Расчет экономической эффективности от введения системы мероприятий по развитию персонала
На основе проведенных исследований качество услуг или степень удовлетворенности клиентов при проведении сходных мероприятий в зарубежной туристской компании увеличилось в среднем на 40%, а текучесть персонала уменьшилась на 10% [28, c. 8].
Прирост прибыли от реализации в ОАО «Совет по туризму и экскурсиям» можно определить в соответствии с методикой компании «Хониуэлл», о которой пойдет речь ниже.
Для начала оценим затраты, необходимые для проведения системы мероприятий по развитию персонала организации.
В первый год каждому наставнику доплачивается ежемесячно по 1 000 руб. или 25% от должностного оклада, а количество наставников зависит от количества вновь поступивших на работу сотрудников и составляет 20 человек (см. табл. 6). В результате затраты на наставничество должны составить около 240 000 руб. в год.
Поскольку стоимость комплексного тренинга на одного человека составляет около 8 500 руб., а таких тренингов планируется два в год, количество же обучаемых 24 человека, то затраты составят 408 000 руб.
Обучение троих менеджеров отдела по въездному туризму на курсах английского языка в туризме (1 семестр – спецкурс) обойдется в год в 18 000 руб., а обучение четырех референтов дополнительному иностранному языку (2 семестра) обойдется в среднем в 48 000 руб. В целом, затраты составят 66 000 руб.
Сведем все затраты компании в результирующую таблицу.
Таблица 16
Оценка затрат на развитие сотрудников ОАО «Совет по туризму и экскурсиям»
№ | Мероприятия | Примерная стоимость, тыс. руб. |
1. | Наставничество | |
2. | Тренинги | |
3. | Иностранный язык | |
4. | Итого |
Все затраты на развитие персонала учитываются в косвенных расходах ОАО «Совет по туризму и экскурсиям», которые включают: заработную плату менеджеров по туризму и управленческого персонала, арендные платежи, амортизацию, затраты на обучение и переподготовку кадров и т.д.
Что касается, прямых расходов на формирование туристских маршрутов, то они в ОАО «Совет по туризму и экскурсиям» включают: визы и страховки, проживание, питание, транспортные услуги, экскурсионные программы, услуги гида-переводчика. Таким образом, полная себестоимость турпутевок в компании складывается из прямых расходов на формирование тура и косвенных расходов организации.
Согласно методике американской компании «Хониуэлл» [10, c. 582], эффект воздействия программы обучения работников на повышение результативности труда и качества работы, может быть определен по следующей формуле:
, где (13)
E - эффект воздействия программы обучения работников на повышение результативности труда и качества работы (например, прирост прибыли от реализации);
P – продолжительность воздействия программы на результативность труда;
N – число обученных сотрудников;
V – стоимостная оценка различия в результативности труда лучших и средних работников, выполняющих одинаковую работу;
К – коэффициент, характеризующий эффект обучения работников (рост результативности, выраженный в долях);
Z – затраты на обучение одного работника.
Стоимостная оценка различия в результативности представляет собой соотнесение (разность) оценок значения для организации результатов труда (могут быть учтены производительность, качество работы, экономия ресурсов) лучших и средних работников, исполняющих одинаковую работу. В результате обучения необходимым знаниям и навыкам этот разрыв может сократиться на величину коэффициента, характеризующего эффект обучения, который равен, как правило, 0,75 стоимостной оценки [10, c. 582].
Стоимостная оценка различия в результативности труда (качества услуг) на 2009 год составляет 15 000 руб. (см. табл. 11).
Рассчитаем экономический эффект от осуществления каждого мероприятия системы. В качестве экономического эффекта рассматривается прирост прибыль от реализации в результате повышения квалификации сотрудников и развития у них необходимых навыков.
Экономический эффект от внедрения наставничества на основе предложенной формулы равен:
Е1= руб.
Необходимо иметь в виду, что опыт, полученный подопечным от наставника, бесценен и сохранится многие годы, но мы берем только его трех годовое влияние в соответствии с профессиональным стандартом и лицензионными требованиями в туризме о повышении квалификации [8, c. 87].
Экономический эффект от внедрения комплексной тренинговой программы составит:
E2= руб.
Продолжительность влияния тренинговой программы на результативность труда берется исходя из вышеприведенных соображений.
Экономический эффект от внедрения изучения иностранных языков в туристском бизнесе:
Е3= руб.
Продолжительность влияния обучения иностранным языкам на результативность труда определена аналогично.
Суммарный экономический эффект найдем следующим образом:
Еобщ.=Е1+Е2+Е3=435+402+170,25=1007,25 тыс. руб.
В целом, внедрение комплексной системы развития персонала является выгодным.
Итак, на основе вышеприведенных расчетов и результатов научных исследований, рассмотрим изменение основных показателей деятельности организации в прогнозном периоде (2009 г.) по сравнению с базовым периодом (2008 г.).
Таблица 17
Анализ изменения основных экономических показателей в результате внедрения системы мероприятий по развитию персонала в ОАО «Совет по туризму и экскурсиям»
№ п/п | Наименование показателя | Базовый период | Прогнозный период | Отклонение | |
+/- | % | ||||
1. | Объем выручки от продажи турпутевок, тыс. руб. | 276 927 | 278 648 | +1 721 | +0,6 |
2. | Полная себестоимость турпутевок, тыс. руб. В том числе: | 231 327 | 232 041 | +714 | +0,3 |
2.1. | Косвенные расходы, тыс. руб. | 15 020 | 15 734 | +714 | +4,7 |
2.2. | Прямые расходы на формирование туристских маршрутов, тыс. руб. | 216 307 | 216 307 | - | - |
3. | Общая численность персонала в структурных подразделениях, занимающихся туризмом, чел. | - | - | ||
4. | Производительность труда, тыс. руб./чел. (стр.1/стр.3) | 4 327 | 4 354 | +27 | +0,6 |
5. | Валовая прибыль, тыс. руб. (стр.1-стр.2.2.) | 60 620 | 62 341 | +1 721 | +2,8 |
6. | Прибыль от реализации, тыс. руб. (стр.1-стр.2) | 45 600 | 46 607 | +1 007 | +2,2 |
7. | Стоимость путевок, по которым поступили жалобы, тыс. руб. | 2 160 | 1 296 | - 864 | -40 |
8. | Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. (стр.6-стр.7) | 43 440 | 45 311 | +1 871 | +4,3 |
9. | Чистая прибыль, тыс. руб. (стр.8-стр.8*0,24) | 33 014 | 34 436 | +1 422 | +4,3 |
10. | Коэффициент текучести персонала, % | -10 | - |
Из таблицы следует, что после внедрения данной системы мероприятий в ОАО «Совет по туризму и экскурсиям» планируется достижение следующих результатов:
- повышение объема выручки от продажи туристских услуг на 0,6% или на 1 721 000 руб.;
-увеличение полной себестоимости турпутевок и косвенных расходов организации на 0,3% и 4,7% соответственно или на 714 000 руб.;
- повышение производительности труда на 0,6% или на 27 000 руб.;
- увеличение валовой прибыли на 2,8% или на 1 721 000 руб.
- увеличение прибыли от реализации на 2,2% или на 1 007 000 руб.;
- уменьшение стоимости путевок, по которым поступили жалобы клиентов, на 40% или на 864 000 руб.;
- увеличение прибыли до налогообложения на 4,3% или на 1 871 000 руб.;
- повышение чистой прибыли на 4,3% или на 1 422 000 руб.;
- уменьшение коэффициента текучести персонала на 10%.