История становления психологической диагностики
Предпосылки становления психологической диагностики заключаются в объективно существующих индивидуальных различиях между людьми, поэтому изучение человека начинается ещё до нашей эры для определения и выделения особенностей, присущих людям в разных сферах жизнедеятельности: для распределения обязанностей, отбора чиновников, поступления в школу. Определение и изучение индивидуальных различий проходило длительное становления, первые попытки с точки зрения современности были иногда изощрёнными, неадекватными, не имеющими научной основы. Например, в 413 году до нашей эры Афинская армия потерпела поражение на Сицилии, из 7000 оставшихся солдат, брошенных в каменные карьеры возле Сиракуз, имели право на жизнь и освобождение из плена те, кто был способен повторить стихи Еврипида. В Древней Греции Пифагор в основанную им школу осуществлял отбор по таким признакам, как: смех, походка, прохождение экстремальных испытаний.
Значимым фактором в становлении психологической диагностики стала книга Хуана Хуарта, изданная в 1575 г., посвященная измерению интеллектуальных и умственных способностей у детей. Также в конце XIX - начале XX вв. известность приобрели такие «науки», как френология, физиогномика, графология, которые объединяет попытка поиска средств изучения и выявления психологических особенностей людей.
Значительную роль в становлении зарубежной психодиагностики сыграло введение всеобщего обязательного начального образования в Германии, что вызывало необходимость отбора стойко неуспевающих детей в специальные образовательные учреждения.
Наиболее известными учёными, внёсшими вклад в становление научной психодиагностики, являются следующие: Ж. Эскироль, Э. Сеген, Ж. Итар. Ж. Эскироль занимался разграничением умственной отсталости от психических заболеваний, предлагал классификацию умственной отсталости, но обучение умственно отсталых лиц считал невозможным или малоперспективным. Ж. Итара называют «отцом олигофренопедагогики», так как он занимался обучением и воспитанием мальчика Виктора, найденного в Авейронском лесу и жившего с волками. Ж. Итар добился значительных успехов, чем и способствовал становлению и развитию научной мысли о возможностях обучения умственно отсталых лиц. Э. Сеген также занимался обучением и воспитанием умственно отсталых детей. До сих пор всемирную известность имеют доски Э. Сегена, направленные на изучение и развитие сенсорной сферы человека, а также невербального интеллекта в целом. Возникала необходимость измерения индивидуально-психологических особенностей личности с помощью математики и статистики, в психологическую науку проникала идея эксперимента. Наибольшую известность в данном направлении приобрели труды: Ламберта Кьютела - моральная статистика, Вольфа - психометрия, Э.Вебера и Г. Фехнера -психофизика, Ф. Дондерса - «ментальная хронометрия». В. Вундт является родоначальником экспериментальной психологии, так как в 1979 году он основал первую лабораторию экспериментальной психологии, где в основном изучались ощущения и реакции человека.
Основателями тестирования являются: Ф. Гальтон, Дж. М. Кеттелл, А. Бине, Т. Симон. Ф. Гальтон занимался измерением человеческих способностей, в 1884 г. он открыл антропометрическую лабораторию для измерения физических и умственных свойств. Дж. М. Кеттелл обратился к измерению ума, создавая и совершенствуя умственные тесты («динамометрия», «зоны чувствительности», «время распознавания цветов» и др.). Таким образом, эти «тесты» измеряли психофизические параметры. Наиболее известными стали тесты интеллекта А. Бине и Т. Симона. Созданию данных тестов способствовало участие А. Бине в деятельности Комиссии по разработке средств выявления умственно отсталых детей, которая была создана Министерством народного просвещения Франции в 1904 г. Эта средства должны были помочь в организации образования умственно отсталых лиц. А. Бине и Т. Симон последовательно создают 3 варианта «Метрической скалы (шкалы) умственных способностей»: 1905, 1908 и 1911 гг. Каждый последующий вариант был усовершенствован по сравнению с предыдущим. А. Бине ввёл понятие «умственный возраст», который на основе тестов можно было сопоставить с хронологическим. Несмотря на недостатки предложенных серий заданий, тест стал основным инструментом психодиагностики, на основе данных тестов была отработана технология создания тестов вообще. В 1912 г. В. Штерн на основе тестов А. Бине и Т. Симона предложил определять относительную меру интеллекта человека - коэффициент интеллекта IQ. Формула его такова:
1Q = (умственный возраст / хронологический возраст) х 100 %
Основными вехами зарубежной психодиагностики XX века стали следующие. В 1921 г. выходит книга Г. Роршаха «Психодиагностика», в которой автор описывает созданную им методику, основанную на перцепции - чернильные пятна. К концу 1920-х годов существовало уже около 1300 тестов, то есть шло бурное развитие тестологии. Начинался кризис тестирования, связанный с тем, что тесты предлагали ограниченное, фрагментарное знание о личности, запросы практики не удовлетворялись в полной мере. В 1930-е гг. появилось много новых тестов, одни из самых известных: прогрессивные матрицы Дж. Равена для измерения интеллекта, тест Бэбкока для диагностики снижения интеллекта, тест тематической апперцепции (проективная методика) Г. А. Мюррея, а также тест Д. Векслера для оценки разных сторон интеллекта. Происходит преобразование формулы IQ в плане изменения понятий на «достигнутый (реальный) показатель», который сопоставляется с «ожидаемым средним показателем для возрастной группы». В 30-е гг. также идёт совершенствование психометрии. В 1940-е гг. разработка новых тестов обусловлена потребностями Второй мировой войны – созданию групповых тестов для нужд армии (отбор морских офицеров, пилотов, командного состава и др.). В 1942 г. появляется вторая редакция теста Д. Векслера - «армейский Векслер», в 1949 г. им опубликована шкала для определения уровня интеллектуального развития детей от 5 до 15 лет. Появляется шкала для обследования младенцев от 2 до 30 месяцев. Также известными становятся Миннесотский многоаспектный личностный опросник, опросник Г.Ю. Айзенка, методика С. Розенцвейга, методика на завершение предложений Саймондса, проективный рисунок человека К.С. Маховер, методика цветового выбора М, Люшера. В 1955 г. появляется шкала Д. Векслера для измерения интеллекта взрослых от 16 до 64 лет, в 1958 г. - Культурно - свободный тест для измерения интеллекта, также известным становится тест GATB, использующийся службами консультации и профессионального отбора. В 1950-е гг. развивается направление измерений личности: шкала проявлений тревожности Дж. Тейлора, MMPI, Моудслейский личностный опросник, методика репертуарных решёток, проективная методика «Зверинец» Р. Заззо для обследования детей и др. Также развивается направление диагностики креативности, значительный вклад в которое внёс Дж. Гилфорд. 1960-е гг. - годы дискуссий о тестах, критика проективных методик. В 1967 г. появился новый вариант шкалы Д. Векслера для оценки уровня интеллектуального развития дошкольников и младших школьников. В 1969 г. были представлены шкалы развития младенцев Бейли. Проводилась разработка критериально-ориентированного тестирования. Также 1960-е гг. известны появлением компьютеризированных тестов и «Стандартов для тестирования в образовании и психологии». В 1970-е гг. продолжается критика тестирования, обвинения касаются сегрегации людей, низкой валидности методик и др. Тем не менее, количество тестов продолжает увеличиваться, в 1974 г. появляется новая редакция шкалы Д. Векслера для детей. Появляются новые личностные опросники, продолжается компьютеризация психодиагностики, появляется второе издание «Стандартов», на основе которых составляются требования к психодиагностическим методикам, их разработчикам и пользователям. В 1980-е гг. намечаются положительные изменения в отношении тестирования, но вопросы валидности по-прежнему остаются актуальными. В 1981 г. выходит ещё один вариант шкалы Д. Векслера, новая версия этой шкалы также появляется в 1989 г. В период с 1982 по 1989 гг. издаётся пятитомник «Успехи в психологии человеческого интеллекта». Увеличивается количество личностных опросников, продолжается развитие интереса к факторным исследованиям личности. Появляется большое количество компьютерных версий тестов. Совершенствуются нормативно-правовые основы деятельности психологов. В 1990-е гг. наиболее популярными в диагностике остаются шкалы Д. Векслера: в 1991 г. выходит третья редакция шкалы для детей, в 1998 г. - третья редакция шкалы для взрослых. Продолжает развиваться интерес к диагностике младенцев и детей раннего возраста, а также к изучению роли ситуаций в поведении людей. Большое число тестов предполагается с помощью использования компьютера.
Предпосылками становления психодиагностики в нашей стране являются работы и научные взгляды учёных: И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. В середине-конце XIX века в отечественную психологию были внесены экспериментальные методы исследования, идущие от физиологии высшей нервной деятельности и от зарубежных исследований В. Вундта. В большей мере психодиагностика в нашей стране стала развиваться в начале XX века в связи с открытием в 1908-1910 гг. первых школ и классов для умственно отсталых детей (вспомогательных) и необходимостью отбора в них учащихся. Массовые обследования детей проводились группой учёных: Е.В. Герье, В.П. Кащенко, М.П. Постовской, Г.И. Россолимо и др. Среди известных отечественных учёных можно выделить Г.И. Россолимо, Ф.Е. Рыбакова, А.Ф. Лазурского, Л.С. Выготского. Г.И. Россолимо предложил систему исследования психических процессов - «Психологические профили», где изучались 11 психических процессов. Ф.Е. Рыбаков разработал тест для изучения уровня пространственного воображения «Фигуры Рыбакова». Л.Ф. Лазурский разработал и обосновал естественный эксперимент, включающий элементы целенаправленного наблюдения и специальные задания. Л.С. Выготский внёс неоценимый вклад в психологию и педагогику, в том числе и в психодиагностику, на становление которой повлияли его учения: о сложной структуре дефекта, о динамическом подходе к изучению ребёнка, о зонах ближайшего и актуального развития, о развивающем влиянии процесса обучения, о психологическом диагнозе. В 20-30-е гг. шло активное использование тестов - «бум тестирования»; педагогами, психологами и врачами большое внимание уделялось проблемам и учения детей, разрабатывались диагностические методики. Но не все психодиагностические методики, применяемые на практике, были совершенны и не всегда их использовали специалисты, поэтому результаты обследований иногда оказывались неточными или недостоверными. Также существовали и социально-идеологические проблемы в диагностике интеллекта. Это вызвало критику массового тестирования. 4 июля 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое накладывало запрет на психодиагностику в нашей стране. Дальнейшее развитие психодиагностики можно отнести уже к 50-70-м гг. В 1969 г. на Центральном совете Общества психологов СССР психодиагностика была признана одной из наименее развитых областей психологического знания, которая нуждается во внимании исследователей. Значительный вклад в становление психодиагностики во второй половине XX века был внесён такими учёными, как: Б.Г. Ананьевым, Г.М. Дульневым, С.Д. Забрамной, Б.В. Зейгарник, В.И. Лубовским, А.Р. Лурией, В.Н. Мясищевым, Ж.И. Шиф и др. Во второй половине 1970-х гг. возрастает интерес к зарубежной психодиагностике. В 1980-1990-е гг. начинают появляться отечественные психодиагностические методики - К. Акимова, А.Е. Личко, В.В. Столина и др. Обращается внимание на разработку профессинально-этических норм в отношении создания и использования психологических тестов. Постепенно начинается внедрение компьютерных вариантов психодиагностических тестов. Значительным событием впсихологической диагностике стало создание в Петербурге ИМАТОНа - предприятия, призванного заниматься подготовкой и распространением психологических тестов: как зарубежных, так и отечественных, а также совершенствованием знаний и повышением квалификации в области психодиагностики психологов-практиков. Несмотря на трудности становления отечественной психодиагностики, она смогла стать самостоятельной областью знания, достичь успехов в теории и практике.
Таким образом, становление психодиагностики изначально обусловлено интересом к изучению индивидуальных различий между людьми. Далее ведутся попытки создания приёмов и средств к данному изучению, которые не всегда имеют научный и обоснованный характер, затем в связи с запросами практики и тенденциями развития общества начинают появляться методы и методики психодиагностики, первыми из которых становятся эксперимент и тест, далее -проективный метод и метод опросников. Значительное внимание уделяется диагностике интеллекта. Первоначально выявление умственной отсталости является преимущественно медицинской проблемой, а затем в связи с появлением потребности отбора детей и специальные образовательные учреждения - психолого-педагогической. За рубежом и в нашей стране становление психодиагностики имеет своеобразие и различную динамику развития.