Проблемы деонтологии и развития социального обслуживания в России
Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос - долг, должное, надлежащее, логос - наука) – это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей.
Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом, и государством, перед соци альной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.
Принципы деонтологии социальной работы
личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;
компетентности специалиста;
рационального подхода к решению поставленных задач;
соответствия полномочий и ответственности;
правовой регламентации деятельности;
подотчетности;
инициативы и творческого подхода;
организованности и дисциплины;
контроля и проверки исполнения;
критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;
доверия и свободы действий;
поощрения и наказания и другие.
Условно деонтологию социальной работы можно рассматривать по тому, какие субъекты и объекты рассматриваются как стороны конкретного профессионального отношения.
Принципы деятельности социального работника
1. Принятие человека таким, каков он есть
2. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий
3. Конфиденциальность
4. Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях
5. Ответственность социального работника за результаты своей деятельности
6. Порядочность социального работника во взаимодействии с клиентом
В целом профессиональное сообщество социальных работников должно вести целенаправленную работу по формированию профессионального самосознания своих членов, убежденности в необходимости соблюдения всех этических принципов.
Социальное обслуживание – это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.
Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.
В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, малообеспеченность, безработица.
Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.
Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания – социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.
Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.
Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций др.).
Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако, здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры.
Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.
В области защиты инвалидов – одной из самых уязвимых категорий, необходимы:
- увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации;
- увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;
- оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.
В заключении хотелось бы сказать, что социальное обслуживание населения это механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Поэтому важно, что бы в законодательстве были прочно закреплены социальные приоритеты и гарантии. В России постепенно должна выстраивается новая модель системы социального обслуживания, отвечающая актуальным потребностям общества и экономическим возможностям государства.