Методы обучения межкультурной коммуникации
Поведение людей, принадлежащих к другим культурам, не является чем-то непредсказуемым, оно поддается изучению и прогнозированию, но только для этого требуется специальная подготовка к межкультурной коммуникации. Основными традиционными методами подготовки к успешному межкультурному общению являются беседы, рассказы очевидцев или представителей разных культурных групп, сбор информации об истории, традициях того или иного народа, о его культурных ценностях, просмотр и обсуждение видеоматериалов, дискуссии. Изучение иных культур, их особенностей и традиций позволяет овладеть необходимыми навыками для коммуникации с ее представителями и может существенно изменить отношение к своим культурным ценностям. Наряду с этим, огромное значение имеют методы активного вовлечения в ситуации межкультурного общения: проживание в инокультурном окружении, учеба в поликультурных группах, работа в малых поликультурных группах над совместными проектами и т.д.
В современном многонациональном обществе перед культурной политикой того или иного государства ставиться задача введения полиэтнического и поликультурного компонента в систему образования. В современных условиях расширения обмена между народами и странами в области деловых отношений, туризма, науки и искусства возникает потребность в научно обоснованной выработке рекомендаций по методам эффективного общения и взаимопонимания. Тема диалога, взаимопонимания между различными социальными общностями становится одной из ведущих в гуманитарных и социальных исследованиях. При этом большое внимание уделяется межкультурным различиям, специфике социокультурных систем, которые рассматриваются как устойчивые факторы их взаимодействия. Особенно это актуально для России, где проживает более 150 разных народов, создавших свою самобытную культуру, имеющих различия в языках и наречиях, придерживающихся разных религиозных обычаев и традиций.
Задачами современного межкультурного образования учащихся являются следующие:
♦ личностное развитие каждого учащегося, что предполагает индивидуальный подход к нему;
♦ развитие этнической и культурной грамотности, т. е. достижение учащимися определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры имеющихся в обществе этнических групп — своей и «чужих»;
♦ осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развитие интегративных процессов;
♦ формирование этнокультурной компетентности, т. е. не только позитивного отношения к наличию в обществе разных этнокультурных групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать с представителями иных культур (Стефаненко Т. Этнопсихология. M., 1999, с. 91)
Модели поликультурного обучения могут быть типологизированы следующим образом:
1. По методу обучения — дидактическому или экспериментальному. Дидактические модели основаны на положении, что понимание культуры приходит со знаниями истории, традиций и обычаев, необходимых для эффективного взаимодействия с ее представителями. Экспериментальные модели основаны на постулате, что больше всего знаний люди извлекают из собственного опыта (отсюда практика проведения ролевых и ситуационных игр, тренингов).
2. По содержанию обучения— общекультурному или культурно-специфическому. Общекультурное обучение способствует осознанию того, что существуют психические явления (негативные стереотипы, предубеждения), которые мешают гармоничным межэтническим отношениям. Культурно-специфичное обучение позволяет учащимся понять принципы взаимодействия с представителями иной культуры1.
Таким образом, система поликультурного образования призвана избавить людей от устаревших этноцентрических взглядов, от разного рода этнических стереотипов и предрассудков, она должна способствовать всестороннему развитию человека, повышению его общей культуры, формированию таких качеств, как терпимость к религиозных и культурным различиям, открытое дружеское отношение к представителям иных народов, готовность к диалогу и конструктивному сотрудничеству в решении общенациональных вопросов.
Современная система образования располагает широким выбором различных способов и методов обучения межкультурной коммуникации. Однако, как показывает практика, наиболее эффективными среди них являются те, которые не преподносят готовые факты из реальной жизни, а требуют анализа этих фактов в виде диагностики и анализа конкретных ситуаций межкультурного общения и генерирования всех имеющихся знаний и навыков для преодоления культурного непонимания. По этой причине в системе межкультурного обучения получили распространение преимущественно активные методы: дискуссии, разнообразные игры, анализ ситуаций, тренинги, позволяющие полностью погрузиться в активное контролируемое общение. Именно активные методы межкультурного обучения — имитационные и деловые игры и тренинги позволяют познакомиться с проблемами в динамике, дают возможность участникам прожить необходимое количество времени в конкретных ситуациях межкультурной коммуникации.
В современной коммуникативистике существует несколько апробированных способов подготовить индивида к межкультурному взаимодействию. Их можно разделить на три группы:
• по методу обучения - дидактические или эмпирические;
• по содержанию обучения - общекультурные или культурно-специфические;
• по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов, - когнитивной, эмоциональной, поведенческой.
Итак, методы обученияиндивида могут быть дидактические — просвещение, ориентирование, моделирование, а таже эмпирические — тренинг.
Просвещение представляет собой процесс приобретения знаний о культуре, к контакту с которой человек целенаправленно готовится. Перед поездкой в другую страну необходимо получить хотя бы минимум знаний по истории, географии, узнать об обычаях и традициях жителей этой страны. Так, в США долгое время подготовка специалистов и дипломатов, выезжающих на длительное время за границу, строилась на имитационной игре, которую называли «классной комнатой». Им давали достаточно обширные знания о стране пребывания, правда, они носили, в основном, абстрактный характер. Двольно скоро обнаружилось, что подобные знания не слишком помогали в реальной жизни, а реакции местных жителей на действия и поведение американцев нередко сильно отличались от ожидаемых. Поэтому сегодня «классные комнаты» все чаще дают не конкретные знания о какой-либо стране, а учат переселенцев и визитеров «обучаться» правильному поведению.
Ориентирование также представляет собой обучающую программу, цель которой – быстро познакомить человека с основными нормами, ценностями и правилами поведения в чужой культуре. Для этого используют пособия, которые иронично называют «культурными поваренными книгами». В них обычно даются рецепты поведения в наиболее часто встречающихся ситуациях.
Моделирование – это такой метод обучения, который предполагает получение необходимых знаний на основе исследования искусственных моделей (условных образов, схем и процессов) соответствующих ситуаций межкультурного общения. Как правило, в качестве моделей межкультурного обучения используются описания поведенческих реакций представителей соответствующих культур.
В то же время, по мнению зарубежных специалистов, отмеченные методы обучения не дают достаточного количества знаний и навыков для межкультурного взаимодействия. Каким бы полным ни был объем передаваемой ими информации, обучающие всегда оказываются недостаточно подготовленными для этого вида общения. Этот недостаток призван компенсировать тренинг межкультурной компетентности.