Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. в ст. 7 дает перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Анализ их содержания показывает, что, по существу, все они сводятся к наличию определенного рода сведений о фактах, событиях или лицах, имеющих прямое отношение к задачам оперативно-розыскной деятельности, сформулированным в ст. 2 того же закона. Способность выступать в качестве оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий составляет специфическое качество этих сведений.
С другой стороны, известно, что результаты оперативно-розыскной деятельности - категория информационная, их применение в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 11 комментируемого Закона призвано информационно обеспечивать решение следующих задач:
- уголовно-процессуальной деятельности (для подготовки и проведения следственных и судебных действий; способствования доказыванию по уголовным делам; розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда); результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;
- оперативно-розыскной деятельности (для проведения оперативно- розыскных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, выявление и установление причастных к преступной деятельности лиц, розыск без вести пропавших);
- уголовно-исполнительной деятельности (для розыска лиц, уклоняющихся от исполнения наказания; предупреждения злостных нарушений режима содержания в исправительных учреждениях)[79].
Иными словами, результатами оперативно-розыскной деятельности являются, по существу, также различные сведения о фактах, событиях и лицах, имеющих отношение к тем или иным криминальным фактам, но выступающие уже в роли конкретных фактических данных, т. е. полученных в соответствии с определенными, предъявляемыми к самой деятельности требованиями.
В этом смысле сама оперативно-розыскная деятельность представляет собой деятельность компетентных органов по преобразованию сведений из категории оснований для ее осуществления в категорию сведений как фактических данных о соответствующих объектах. Сущностью механизма такого преобразования является дополнение, обогащение первоначальных сведений какими-либо новыми сведениями, способными придать исходной информации статус фактических данных. Реализация этого механизма и составляет содержание информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, представляющего в настоящее время весьма развитый, сложный (многогранный) и самостоятельный вид оперативно-служебной деятельности.
Его назначение состоит в снабжении оперативных подразделений компетентных органов сведениями, необходимыми для принятия различных решений и осуществления целесообразных действий. С другой стороны, тесно связанная с добыванием, переработкой и использованием самых различных сведений об интересующих оперативные подразделения объектах, оперативно-розыскная деятельность является по своей сути во многом деятельностью информационной, поскольку без наличия определенных сведений невозможно качественное и результативное осуществление оперативно-розыскных мероприятий, в то же время и сами эти мероприятия направлены на добывание необходимых сведений. В этом смысле можно сказать, что информация - это и основание, и цель, и средство, и результат оперативно-розыскной деятельности; структура (алгоритм) действия находится в сильной зависимости от качества, полноты и достоверности лежащей в его основе информации.
Как мы видим, в основе всей информационной работы компетентных органов лежит понятие информации. Ее определение дается в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «Информация - это любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Используемое в теории оперативно-розыскной деятельности понятие «информационное обеспечение» близко по содержанию к используемому в данном Законе понятию «информационные технологии», под которыми понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Распространение информации осуществляется в форме предоставления заинтересованным подразделениям или сотрудникам необходимых им сведений. В контексте задач, решаемых в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, понятие информации обретает вполне конкретное значение. Здесь она рассматривается как средство решения задач, определенных в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Информационная работа (информационное обеспечение) представляет собой специфический вид служебной деятельности по созданию, организации функционирования и совершенствованию информационных систем, обслуживающих организационно-управленческую, профилактическую, оперативно-розыскную и другие виды деятельности. Следовательно, информационное обеспечение применительно к оперативно-розыскной деятельности заключается в своевременном, быстром и оперативном обеспечении органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, различного рода информацией, которая помогла бы им в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и неопознанных трупов, принадлежности имущества и т. п. Иными словами, информационное обеспечение в оперативно-розыскной деятельности осуществляется путем использования соответствующих информационных систем.
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информационной системой принято понимать организационно упорядоченную совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. То есть информационными системами называют комплекс форм и методов сбора, обработки и выдачи информации, необходимой для решения оперативно- служебных задач.
В настоящее время в органах внутренних дел сложилась сложная система объектов и источников сосредоточения различного вида сведений, которые могут быть использованы в целях информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности.
Прежде всего, в этих целях используется информация, сосредоточенная в различных видах учетов, ведущихся специализированными подразделениями компетентных органов- информационными центрами, экспертно-криминалистическими подразделениями, оперативными службами МВД, ГУВД, УВД в виде автоматизированных информационно- поисковых систем, банков данных, картотек, коллекций, различного вида дел, журналов и т. п. Причем существующая на данный момент система всех видов учетов, используемых для целей оперативно-розыскной деятельности, включая и входящие в нее оперативные учеты, сложилась не сразу, а прошла длительный путь становления и развития. Прежде всего, ее развитие происходило под влиянием потребностей практики и с учетом развития средств механизации и автоматизации обработки собранных данных, изыскания оптимальных возможностей по получению требуемых сведений, их систематизации, быстрого отыскания и использования заинтересованными субъектами.
Как показывает анализ практики, в оперативно-розыскной деятельности используется самая различная информация о представляющих оперативный интерес объектах: это практически любые сведения, способствующие решению задач оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем, далеко не все сведения могут быть отнесены к категории «оперативной информации» или информации, имеющей оперативное значение. В соответствии с ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» к таковой может быть отнесена информация, содержащая сведения, которые являются основаниями для проведения оперативно- розыскных мероприятий либо являющиеся результатами проведения таких мероприятий. Источники такой информации могут быть различными, но чаще они специально формируются или подбираются оперативными подразделениями компетентных органов для предоставления сведений, которые могут иметь значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Получаемые из этих источников сведения документируются в устанавливаемом ведомственными нормативными актами порядке.
Основное содержание оперативной информации составляют сведения о лицах и деятельных формах проявления их криминальной активности. Такое понимание содержания оперативной информации обусловлено персональным характером уголовной ответственности и разведывательно- поисковой направленностью оперативно-розыскной деятельности на ее получение. Оперативная информация выполняет две основных функции - оперативной идентификации и оперативного ориентирования.
Как уже отмечалось, важное значение для информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности имеют сведения о различных категориях лиц. Однако с конкретными лицами связано множество различных признаков, характеризующих как самих этих лиц, так и особенности их поведения, в том числе преступного. В принципе, в банках оперативной информации все признаки, да и все сведения вообще, должны быть увязаны с конкретными лицами, т. е. идентифицированы. При наличии такой связи появляется возможность установления лица по имеющимся в информационных накопителях (банках данных) признакам. Если эта связь устанавливается однозначно, можно говорить о полном отождествлении лица по некоторому набору признаков, если же неоднозначно, то имеет место оперативное ориентирование. Поэтому банки данных оперативной информации - это различные сведения о явлениях, событиях криминального характера, связанные с признаками конкретных лиц. Такие банки всегда содержат как бы два взаимосвязанных набора признаков: установочные и идентификационные признаки конкретных лиц и признаки некоторых характерных особенностей их поведения и связей с иными объектами - предметами, людьми, событиями или фактами. При внесении в банк данных какого-либо из учитываемых признаков может быть установлено связанное с ним лицо или группа лиц. Установление этой связи и является основным назначением информационного обеспечения оперативно- розыскной деятельности.
Исходя из сказанного о содержании оперативной информации в целом ее источниками могут являться различные сведения, содержащиеся в многообразных носителях, в числе которых:
данные на учитываемых лиц, организованные в виде алфавитно- справочных картотек;
банки полных словесных портретов учитываемых лиц; списки связей подучетного контингента; справочные карточки на нераскрытые преступления (СК-НП); формализованные списки лиц, проходящих по уголовным делам и делам оперативного учета;
формализованные информационные материалы на криминальные объекты;
справки о результатах проведенных оперативно-розыскных мероприятий;
источники дактилоскопической идентификации (стандартные дактилоскопические карты, отрезки дактопленки или фотографии);
фотографии подучетных лиц, без вести пропавших, неопознанных трупов;
видеоматериалы на учитываемые категории лиц и объектов; фотокомпозиционные (рисованные) портреты разыскиваемых преступников;
собственноручно выполненные документы лиц, представляющих оперативный интерес, образцы подписи и др.
В отличие от других видов служебной деятельности специфика оперативно-розыскной деятельности состоит в том, что осуществляющие ее подразделения и сотрудники имеют и специально создают свою систему информационного обеспечения путем создания системы источников оперативной информации. В качестве таковых выступают различные категории лиц, оказывающих содействие или сотрудничающих с компетентными органами на различной основе. Этот аппарат осведомителей приобретается оперативными сотрудниками для получения и передачи в их распоряжение самой различной информации об объектах оперативного интереса. Эффективность оперативно-розыскной деятельности подразделений во многом зависит от характера и качества данной «информационной системы».
Подбирая и привлекая к сотрудничеству негласных сотрудников, руководители и работники различных служб и подразделений преследуют цель обеспечения достаточного для решения оперативных задач уровня оперативной осведомленности о признаках и характере криминогенных процессов и криминальной активности определенных лиц.
В соответствии с ведомственными нормативными актами к числу источников оперативной информации могут быть отнесены сведения, содержащиеся в проверочных материалах, карточках и делах оперативного учета, сообщениях (записках) негласных сотрудников, справках и рапортах оперативных сотрудников, а также производные от указанных информационные материалы. Формы и содержание этих документов могут быть весьма разнообразными.
К категории оперативно значимых могут быть отнесены практически любые сведения, если они могут быть связаны с принятием каких-либо решений оперативно-розыскного характера. Это могут быть сведения, почерпнутые из открытых источников, банков данных самого различного назначения. Ко всем этим сведениям предъявляется одно требование: они потенциально должны обладать свойством выступить в качестве повода либо основания для проведения оперативно-розыскных действий. Такая информация должна являться предметом анализа и оценки с целью выявления оперативного значения содержащихся в ней сведений.
Таким образом, сущность информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности состоит в создании надежных систем сбора, обработки, хранения и классификации по определенным признакам различных сведений о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, имеющих отношение к криминальным фактам, и обеспечении своевременного их отыскания и выдачи субъектам указанной деятельности для эффективного решения задач борьбы с преступностью.