Условия эффективного общения

1)коммуникативная заинтересованность, которая устанавливает паритетность вне зависимости от социального статуса и ролей участников общения;

2)настроенность на мир собеседника: успешность речевого общения определяется умением говорящего представить мир слушающего и в соответствии с этим организовать свою речь;

3)умение слушать собеседника.

4)умение понять замысел говорящего. Важно помнить, что умение понять не означает принять точку зрения или замысел собеседника.

5)умение использовать разнообразные способы передачи информации. Иными словами, говорящий должен «вложить душу» в то, что он сообщает. Речь должна быть выразительной, эмоциональной, искренней и т.д.

6)обстановка, внешние обстоятельства: настроение, наличие посторонних, форма общения (телефон, записка, беседа с глазу на глаз и т.п.).

Соблюдение норм речевого этикета.

Существует два вида слушания:

А) нерефлексивное, т.е. «молчаливое» слушание. Оно не всегда бывает уместным, т.к. молчание можно принять за «знак согласия».

Б) рефлексивное – активное вмешательство в речь собеседника с целью создания доверительной обстановки, правильного понимания собеседниками друг друга.

Существует 4 способа правильно слушать:

1)одобрение;

2)частичное повторение того, что было сказано;

3)сопереживание;

4)обобщение.

В зависимости от ситуации необходимо правильно выбрать тот или иной вид слушания.

Схема 5. Невербальная коммуникация.

Невербальная коммуникация Паралингвистическая информация
взгляд
мимика

жесты

телодвижения
поза
дистанция
Темп и тембр речи

7.4. Невербальная коммуникация.*

Эффективность общения зависит не только от того, как понят текст собеседника, но и от умения понимать и правильно интерпретировать невербальную, или паралингвистическую информацию, включающую:

• взгляд собеседника;

• мимику;

• жесты;

• телодвижения;

• позу;

• дистанцию в общении с Вами;

*Материал в сокращенном и измененном виде приводится по: О. В. Баркова, Л. В. Выборнова, В. Н. Кирсанова,И. П. Кирсанова, Е. Н. Пескова.РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.- Челябинск, 2007.-с.12-20

• темп и тембр речи.

Информация данного типа является неосознаваемой, так как порой человек желает ее скрыть, чтобы собеседник не понял его истинных чувств, мыслей, намерений. Психологи называют этот канал каналом утечки информации.В качестве средств приема и передачи информации данного типа используются следующие средства:

1) телесный контакт; 2) дистанция между общающимися; 3) их положение в

пространстве по отношению друг к другу; 4) внешний вид; 5) поза; 6) жесты;

7) мимика; 8) взгляд; 9) паралингвистические особенности: «риторические

уловки», энергетика речи; интонация: (темп речи; ритм речи; громкость; артикуляция), смех.

Умение «считывать», понимать и сопоставлять невербальную информацию с вербальной помогают Вам составить представление:

О морально-личностном потенциале Вашего собеседника:

• его внутреннем мире;

• настроении;

• чувствах и переживаниях;

• намерениях и ожиданиях;

• степени решительности или отсутствии таковой и т.д.

Несомненно, что по речи человека, создаваемым им текстам, мы определяем уровень его компетентности, речевой и интеллектуальной культуры, социальную принадлежность и т.д. Но, согласитесь, речевые тексты можно «подделать». Поэтому правдивую информацию о том, что представляет собой человек на самом деле, каковы его мотивы, цели и помыслы, мы получаем по невербальному информационному каналу, сопоставляя его данные с вербальной информацией.

Французский психолог Франсуа Сюдже, автор книги «Правда о жестах», считает, что 55% информации мы узнаём из жестов и мимики собеседника, 38% –– из его интонации, и только 7––10% –– из слов, текстов.

Б. Шоу в предисловии к сборнику своих избранных пьес отмечал, что существует 50 способов сказать слово «да» и 500 –– слово «нет», а вот написать эти слова можно только одним способом каждое: да и нет.

Наши рекомендации