Основные методологические принципы психологического исследования
Психология как наука и учебная дисциплина. Предмет и задачи психологии.
Слово «психология» произошло от греческого «психе» - душа и «логос» - учение, наука. И впервые оно появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христина Вольфа.
Психология прошла длинный путь развития, происходило много изменений понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы:
I – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека.
II – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки не учитывались).
IV – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Психология – это наука о закономерностях функционирования и развития психики, как особой формы жизнедеятельности.
Объект – психика.
Предмет – закономерности функционирования и развития психики.
Задачи психологии:
1. Изучение психологических фактов и закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчинятся эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психологический процесс).
2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в это деятельности.
Связь с другими науками:
1. Биология – знания строения и функционирования ЦНС.
2. История – в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации – орудия труда и знаковые системы.
3.Социология – специфика конкретного общества определяет особенности психики, поведения, социального взаимодействия с другими людьми.
4. Педагогика – сознание, мышление и другие психические явления формируются в процессе воспитания и образования.
5. Философия – психология зародилась как отрасль философии.
Психология как учебная дисциплина.
Психологию как систему знаний следует изучать, чтобы лучше понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности.
Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента.
Основные методологические принципы психологического исследования.
Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:
1. Принцип детерминизма. Его суть сводится к тому, что все психические явления предопределены взаимодействием организма с внешней средой. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы. (Что бы ни происходило, это имеет свои причины). Без причинных связей исследования были бы невозможны.
2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие. Возможна независимость познания объекта от субъекта. Психологические методы позволяют объективно познавать реальность. Цель – максимально объективизировать сознание. Методы математической статистики позволяют сделать знания объективными.
3. Принцип единства физиологического и психического. Жесткого разрыва между физиологическим и психическим не существует. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно. С одной стороны психическое и физиологическое представляют собой некоторое единство, но это не тождество.
4. Принцип единства сознания и деятельности. Говорит о том, что нельзя отдельно изучать поведение, сознание и личность; все взаимно переплетено. Леонтьев: Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация. В русской психологии существует разделение:
- Принцип единства личности и деятельности;
- Принцип единства сознания и личности.
5. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Развитие – всеобщее свойство материи; мозг – тоже результат длительного эволюционного развития. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе. Принцип подчеркивает, - любое наше функционирование бесконечно и зависит как от стимулов внешней среды, так и от воздействия социальных и исторических факторов.
6. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.) Принцип утверждает, что все психические явления следует рассматривать как включенные в иерархическую лестницу, в которой нижние этажи управляются высшими, а высшие включают в себя нижние и опираются на них. Нельзя в человеке отдельно рассматривать внимание, темперамент и… вне зависимости от всего остального и друг от друга.
7. Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.