Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Психолого-педагогическое изучение дошкольного возраста.
Изучение детей можно начинать с рождения, проводят в случаях: наличия признаков раннего органического поражения головного мозга, социальной, эмоциональной депривации, в детских домах, при отвержении ребенка матерью. На 1-ом году жизни чаще используют шкалу развития Гезела, Денверовскую скрининговую методику, сетку Моженова – изучение моторного, сенсорного, эмоционального развития, развитие предметных действий, голосовой активности, способности взаимодействовать с взрослыми с постепенным усложнением заданий, состояние активного бодрствования, отсутствие соматических заболеваний, сухой, сытый, неутомимый.
Изучение познавательной сферы (1-3 года), эмоциональной сферы, предречевое и речевое развитие, двигательное развитие, установить отсутствие нарушений зрения и слуха. Детей привлекают к шумам, речи, использование барабана, речь-шепот. Зрение – картинки и предметы подносят вплотную к глазам. Как относится к результату исследования, работает ли сам: можно использовать методики: доска Сегена, складывание пирамидок, матрешек (2-3), парные картинки (2-4), разрезанные картинки (2-3). Внимание на общий эмоциональный фон настроения, контактность с взрослым, эмоциональная реакция, требования, трудности, неуспех. Дети к 2,5-3 годам сами могут устанавливать ошибки.
3-7 лет – могут установить положительный эмоциональный контакт, давать похожие задания, легкие приводят к успеху. Задания носят игровой характер, должны учитывать уровень познавательной сферы. Установить уровень ориентировочных действий: хаотичные, перебор вариантов, целенаправленные пробы (4-5лет), практическое применение, зрительная ориентация.
Психолого-педагогическое изучение школьного и подросткового возраста.
Особенности изучения младших школьников – качественная характеристика учебных навыков: чтения, письма, счета. Изучение характера ошибок. Какие причины стоят за рассеянным вниманием. Неподготовленность к обучению в школе. Неблагоприятные условия воспитания в семье, Астенические состояния ребенка, ЗПР, умственная отсталость, нарушение слуха и зрения.
Особенности изучения подростков. Диагностика проводится, когда необходимо уточнить диагноз, квалифицировать состояние психики для выяснения причин трудностей в адаптации, изучение семьи, класса, отношения с педагогами, профориентационные задачи, расширяется арсенал диагностических методик: опросники, тесты.
Психолого-педагогическое изучение детей с сенсорной патологией.
Изучение должно быть системным, изучение с учетом возраста, нарушений. Изучение ребенка с нарушением слуха связано с непониманием обращенной к нему речи, отсутствие своей речи, все это затрудняет общение с ребенком и применение методик.
Требования к обследованию слабовидящих: освещенность, ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5-10 мин. Дошкольники, младшие школьники – 15-20 мин.), смена видов деятельности (несвязанная с зрительным напряжением), контрастность (80-90%), пропорциональность изображений, соответствие реальному цвету, использовать желто-красно-оранжевые, зеленые тона, соблюдать расстояние до глаз.
В дошкольном возрасте обращать внимание на то, понимает ли ребенок свои отличия. В школьном возрасте – степень изолированности, дискомфорт, компетентность и на зависимость от дефекта. На сколько увеличивается время выполнения заданий, размеры и контрастность фигур, загруженность фона. Смотрят на сформированность учебной деятельности, абстрактного мышления, произвольности и мотивации. Обязательно присутствие матери. Исследование проводят в удобном положении.
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Нарушения эмоционально-волевой сферы. Трудности обследования из-за того, что с ними трудно взаимодействовать. Организация обследования:
- лонгитюдное исследование (динамичность).
- исследование индивидуально.
- исследование должно быть комплексным.
Начинают изучать уровень нарушений эмоционально-волевой сферы, нарушений коммуникации (появление дискомфорта), отсутствие комплекса оживления, контакт глаз, особенности мимики, симбиоз с матерью, нарушения речи, мутизм – отказ от речевого общения, эхололия – повторяет то, что уже сказано, наличие речевых штампов (фраза из сказки), не говорит от первого лица, преобладает монолог, развитие речи опережает развитие двигательных навыков. Нарушения поведения: полевое поведение (видит тряпку - трет), немотивированная агрессия, аутоагрессия, поведенческие стереотипы. Познавательную сферу лучше изучать в игре, шифровка, решение математических задач, проективные методики, ТАТ.
5. Психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями развития.
Сложные нарушения – нарушения двух и более выраженных нарушений (зрение и ДЦП, зрение и речь), поражение нескольких функциональных систем. Важно развести пораженные системы. Медицинское и нейрофизиологическое обследование до проведения психолого-педагогического. Метод наблюдения выходит на первый план. Исследование дома. Первичное обследование – направить ребенка к нужному специалисту, наладить контакт с семьей, повторное – диагностика, обучение, развитие ребенка. Трудно установить степень глухоты, слепоты. Учитывать реактивные состояния по поводу ухудшения зрения или слуха, эти состояния путают с шизофренией, психопатией. Учитывать особенности адаптации в новых условиях, уровень овладения действиями, экспериментальные задания должны быть короткими, понятными, привлекательными (яркими).
59. Схема анализа результатов психологического обследования.
Содержание анализа психологического обследования представляет выделение наиболее существенных показателей, которые характеризуют развитие психики на момент обследования и показывают особенности формирования отдельных функций в их взаимосвязи. Конечным результатом анализа является психологический диагноз. В процессе анализа результатов могут быть выделены следующие этапы:
1. оценка познавательной деятельности ребенка, выделяют операциональные характеристики и непосредственные показатели мыслительной деятельности,
2. оценка эмоциональной сферы, способность к аффективной регуляции, оценка личностных и межличностных отношений,
3. кроме этого выделяют оценку статических компонентов: уровень сложности выполнения задания, характеристика рисунка,
4. динамические характеристики: эмоциональный фон, темп работы, поведение ребенка в процессе обследования, особенности деятельности.
60. Общие требования к составлению психологического заключения.
· поведение ребенка в процессе обследования, как ребенок понял ситуацию обследования, контактность, ориентация на выполнение задания, критичность к результату, ошибкам, мотивация, изменение эмоционального фона, совместная деятельность с взрослыми.
· Характер деятельности: возможность ребенка к целенаправленной деятельности, импульсивность, ригидность, степень ориентации на других людей, отношение к результату, успеху, неуспеху, похвале.
· Темповые характеристики деятельности и особенности работоспособности, быстро - медленно, размеренно, темп выполнения заданий одного типа. В темпе деятельности – общий тонус, появление усталости, импульсивность – расторможенность.
· Особенности моторики, характер материальных предпочтений, моторная гармоничность, ловкость ребенка, возможность выполнять сложные ритмические действия.
· Уровень отдельных психических процессов и функций: память, восприятие, мышление, анализ эмоциональной сферы, личностные особенности.
В заключении отражаются: основные данные о ребенке, жалобные претензии со стороны родителей, педагогов, анатомические данные, особенности внешнего вида, поведения, особенности регуляции поведения, особенности поведения ребенка, когнитивная сфера, уровень интеллектуального развития, особенности личных и межличностных отношений. Выставляется психологический диагноз, прогноз развития, рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.
61. Понятие о компенсаторных феноменах. Адаптационные и компенсаторные процессы.
Компенсация - процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций, путем использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных. Анохин, Лурия, Выготский, Братус выделяют 2 типа перестроек нарушенных функций:
- внутрисистемную (органическая),
- межсистемная (функциональная).
Внутрисистемная – достигается путем замещения поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности. Компенсация может возникать под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного обучения, иногда она может происходить спонтанно.
Межсистемная – связана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем (включая проекционные и ассоциативные области коры головного мозга). Этот вид компенсации не требует особого обучения, если процессу компенсации подвергаются элементарные физиологические функции. А компенсация высших психических функций возможна только после специального обучения.
Декомпенсация - возникает при неблагоприятных условиях: чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, прекращение коррекционных занятий и приводит к распаду сложившихся компенсаторных механизмов или приводит к рецидиву.
Компенсация может происходить на 2 уровнях:
На биологическом (телесном) – автоматический.
На психологическом – уровень сознательный, оценка своих возможностей, благодаря позитивному отношению к себе, связан с работой защитных механизмов и коппинг - стратегий поведения.
Психологическая защита – система стабилизации личности, направленная на ограждение сознание от неприятных, травмирующих переживаний, связанными с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги.
Коппинг-стратегии – сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладения со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу. Решение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание.
Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем высшей нервной деятельности и проходят несколько фаз:
1. обнаружение нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан с самим расстройством, его последствиями и различными отклонениями в поведении и деятельности.
2. оценка параметров нарушений в его локализации и выраженности.
3. создание программы последовательности компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов.
4. реализация процесса.
5. остановка компенсаторного механизма и закрепление полученного результата.
Адаптация – составная часть приспособительных реакций системы на изменения среды существования, которая выражается в том, что система реагируя на изменения существующих для нее параметров (дефекты среды) перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование в изменившейся среде.
Адаптация способствует тогда, когда нарушается равновесие между индивидом и средой при нарушении (изменении) последней. Механизмы адаптации могут быть как морфологические (биологические) так и поведенческие.
В адаптационном процессе выделяют 3 фазы:
1. равновесие индивида со средой,
2. нарушение равновесия, вследствие изменений среды,
3. восстановление утраченного равновесия.
62. Защитные механизмы и копинг-стратегии. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации.
Психологическая защита – система стабилизации личности, направленная на ограждение сознание от неприятных, травмирующих переживаний, связанными с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги.
Коппинг-стратегии – сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладения со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу. Решение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание.
Выготский выделяет несколько вариантов компенсаторного развития ребенка:
1. реальная компенсация – возникает в ответ на более или менее реально учитываемые трудности.
2. фиктивная – установка настороженности, подозрительности, мнительности как компенсация защиты себя от возникающих трудностей. Такую компенсацию можно назвать также бредовой
3. бегство в болезнь - т.е ребенок может прикрываться своей слабостью, начиная культивировать в себе болезнь, дающую ему право требовать повышенного внимания к себе
Декомпенсация – возрастные кризисы, психогенные ситуации, соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нервные стрессы и переутомление могут привести к срыву нервной системы и декомпенсации, когда у ребенка снижается работоспособность, нарушаются темпы развития (усвоение учебного материала замедляется, изменяется отношение к окружающим, к учебе, внимание становится неустойчивым, возможности памяти).
Гиперкомпенсация – подчеркнутая защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психологической неполноценности Ч, при которой Ч пытается преодолеть ее прикладываю для этого значительно большие усилия, чем требуется.
Псевдокомпенсация – шантаж окружающих своими болезнями, чтобы вызвать сочувствие и получить поблажки.
На способ компенсации влияет обстановка в которой воспитывается ребенок, а самое главное – семья.
63. Понятие коррекции. Понятия «реабилитация» и «абилитация», их социально-психологический контекст.
Коррекция – центральное понятие специальной психологии и специальной педагогики. Слово «коррекция» от латинского «улучшение», «исправление». Коррекция – это система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на ослабление физических и психических нарушений. Это попытка довести дефект до минимума. С точки зрения психологии моментом достижения оптимального результата коррекционной работы является выведение элементарной психологической организации и уровень высшей психической деятельности.
Коррекция может быть прямой и косвенной. Прямая коррекция предполагает использование специальных материалов, косвенная предполагает, что в процессе обучения наступит продвижение в развитии ребенка, совершенствуется ее психомоторная и мыслительная деятельность. Путями коррекции при этом являются исправление, уточнение, обогащение имеющегося опыта и формирование нового. Правильно говорить о коррекции развития, а не дефекта.
Принцип коррекционно-развивающего обучения предполагает слияние коррекционной работы с учебным процессом. Основными средствами коррекции являются традиционные и нетрадиционные. Традиционные: игра, учеба, труд, внеклассные мероприятия, общественно-полезная деятельность, лечебно-профилактические мероприятия (сбалансированное питание, витаминизация, закаливание, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение, соблюдение режима, аромотерапия, иппотерапия, арттерапия, музыкотерапия, дельфиноперапия). В осуществлении коррекционной работы является осознание проблемы и поиск выхода из нее у родителей и ребенка.
Реабилитация – это внешний процесс. Понятие появилось в 60-х, реабилитация – это система государственных, социально-экономических, медицинских, профилактических, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности; на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация касается как детей, так и взрослых. В результате реабилитации у человека должно сформироваться активное отношение к своему здоровью, желанию что-то изменить. Реабилитационные мероприятия направлены на восстановление того, что считается жизненными опорами человека, прежде всего себя, жизненного окружения. Поэтому существуют виды реабилитации: семейная, социально-психологическая, профессиональная. С точки зрения психологии, дефект приводит к конфликту полноценных человеческих потребностей с возможностью их реализовать, и направлена реабилитация.
Реабилитация – восстановление утраченных свойств, качеств, направленное на протекание компенсаторных процессов. Она предполагает формирование адекватной самооценки, расширение представлений о жизненной перспективе, трудовых установок.
Абилитация – преодоление или исправление нарушений с которыми индивид уже родился, т.е., когда говорят об абилитации, то у человека нет нормального развития.
Абилитационные мероприятия – система раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования, с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений.
64. Социализация детей и подростков с особенностями психофизического развития.
В специальной психологии процесс социализации является центральным конструктом, который позволяет особым образом посмотреть на онтогенетическое развитие ребенка и на цели обучения и воспитания. Представления о социализации не четкие. Понятие социализации отражает зависимость развития ребенка от социальной ситуации развития: определенными внешними изменениями в жизни ребенка (ребенок идет в школу) и психологическими субъективными изменениями. Изменение форм, способов и переживаний этих отношений и изменение участие в них механизма формирования субъекта социальных отношений процесса социальных отношений – интериоризация (Выготский).
Процесс интериоризации представляет собой формирование высших форм поведения и психической деятельности ребенка, т.е. его субъектности или сознательного представления личности как процесс перехода внешних отношений с другими людьми внутрь. В процессе социализации для ребенка важно освоить идеальные культурные образцы психической деятельности и поведения.
Социализацию можно рассматривать как различные аспекты интериоризации высших психических функций, выстроенных в определенной последовательности.
1. Начальным этапом социализации является осуществление интериоризации как превращение социальных форм проявления и психической деятельности индивидуума. Интериоризация социальных требований отражает процесс перехода от внешних источников развития к внутренним, и процесс превращения ребенка в субъекта своего развития.
Поэтому интериоризация как превращение социальных форм деятельности в индивидуальные, отражает переход от системы отношений к миру других людей, к системе мира самого ребенка. Социальные отношения могут выражать в различных сферах психического: сенсорных эталонов в образе мира, в способах использования различных орудий, социальных мотивов, социальных ролях, нормах и правилах поведения. Система человеческого отношения к миру, осваиваемая ребенком в результате становиться для него эталоном, опосредующем регуляцию собственной деятельности.
2. Интериоризация как освоение идеальных форм культуры. Средством осмысления и освоения идеальных форм культуры является продуктивное действие, через это действие ребенок воспроизводит в собственной деятельности культурные образцы и изменяет уже сложившиеся формы поведения. Благодаря совершению продуктивных действий происходит переход от воссоздания сложившихся у ребенка способов действий созданию новых, которые отвечают идеальным представлениям социальных требований. В результате этого у ребенка формируются процессы построения замысла и целеобразования.
Замысел выступает основанием для регуляции деятельности и является началом любого практического и умственного действия. Через продуктивное действие ребенок осознает, что ему надо делать. На основе этого у него формируются навыки, согласно заданному алгоритму деятельности.
3. Интериоризация как переход внешней деятельности во внутреннюю. Характеризует процесс практических и умственных действий (понимаются действия репродуктивные), которые совершаются по определенному знакомому образцу, эти действия являются результатом действий продуктивных, которые осмысленны и осознанны. Логика развития умственных и практических действий состоит в сворачивании, что представляет собой переход из внешнего во внутренний план – автоматизация действий.
4. Интериоризация знаково-символических средств культуры. Интериоризация знаково-символических средств культуры позволяет овладеть собственной деятельностью и позволяет заместить спонтанные формы поведения и психических функций на произвольные, регулируемые и опосредованные формы поведения. Механизм данного типа интериоризации представляет переход от использования внешних физических объективных средств культуры к применению внутренних средств, т.е. это переход от спонтанного использования внешних, а затем и внутренних средств культуры к осмысленному применению.