Проблема соотношения единиц мышления и речи

Проблема соотношения языка и мышления

Типы мышления. Единицы мышления.

Сознание не совсем равнозначно мышлению.
Сознание – философская категория. Мышление– это процесс или феномен.
Мышления существует в двух формах – чувственно-наглядное мышление и абстрактное мышление.
Чувственно-наглядное и абстрактное мышление так или иначе отображаются в сознательных процессах.

Чувственно-наглядное мышление, базирующееся на первой сигнальной системе, свойственно и животным. Эта форма отражения мира, представляющая мышление в действии (поведении) и проявляющаяся в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение физиологических потребностей. Однако в рамках этой формы мышления возможно образование очень сложных мыслительных структур.


Абстрактное мышление – отвлеченно-понятийное(собственно-человеческая форма мышления, которая развивается только со становлением речи).
А.М.отличается функциональным употреблением слова или другого знака для анализа или синтеза действий. Ед-ца А.М. – понятие как совокупность сущностных свойств реалии

Единица чувственного мышления – ощущение (отражение свойств предметов объективного мира возникающие в результате непосредственного воздействия их на рецепторы и нервные центры коры головного мозга).
Опосредованно - абстрактное мышление –реакция на слово, которое замещает собой реалии.
Ощущение(у животных и человека)–превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Ощущения способны образовывать очень сложные структуры. Оказывают сильное, неосознанное воздействие на человека и его функции (напр. запахи способны изменять ритм дыхания – ошибки программистов сокращаются на 20% от запаха лаванды)
Восприятие– наглядно-образное отражение мира в объектной целостности предметов и явлений. В. Возникает на основе ощущения.
Но! Ощущение отражает отдельное свойство предмета, В. – предмет в целом.
Хар-р В. Зависит от прошлого опыта, от ассоциативной базы.
Представление – это чувственный образ предметов и явлений, ранее воздействовавших на органы чувств. (переходная ед-ца от чувственного к абстрактному мышлению).

Суждение –эта форма мысли, в которой из одного или неск. известных суждений возникает новое суждение, содержащие новое знание.
Умозаключение – форма мышления, при которой из одного или нескольких известных нам и определенным образом связанных суждений получается новое суждение, содержащее новое знание: Все жидкости упруги. Вода – жидкость. Следовательно, вода упруга.

Проблема соотношения единиц мышления и речи

Не только в лингвистике, но и в логике, психологии, философии давно используются термины значение, понятие, смысл, семантика, сигнификат, денотат, знание, мнение, тезаурус и другие для обозначения/выявления связей между мышлением и речью, сознанием и языком.


Перечисленные понятия являются компонентами моделей разной сложности и отражают представление исследователей о характере связей мышления и речи как в парадигмах разных наук, так и в разных парадигмах одной определенной науки.
Дискуссионность проблемы обусловлена как сложностью и противоречивостью природы мышления, сознания, речи, языка, так и недостаточностью наших знаний о ней.
С одной стороны, речь и мышление = порождение духовной деятельности человека как homo sapiens, мышление и речь индивидуальны и психичны.
С другой стороны, мышление и речь возникают и эволюционируют только если человек включен в социальные отношения.

Если рассматривать мышление и речь феноменально, в их реальном бытии, то их процессуальность - одно из главных их свойств.

Нейролингвистический аспект проблемы – см. афазии

Философский аспект проблемы
Мнение: язык фактически = мышление. (вербализм – мышление всегда вербализируется в языке)
М. Мюллер: «Язык есть мысль, а мысль есть язык» «Мы думаем словами и ничем более, как словами» «Мысль фактически так же неотделима от языка, как язык от мысли».
Блунфилд: реально существует только язык, мышление – фикция

А.Ф. Лосев: «мысль и язык фактически совершенно нерасторжимы и вливаются в общее безбрежное море объективной действительности».

Но! При установлении сущностных характеристик речи (естественного языка) и мышления очевидно обнаруживается их разноприродность и разноструктурность, неизоморфность, что и позволяет говорить о существовании речи и мышления как разных феноменов (реалий).

Лингвистический аспект проблемы
Результативный подход - из наличия сложного взаимодействия между речью и мышлением при несовпадении их как генетическом, так и структурном.

Но язык не является чем-то внешним по отношению к мышлению: между ними нет отношения формы и содержания. Язык самым непосредственным образом включается в процесс мышления. Поэтому психологи и психолингвисты чаще говорят о речемыслительном процессе, процессе речи-мысли или о речевом мышлении.


Гумбольдт «язык следует рассматривать не как мертвый продукт, но как созидающий процесс
Э. Сепир - исследования основополагающей для языка категории значения.
Э. Сепир «речь не есть простая деятельность, выполняемая одним или несколькими органами, приспособленными биологически для этой цели. Это чрезвычайно сложная и постоянно изменяющаяся система приспособительных реакций в мозгу, в нервной системе, в органах артикуляции и слуха, направленных на достижение конечной цели коммуникации»

Л.С. Выготский - язык есть система саморазвивающаяся, вероятностно структурирующаяся в результате обмена со средой веществом, энергией, информацией.


Психологический аспект проблемы – см. внутренняя речь

Наши рекомендации