Практическая отработка получаемых знаний и навыков
Практика – это возможность уже в ходе занятий проработать полученные в ходе учебы знания и навыки в ситуациях, максимально приближенных к тем, с которыми обучающимся приходится сталкиваться в процессе своей профессиональной деятельности. Без практического закрепления знаний, умений и навыков, освоенных в ходе учебы, трудно рассчитывать на реальное улучшение рабочего поведения и повышение отдачи от работников. Для реализации этого принципа наилучшие условия создает использование методов активного обучения .
Отсутствие возможностей практического применения полученных знаний и отработки навыков, особенно сложных, негативно сказывается на мотивации обучающихся и на результатах обучения. Вот пример из жизни. Это было давно, когда компьютеры были еще в диковинку. Одному из авторов представилась возможность поучиться работе на компьютере. Занятия проводились в форме лекций, и обучающиеся записывали все, что диктовал им преподаватель. На первом занятии народа было много – человек 300, на втором число слушателей сократилось наполовину, на третьем – еще наполовину. Когда в конце третьего занятия преподаватель сказал, что возможность поработать на компьютере, может быть, представится после прослушивания полного теоретического курса, через два месяца, то перестала ходить и я. Записывать значки и команды, не понимая их значения для работы компьютера, было трудно и необыкновенно скучно. Попробуйте переписать инструкцию к телевизору, написанную японскими иероглифами, - и вам станет понятно, почему теория без практики иногда бывает, мягко говоря, трудна и неинтересна.
Возможность закрепления знаний и навыков на практике особенно важна, когда люди учатся выполнять сложные или ответственные задачи, вероятность столкновения с которыми в реальной жизни достаточно низка. Этой цели служат, например, войсковые учения, имитация чрезвычайных и аварийных ситуаций, пожарные учения, учения по программе гражданской обороны и т.п.
Пример из практики компаний-лидеров
День охраны труда на Mars[17]
Ко дню охраны труда, который проводился 24 июня 2002 года на территории фабрики ООО "Марс", готовились очень тщательно. Началась подготовка с инструктажа персонала.
В этот день вся фабрика должна была после сигнала сирены собраться на эвакуационных площадка. Это отрабатывался план по эвакуации рабочих в случае аварии. Все началось ровно в 9.00 утра. Работала Желтая смена, и все уже были предупреждены заранее, когда и где (в каком секторе) нужно будет собраться для переклички.
И вот прозвучал сигнал - непрерывный трехминутный сигнал тревоги. Все двинулись в сторону эвакуационной площадки, роль которой играла автомобильная стоянка.
Отработка и закрепление полученных в результате обучения знаний, навыков и умений может проводиться в разных формах. Распределенная практика означает, что практика перемежается с отдыхом или с другими видами деятельности. Исследования показывают, что промежутки между периодами практики должны постепенно увеличиваться, и по мере введения нового материала необходимо обеспечивать повторение старого материала. Массированная практика - это такая практика, когда периоды переключения на другие виды деятельности практически отсутствуют. Ясно, что массированная практика требует меньше времени, чем распределенная. В этом случае процесс закрепления обеспечивается высокой интенсивностью практической отработки на рабочем месте знаний, навыков и умений, полученных в результате обучения.
Усваиваемый материал или навык можно повторять как целое, а можно разбить на части и повторять каждую часть по отдельности. В целом метод "целого" является более популярным, но если задача сложная, метод разбиения на части может быть более эффективным. Например, простой музыкальный этюд может быть легко заучен как целое, и пианист с самого начала практикуется в игре двумя руками одновременно. Более сложная пьеса может быть выучена более быстро и хорошо, если пианист сначала разучивает партию для правой руки, затем для левой и лишь потом упражняется в игре обеими руками.
Рекомендации для преподавателей
Выбор формы отработки материала
· При обучении конкретным рабочим навыкам рассредоточенная практика обычно оказывается более эффективной, чем массированная, - и с точки зрения приобретения навыков, и с точки зрения их упрочения.
· Продолжительность занятий и перерывы между ними должны устанавливаться с учетом состава группы обучающихся, их образовательного уровня, а также исходя из характера заданий или навыков, подлежащих освоению. Слишком большой перерыв между занятиями приводит к забыванию материала, что влечет за собой необходимость повторения и повышает общую продолжительность обучения. Слишком редкие и слишком короткие перерывы между занятиями могут вызвать накопление умственной и физической усталости обучающихся, что значительно снижает эффективность усвоения.
· Чем менее значимым для обучающихся является материал, подлежащий изучению, тем менее подходит массированная практика; более эффективной будет серия кратких практических занятий.
· Процесс освоения сложных комплексных заданий протекает более эффективно, если за массированной практикой следует серия занятий на закрепление с достаточно продолжительными перерывами.