребляется довольно часто. В экономических и юридических науках «интерес» истолковывают как выгоду, пользу. В философской литературе под «интересами» (например, классовыми) понимают пользу, соединенную с убеждениями и т.д.
Понятие «интерес» не следует отождествлять с понятием «потребность». Интерес обычно вызывает желание ознакомиться с предметом, потребность - обладать этим предметом. Можно осознавать потребность (в пище), но не испытывать интереса к предмету, удовлетворяющему эту потребность. Но эти понятия могут быть и тесным образом связаны между собой. Так источником многих интересов (эстетических, интеллектуальных) являются соответствующие духовные потребности. Или, например, на основе устойчивого глубокого интереса к музыке возникает потребность в музыке.
Наиболее верным представляется истолкование интереса как избирательной направленности личности. Интерес – это эмоционально окрашенная направленность личности на предметы и явления объективной действительности, связанная со стремлением познать их и влияющая соответствующим образом на всю деятельность личности. В этом определении представлены и познавательные, и эмоциональные, и волевые моменты сложного психического свойства личности, каким является интерес. Интерес - это типично человеческое психическое свойство, возникающее в процессе общественно-трудовой деятельности людей.
В отличие от биологических влечений и инстинктов интерес всегда носит осознанный характер, и главную роль в этом играет мышление. Без мышления не могло бы возникнуть понимание того, с чем сталкивается человек, без него вообще не может возникнуть интерес. Чем выше уровень развития сознания человека, тем более содержательными, глубокими и разнообразными будут его интересы.
Составным компонентом психологической природы интереса являются эмоции и чувства. Человек не безразличен к тому, что его интересует. Интересы связаны с самым дорогим, интимным, ценным для человека, поэтому эмоциональный момент в них занимает видное место.
Интересы стимулируют активность человека, которая направлена на познание объекта интереса, несмотря ни на какие преграды. Поэтому существенной стороной интереса являются волевые процессы и качества личности.
В психологическую структуру интереса входит и внимание. Внимание и интерес связаны между собой. Интерес к предмету одновременно вызывает и внимание к нему.
Интерес часто выступает как индикатор уже имеющихся у человека способностей и как мощный стимул, пробуждающий у него совершенно новые, неизвестные ему ранее способности.
Разнообразные интересы людей можно классифицировать с точки зрения их содержания, то есть тех объектов, на которые они направлены. Существует столько интересов, сколько существует объектов и связанны с ними видов деятельности. Интересы можно сгруппировать, объединяя их по общему для каждой группы существенному признаку. Условно выделяют следующие группы интересов: материальные интересы – к предметам быта, материальному благосостоянию, к одежде и т.д.; познавательные интересы – к конкретным учебным дисциплинам (учебные интересы) и специально научные интересы к отдельным отраслям научных знаний; профессиональный интерес – к различным видам трудовой деятельности человека; общественно-политические интересы – к различным видам общественной деятельности, к политическим вопросам; эстетические интересы – к различным видам искусства и литературы. Все интересы, независимо от их предметного содержания характеризуются следующими особенностями: устойчивостью, интенсивностью или уровнем действенности, глубиной и направленностью.
Устойчивые интересы характеризуются длительностью и могут сохраняться у человека в течение всей его жизни; вторые носят временный, ситуативный характер, т.е. неустойчивые. Они вспыхивают и гаснут, не оставляя существенного следа в жизни личности.
По уровню действенности или интенсивности различают активные и пассивные интересы. Первые захватывают человека целиком, побуждают его к энергичной, плодотворной деятельности. Они являются мощным стимулом всестороннего развития личности, её знаний и навыков, способностей и характера. Люди, испытывающие активный интерес, идут на подвиг, жертвы ради удовлетворения своего интереса. Пассивный интерес стимулирует лишь созерцательную деятельность человека, вызывая удовлетворение, эстетическое наслаждение от самого восприятия объекта интереса.
Различают глубокие и поверхностные интересы. Первые проникают своими корнями в глубь психической жизни человека, они связаны с основными стремлениями личности, налагают свой отпечаток на все её поведение, на весь психический облик личности.
Различают непосредственный и опосредствованный интерес. Первый направлен на сам процесс деятельности, второй – на её результат. Так, человек, испытывающий непосредственный интерес к математике, получает большое удовлетворение от самого процесса решения задач, от занятия математикой. Во втором случае занятия математикой он рассматривает лишь как необходимое средство для удовлетворения своего непосредственного интереса к технике.
Не следует противопоставлять друг другу полярные особенности интересов, так как под влиянием воспитания и самовоспитания они могут переходить в свою противоположность. Например, пассивные, поверхностные, опосредствованные интересы могут превращаться в процессе воспитания в активные, глубокие, непосредственные. Активные, глубокие, стойкие интересы могут приобретать характер наклонности человека к определенной деятельности и, подобно потребностям, становиться неотделимой органической частью духовного облика личности.
Склонность – это положительное внутренне мотивированное отношение к какому-либо занятию. Психологическую основу склонностей составляет устойчивая потребность личности к определенной деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности. Если личность проявляет творческое отношение к деятельности, стремится к постоянному накоплению знаний и совершенствованию умений и навыков, то такая склонность называется призванием и в единстве с соответствующими способностями выступает как одарённость.
Под мировоззрением, как формой направленности личности, понимают систему взглядов на природу, общество и человеческое мышление. В узком плане мировоззрение понимают как систему взглядов на общественную жизнь, т.е. морально-политические принципы личности.
Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, её целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, но и сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Мировоззрение необходимо для ориентации, для определения своего места и своей роли в общественном развитии. Мировоззрение только тогда полноценно, когда личность претворяет в жизнь свои взгляды, руководствуясь ими в обществе, семье, трудовой деятельности. Связь мировоззрения с поведением является одним из важнейших показателей качеств личности. Бывает, что человек един и в своих мыслях, и в своих делах. Но бывает и так, что человек обнаруживает два разных лица: одно, когда он высказывает свои взгляды, и совсем другое, когда действует. При положительных качествах мировоззрение превращается в глубокие убеждения личности.
Убеждённость – обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он руководствуется в жизни. Убеждённый человек – это целеустремленный, стойкий, страстный человек, способный отстаивать свои взгляды и свои дела.
На основе мировоззрения складывается нравственный идеал, который служит основным мотивом и планом самовоспитания личности.
Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Человеку свойственно предвосхищать будущее на основе обобщения прошлого и настоящего. Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и от установки личности, её взглядов, интересов, общей воспитанности.
Таким образом, направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.
С позиций психологической науки активность личности обусловливается совокупностью потребностей, побуждающих её через сложную систему осознанных и неосознанных мотивов к деятельности. Процесс удовлетворения потребностей является внутренне противоречивым. Потребности, как правило, не удовлетворяются немедленно после их возникновения. Для их удовлетворения необходимы материальные средства, определенный уровень готовности личности к деятельности, знания, умения и т.п. Активность бывает внешней (движения, мышечные усилия), внутренний (психическая активность) – это размышление, вспоминание, творческая активность, гражданская (социальная активность).
Движущие силы психического развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.
Несколько иной подход в плане поиска источников активности личности выдвинут австрийским психологом В. Франклом, основателем «Третьей Венской школы психотерапии» (первая школа – психоанализ 3. Фрейда, вторая – индивидуальная психология А. Адлера).
Согласно B. Франклу главным источником активности личности и её основной движущей силой является смысл жизни. Поэтому «стремление к смыслу» выставлено в противовес принципу удовольствия (иначе «стремление к удовольствию»), на котором сконцентрирован фрейдовский психоанализ, а также в противовес «стремлению к власти», выделяемому адлеровской индивидуальной психологией.
В. Франкл учился у 3. Фрейда и А. Адлера. Его личная судьба сплелась с наиболее трагическими событиями, связанными с разгулом фашизма, а то, как он пережил все, что выпало на его долю, вызывает глубокое уважение. Три года в Освенциме, Дахау и Терезненштадте не сломили его духа. Именно здесь он укрепился в мысли о том, что не от условий, а, прежде всего, от самого человека зависит, как он будет себя вести.
По Франклу для человека необходимо обнаружить смысл – логос – своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинного человеческого бытия. Под смыслом жизни понимается позиция личности, её отношение к другим людям, забота о своих близких: родителях, детях, муже, жене; это её творчество, деятельность и т.д. Отсутствие или потеря смысла создает вакуум: человек теряет содержание своего существования, он испытывает скуку, предаётся пороку или испытывает тяжелые переживания, подобные кризису пожилых людей. Смысл имеет конкретное содержание и составляет сущность жизни каждого человека. Обретя смысл, человек отвечает за свою жизнь. Из этого следует, что личности, на определенных этапах формирования, необходима коррекция, помощь в поиске смысла своей жизни.
В самом общем виде «развитие личности» есть становление особой формы целостности – Я-концепции. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте (не говоря уж о взрослом периоде жизни) должны быть согласованными (не противоречащими друг другу), иначе произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей [5].
Я-концепцию или самосознание можно рассматривать как непрерывный процесс, в основе которого лежит все время усложняющаяся деятельность самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и способность регулировать свое поведение и деятельность [6].
Самосознание включает в себя 4 компонента (по В.С. Мерлину) [7]:
- сознание отличия себя от остального мира;
- сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
- сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
- социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Критерии самосознания:
1) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
2) осознание своей активности – «Я, управляю собой»;
3) осознание себя через другого – «То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»;
4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.
В структуре самосознания можно выделить:
– осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я;
– осознание своих реальных и желаемых качеств – «реальное Я» и «идеальное Я»;
– познавательные, когнитивные представления о себе;
– эмоциональное, чувственное представление о себе.
К-Роджерс выделяет четыре параметра «Я»-концепции:
– real self-concept (реальное представление о себе);
– social self-concept (представление о своей социальной роли);
– phusical self-concept (представление о собственном физическом состоянии);
– ideal self-concept (представление о своих целях, планах и желаниях на будущее).
Американский психолог М. Розенберг выделяет уже шесть образов «Я»:
– «настоящее «Я» – каким индивид видит себя в действительности в данный момент;
– «фантастическое «Я» – каким, по мнению человека, он мог бы стать;
– «будущее или возможное «Я» – каким следует быть, исходя из усвоенных норм и образов;
– «будущее или возможное «Я» – каким, по мнению человека, он мог бы стать;
– «идеализированное «Я» – каким приятно себя видеть;
– «ряд изображаемых «Я» – образование масок, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные, болезненные черты, слабости своего настоящего «Я» [8].
Различные проявления самосознания регулируются процессом самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности [9]. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов (индивидуализированных отражений действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность [10]). Самовоспитание формируется на относительно позднем этапе онтогенеза (в подростковом возрасте), связано с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию.
По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значимой силой саморазвития личности.
Компоненты самовоспитания: самоанализ личностного развития, самоотчет личности, самоконтроль личности. В приемы самовоспитания входят: самоприказ, самоодобрение, самовнушение.
Самовоспитание базируется на адекватной самооценке и оценке.
Оценка личности, её поведения, деятельности, осуществляется другим, компетентным человеком, экспертом. В роли экспертов могут быть люди, хорошо знающие личность: педагоги, руководители, друзья, родители и др. Экспертная оценка может выражаться количественными и качественными показателями. Принимая мнение экспертов, личность вносит определенные коррективы в свое поведение, отношение, деятельность.
Самооценка входит в состав Я-концепции и развивается вместе с самосознанием личности.
Самооценка – это компонент самосознания, направленный на оценку человеком своего «Я», своих действий, поступков, слов, чувств и т.п. Содержание самооценки многоаспектно, также как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее морально-нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценки отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающей степень знания личностью соответствующих ее особенностей и отношение к ним, имеет свою линию развития. В связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен. Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Формы взаимодействия самооценок – единство, согласованность, взаимодополнение, конфликтные отношения – предшествуют процессу выработки единой самооценки, сопровождаются поисками личности самой себя, непрерывным вниманием к своему внутреннему миру с целью понять степень своей ценности в обществе, найти и определить свое место в системе сложнейших социальных, профессиональных, семейных и просто личностных связей и отношений.
По своему составу самооценка сложна не только потому, что она многоаспектна и включает различные уровни содержания, но и потому, что эти содержания могут быть различных уровней осознанности. В процессе становления единой самооценки личности, ведущая роль принадлежит ее рациональному компоненту. Именно на основе самоанализа происходит как бы «проявление» недостаточно ясных компонентов самооценки и их «введение» из сферы неосознаваемого в сферу сознательного. Самооценка формируется при более или менее активном участии самой личности и несет на себе отпечаток своеобразия ее психического мира, не совпадая в некоторых своих элементах с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности, поведении. Нравственным критерием самооценки служит общественная ценность осознаваемых качеств личности.
Уровни самооценки:
– неадекватная высокая самооценка (завышенная);
– адекватная высокая самооценка;
– средняя самооценка;
– адекватная низкая самооценка;
– неадекватная низкая самооценка (заниженная).
Адекватная или правильная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности.
Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнения о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Она может быть завышенной или заниженной.
Человек с завышенной неадекватной самооценкой, как правило, переоценивает свои возможности, личные качества, может стать высокомерным, заносчивым, нетерпимым к чужим мнениям и оценкам. Для такого человека характерны внутренние конфликты, нарушение организации деятельности. Человек может озлобиться, проявлять подозрительность или ярко демонстрировать высокомерие, что ведет к утрате межличностных контактов.
Человек с заниженной неадекватной самооценкой характеризуется устойчивой неуверенностью в себе, недооценкой своих возможностей, качеств, может стать очень пассивным, боязливым, эмоционально обедненным. Заниженная самооценка наиболее устойчивая. Великий писатель и психолог Л.Н. Толстой личность сравнивал с математической дробью, в числителе которой духовные свойства человека, а в знаменателе – его мнение (самооценка) о себе. Об одном из своих сыновей Л.Н. Толстой с горечью заметил, что у того знаменатель – бесконечность. А значит результат (частное) стремится к бесконечно малой величине. Формирование правильной самооценки – важнейшая задача воспитания и самовоспитания личности.
Виды самооценки:
– личностная – оценка человеком своих способностей, потенциальных возможностей, личных качеств, внешнего облика;
– текущая самооценка – это оценка человеком своих действий и поступков.
Самооценка связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний характеризует:
1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель).
2. Выбор личностью цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент).
3. Желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»).
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций – тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или не достижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (заниженным или завышенным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуаций соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.д. Итак, взаимосвязь самооценки, уровня притязаний, уровня достижений и возможных последствий можно свести к схеме (рис. 1.3.1).
Самооценка (СО) | Уровень притязаний | Уровень достижений | Психологические последствия | |||
Адекватная | Адекватный | Удачи | Самоуважение | |||
Неудачи | Фрустрации, невроз | |||||
Завышенная | Завышенный | Удачи | Самоуважение | |||
Неудачи | Фрустрации | |||||
Заниженная | Заниженный | «Комплекс неполноценности» (при низкой СО) | ||||
«Социальная хитрость» (при высокой СО) |
Рисунок 1.3.1 -Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний, уровня достижений и возможных последствий
Самоуважение – обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратно пропорционально уровню притязаний [11] (рис. 1.3.2).
САМОУВАЖЕНИЕ = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЕ |
Рисунок 1.3.2 – Формула самоуважения
Чем выше притязания, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он мог себя уважать.
Фрустрации – специфическое эмоциональное состояние человека, возникающее в результате появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Препятствия могут быть: физическими, биологическими, психологическими, социокультурными.
Виды препятствий (по Т. Дембо) [12]:
– внутренние – те, которые препятствуют достижению цели;
– внешние – те, которые не дают субъекту выйти из ситуации.
Виды фрустрированного поведения:
– двигательное возбуждение;
– апатия;
– агрессия и деструкция;
– регрессия.
Невроз – заболевание, возникающее вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая его не удовлетворяет [13].
Подводя общий итог, можно сделать следующие выводы:
1. Самосознание формируется в процессе жизнедеятельности индивида.
2. Факторы, влияющие на самосознание: восприятие индивида другими; самоанализ; социальные ценности, ожидания, идеалы; опыт социального поведения; внешние данные, ощущение силы и здоровья.
3. Самосознание имеет определенную структуру и обладает определенными критериями.
4. Самовоспитание является продуктом самосознания.
5. Самооценка является частью самосознания и имеет влияние на него.
6. Самооценка имеет уровни, которые определяют степень удовлетворенности индивида собой.
7. Самооценка развивается в онтогенезе.
8. Самооценка связана с уровнем притязаний и уровнем достижений, что налагает определенный отпечаток на его психическое состояние и поведение.
9. Оценка играет ведущую роль в формировании самооценки индивида до юношеского возраста. В последующем, роль оценки уменьшается и несет для индивида информационный характер.
Я-концепция или самосознание развивается на базе сознания. «Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как личность становится самостоятельным субъектом» – писал С.Л. Рубинштейн в статье «Самосознание личности и ее жизненный путь» [14].
Личность, рассматривая себя в системе «Я как индивидуум», устанавливает свою идентичность в близких отношениях с другими людьми и в трудовой деятельности. Формирование идентичности – непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир.
На основе идентичности формируется генеративность – попытка увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир (выполняется посредством профессиональной деятельности, художественного творчества или воспитания детей) [15].
Система «Я как член семьи» предполагает у индивида наличие определенной социальной роли (я как ребенок, я как супруг(а), я как родитель и т.д.). Исследования, проводившиеся в форме интервью, показали, не менее 90 % мужчин и женщин считают, что их семейные роли и обязанности являются важнейшими компонентами при определении себя [16].
Система «Я как работник» рассматривает профессиональное «Я» личности. Работа для некоторых – не более чем способ заработать себе на жизнь. Другим она дает шанс проявить свои творческие способности и навыки; она позволяет повысить им свою самооценку, завоевать уважение у окружающих. Для третьих работа является почти наркотиком – деятельностью, заниматься которой их неодолимо влечет какая-то внутренняя сила. Существует взаимодействие между внутренней мотивацией к труду и идентичностью работника (рис. 1.3.3).
Все три микросистемы имеют влияние на самосознание индивида, т.к. эти системы имеют ведущее значение на протяжении дальнейшей жизни.
На образ «Я» влияют различные изменения в любой из этих систем (болезни, развод, профессиональный успех или неудача и т.д.).
В период ранней взрослости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное состояние. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семья, профессия, привычный образ жизни. Новообразование ранней взрослости – овладение профессией. При успешном разрешении психологического конфликта человек имеет оптимальную самооценку и строит отношения с социумом на основе понимания и доверия. При неблагополучном разрешении конфликта индивид испытывает одиночество и остракизм, которые могут сопровождаться добровольной изоляцией от общества.
Внутренняя мотивация к труду | ||
Идентичность человека как компетентного работника | Вовлеченность в работу | |
Продуктивность труда |
Рисунок 1.3.3 – Схема взаимодействия между внутренней мотивацией к труду и идентичностью работника
Конфликты развития в среднем возрасте (Р. Пэк) [17]: признание ценности мудрости против признания ценности физических сил; уравновешивание социального против сексуального начала в человеческих отношениях; катексисная (эмоциональная) гибкость против катексисного обеднения; умственная гибкость против умственной ригидности. Новообразование средней взрослости – овладение социальной ролью и статусом.
Кризис возраста поздней зрелости связан с изменением социальной роли и поиском новых жизненных планов. Новообразование поздней взрослости – приобретение мудрости.
Мудрость – взвешенные суждения и полезные советы по важным или неясным вопросам, представляет собой кульминационный пункт в развитии человеческого интеллекта.
Основными составляющими мудрости как экспертного знания являются:
· фактуальные знания о практической стороне жизни;
· знание контекста жизни и общественных перемен;
· процедурные знания практической стороны жизни;
· знания, учитывающие относительность ценностей и жизни;
· знания, учитывающие неопределенность жизни.
Период данного возраста характеризуется сменой социального статуса. Реакция на уход на пенсию зависит от таких факторов, как желание оставить работу, здоровье, финансовое положение и отношение коллег.
Подготовка к выходу на пенсию состоит из трех частей:
1. «Сбрасывание оборотов». С возрастом люди начинают освобождаться от ряда трудовых обязанностей или сужать сферу ответственности.
2. Планирование. Люди тщательно планируют свою жизнь на пенсии.
3. Жизнь в ожидании пенсии.
Изменение статуса сказывается на семейных и личных отношениях, когда люди учатся приспосабливаться к прекращению активной воспитательной деятельности в семье, к ролям дедушек (бабушек) и прадедушек (прабабушек), к осуществлению ухода за больным супругом. Такие события, как потеря супруга и близких друзей, в старости могут вызвать чрезвычайно сильный стресс. Многие пожилые люди, оставшись одни после смерти супруга, страдают от одиночества. Однако вдовство может также дать человеку возможности для личностного роста и активности.
Целостная психическая организация личности проявляется в определенном стиле жизни и поведения. Наиболее полно характеризуют личность такие свойства как целеустремленность, воспитанность, цельность, активность, оригинальность, профессионализм и др. Эти и другие свойства личности формируются в процессе обучения и научения, воспитания и самовоспитания. Однако воспитание не всемогуще, так как развитие личности имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, а не является лишь пассивным отражением объективных условий. Понятие внутренней логики отражает простую мысль: индивид, являясь существом саморегулирующимся, в процессе развития приобретает такие свойства, которые не предопределены однозначно ни внешними воздействиями, ни внутренними, в том числе природными данными. Эти свойства есть результат взаимодействия внешнего и внутреннего, результат деятельности человека как единого и саморегулирующегося целого.
Контрольные вопросы
1. Почему введено понятие личности в психологию и другие науки?
2. Структура личности по К.К.Платонову.
3. Дайте понятие направленности личности и назовите характеристики ее структурных компонентов
4. Дайте понятие оценки и самооценки личности.
5. Назовите основные источники активности личности.