Восприятие человеком окружающего мира
· Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
· Проблема обретения радостного мировосприятия.
Одиночество человека.
· Проблема одиночества человека.
· Проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей.
· Проблема одинокой старости.
Человек и искусство.
· Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми.
· Проблема назначения подлинного искусства.
· Проблема восприятия музыки человеком.
Отношение человека к миру природы.
· Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
· Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы.
· Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
· Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы.
· Проблема бездомных животных.
Бережное отношение человека к языку.
· Проблема экологии языка.
Человек и власть, которой он наделен.
· Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею.
Сострадание окружающим.
· Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию.
· Проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.
Отношение человека к войне.
· Проблема отношения человека к войне.
· Проблема душевного состояния человека в условиях войны.
· Проблема поведения человека на войне.
· Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний.
· Проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях.
КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ
Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
Тип комментария | Примеры |
1. Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы: · как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? · как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему? · какие поступки совершает герой и как это его характеризует? · какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? · какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему? | Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Л.Андреев приводит развернутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Его собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжелом времени. Л.Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжелые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях. |
Речевые клише: · Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о (повествует о…, приводит факты…, на примере случая из жизни великого писателя NN показывает, что…) · Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о…. Особенно грустно (страшно), по мнению автора, что… | |
2. Концепционный – интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу): · как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? · к какой категории относится затронутая автором текста проблема? · насколько актуальна в наши дни эта проблема? · почему эта проблема относится к разряду вечных? · кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? · традиционна ли эта проблема или нова? · если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу? · если нова, то что стало причиной ее появления? жизнеспособна ли она и что позволяет сделать такие выводы? | Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне. Приводя нравственные оценки военных действий своими героями, Л.Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален, как никогда. В последние годы вооруженные столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Как и автор данного текста, участники дискуссий уверены в одном: смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях. |
Речевые клише: · Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием… · Действительно, проблема…очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что…. Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к… · Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: …. Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном: … |
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.
Авторская позиция может быть отражена через | Примеры |
1. рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов ее решения | 1) Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN уверен: (далее идет разъяснение цитаты). 2) Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN утверждает, что… 3) Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему (чего?) обозначена прямо: (далее идет цитата из текста). NN считает, что (далее идет разъяснение цитаты) / По мнению NN, … (далее идет разъяснение цитаты). |
2. разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чем он говорит | 1) Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает) то, что… 2) Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что… 3) С горечью (с глубокой сердечной болью) автор говорит о том, что… . NN уверен: … 4) Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели все же ощущают его сожаление по поводу того, что… 5) Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что… 6) Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: … |
3. обращение к авторским аргументам, примерам, раскрывающим тезис | 1) Обосновывая свой тезис, автор приводит ряд веских, весьма убедительных аргументов в пользу того, что… 2) Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что… |
4. обращение к выводам, к формулировке основной авторской идеи | 1) Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что… 2) Данные аргументы позволяют автору прийти к обоснованному выводу о том, что… 3)Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме (чего?)… Он убежден: … |