Периодизация развития менеджмента
Наука менеджмент появилась в конце XIX – начале ХХ века. К основным историческим предпосылкам развития менеджмента можно отнести следующие:
- любая совместная деятельность людей по достижению некоей цели требует координации;
- появление большего числа коммерческих организаций, различных по размеру, виду деятельности и т.д., испытывавших потребность в управлении;
- накопленный опыт управления подлежал систематизации.
К управлению организацией выделяют ряд подходов:
1. подход с позиций выделения различных школ в управлении;
2. процессный подход;
3. системный подход;
4. ситуационный подход.
Подход с позиций выделения различных школ в управлении включает следующие школы исследований:
· школа научного управления;
· административная (классическая) школа;
· школа человеческих отношений и школа поведенческих наук;
· школа науки управления (математическая школа или количественный подход).
Характеристика различных научных школ представлены в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика различных научных школ
Название | Характеристика достижений |
1.Школа научного управления (1885-1920) | · Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи; · Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения; · Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач; · Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности; · Отделение планирования и обдумывания от самой работы. Представители: Ф.У.Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри Гантт. Г. Эмерсон |
2.Классическая или административная школа в управлении (1920-1950) | · Развитие принципов управления; · Описание функций управления; · Систематизированный подход к управлению всей организации Представители: Анри, Файоль, Линдалл Урвик, Джееймс Д.Муни, А.К.Рейли |
3. Школа человеческих отношений (1930 – 1950) и школа поведенческих наук (бихевиористский подход) (1950 по настоящее время) | · Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности (Мери Паркер Фоллет и Элтон Мэйо), т.е. четко разработанные рабочие операции и хорошая зарплата не всегда ведут к повышению производительности труда, следовательно небходимы приемы управления человеческими отношениями. По исследованиям Абрахама Маслоу, мотивами поступков людей являются различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены .с помощью денег(самовыражение, признание). · Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог полностью использовать свой потенциал. Здесь стремились в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению организаций и к управлению ими (социальное взаимодействие, мотивация, власть и авторитет, лидерство, коммуникации в организации, качество трудовой жизни). Представители: Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг. |
4. Школа науки управления или количественный подход (1950- по настоящее время) | применение экономико-математические моделей, использование ЭВМ для принятия решений, сетевые методы планирования производства, теория принятия решений, теория управления запасами, исследование операций в управлении, производственный менеджмент, линейное и нелинейное программирование в управлении, модели оптимального функционирования производственной системы, модели производственных процессов. Представители:Питер Друкер, В. Леонтьев, У. Беннис, Л.В. Канторович, Слоун А.М., Форрестер Джей Райг, Чендлер А., Эппли Л.А. |
Так же необходимо отметить, что ученые выделяют 2 модели менеджмента: американскую и японскую. Характеристика моделей представлена в таблице 3
Таблица 3
Модели менеджмента
Модель менеджмента | Основные черты |
Японская модель | 1. Ставка на технологические нововведения. 2. Основана на учёте социальных, культурных, исторических и национальных особенностях (теория управления). 3. Японский руководитель принимает решение коллективно. 4. У менеджера ценится опыт. 5. Пожизненный найм руководителей. |
Американская модель | 1. Заимствование нововведений. 2. Ориентируется только на технический результат (практика управления). 3. Американский руководитель решения принимает единолично. 4. У менеджера ценится результат. 5. Кратковременный найм руководителей (по результатам). |
Российский и белорусский менеджмент базируется на современном международном опыте и национальных особенностях (духовность, склонность к ценностям, экстровертность (открытость).