Синонимия и антонимия и речевая культура
Лексические синонимы — слова, тождественные или близкие по значению. Это наиболее известный вид семантических связей (связей слова по значению) в лексике. Любой носитель языка без труда подберет синонимы к словам друг (товарищ, приятель), бросать (кидать), смелый (храбрый, мужественный). Следует иметь в виду, что абсолютно тождественных синонимов (дублетов) типа бегемот — гиппопотам, орфография — правописание, лингвистика — языкознание существует немного, поскольку язык старается избежать простого дублирования смысла на лексическом уровне.
Особое значение имеют стилистические различия между синонимами, определяющие уместность того или иного слова в конкретной ситуации, его «привязанность» к определенной эпохе, к определённому типу текстов (книжных, официальных, деловых, публицистических, обиходных). Например, слово судьбоносный в качестве синонима к прилагательному важный употребляется только в книжной речи, такими же качествами отличается слово конфиденциальный (синоним к тайный). Слова белиберда, бессмыслица, галиматья, околесица, чушь являются экспрессивными синонимами к слову нелепость и могут употребляться лишь в неофициальных ситуациях в разговорной речи. Стилистические различия очень часто сочетаются с различиями в экспрессивности (выразительности), со способностью слова передавать оценку, выражать эмоциональное отношение говорящего. Приведем в качестве примера синонимический ряд с опорным словом лгать из «Русского синонимического словаря» К. С. Горбачевича: ЛГАТЬ — ВРАТЬ — СОЧИНЯТЬ — ТЕМНИТЬ — ЗАЛИВАТЬ — ТРЕПАТЬСЯ — ПЛЕСТИ — КЛЕПАТЬ — БРЕХАТЬ — ТРАВИТЬ. Говорить неправду. Солгать, соврать, сочинить, наклепать, сбрехать.
ЛГАТЬ. Лгать намеренно, сознательно, коварно. Лгать отцу,
матери. Лгать перед коллективом, перед обществом. => Лжец но
вой формации никогда не интересуется, какого рода страдания и
боли может привести за собой его ложь. Он лжет нагло, бессердечно и самодовольно. М. Салтыков-Щедрин. Письма к тетеньке. [Алехин] старался уяснить себе, почему Борискин лжёт - с какой целью?.. Еще минут десять бился с Борискиным, а тот упрямо врал. В. Богомолов. Момент истины.
ВРАТЬ.Разг. Употр. обычно в тех случаях, когда речь идет о чем-либо малосущественном, незначительном. Врать по пустякам, без цели. Врать товарищам. Никогда не врите! — Ну врешь! врёшь!— закричал Ноздрев. — Ну вот уж здесь, — сказал Чичиков, — ни вот на столько не солгал. Н. Гоголь. Мертвые души. Больше б мог, да было
к спеху, Тем, однако, дорожи. Что, случалось, врал длясмеху, Никогда не лгал для лжи. А. Твардовский. Василий Теркин. Очень много приходится врать. Даже не лгать,а именно врать. По мелочам, ради спокойствия или ерундовой выгоды. Л. Житинский. Типичный представитель.
СОЧИНЯТЬ.Разг. Употр. обычно для смягчения выражения, для того, чтобы не обидеть, не оскорбить кого-либо. Сочинятьнебылицы. => - Да ты, полно, не сочиняешь ли,отец мой? — Никак нет-с, я их самолично видел. И. Тургенев. Дворянское гнездо. — Может, вы сочиняете, гражданин Кудеяр? — Конечно! — закричал Петька. — Конечно, сочиняет. Никаких у него часов и не было. Л. Пантелеев. Часы. [Отец] никогда не ругался и говорил даже не «врешь», а «сочиняешь». Д. Галковский. Бесконечный тупик.
ТЕМНИТЬ, ЗАЛИВАТЬ.Прост. Говорить намеренно неясно, скрывая истинный смысл. Беспамятнов, без сомнения, лгал —или, что называется, «темнил».Б. Каверин. Эпилог. — Не пройдет, — глядя в упор, объявил следователь. — Заливаете.В. Быков. Сотников.
ТРЕПАТЬСЯ.Прост. Говорить неправду по пустякам, рассказывать что-либо вздорное, неправдоподобное. Прекратите трепаться! =>— Научи лучше себя — как не трепаться. Не врать. А то звону наделал. В. Шукшин. Версия.
ПЛЕСТИ, КЛЕПАТЬ.Прост. Говоря неправду, обычно возводить клевету, напраслину на кого-либо. Плести вздор, сплетни. [Дуся:] Миленькие, значит все наврали нам?Мавра плела— у Маккавеевых полон дом сыновей, играет музыка.. А у вас тишина. Л. Леонов. Половчанские сады. А насчет фотографирования... художник в своем кредо все-таки наклепал на себя. В. Солоухин. Письма из Русского музея.
БРЕХАТЬ.Груб-прост. [Нечаев] обманывал, врал, выдавал
себя не за того, кто есть, никому не говорил правды, морочил голову эмигрантам,., вымогал у них деньги, брехал, мистифицировал. Ю. Трифонов. Нетерпение. — Ну и невыносимо же брешут!— кричал белесый боцман.., как заврались ребята! К. Паустовский. Чёрное море.
ТРАВИТЬ.Прост.Обычно употр. в речи моряков. Рассказывать что-либо неправдоподобное, вымышленное. — Прошу, товарищи, не верьте тому, кто будет вам «травить»,что он, мол, равнодушен к смерти. В. Лебедев-Кумач. Боцман. См. Ложь.
Важно помнить, что в синонимические отношения вступают отдельные значения каждого многозначного слова. Так, к слову тяжелый, которое в разных значениях используется в словосочетаниях тяжелый чемодан, тяжелый день, тяжелый взгляд, тяжелая история, мы будем подыскивать разные синонимы (нагруженный, неподъемный чемодан, трудный день, мрачный взгляд, печальная история).
Необходимо различать мотивированное и немотивированное (без специальной смысловой нагрузки) использование синонимов в перечислительном ряду. Последнее часто является просто отражением достаточно характерной для современной речи словесной избыточности. Ср.: Мне кажется, та «тянучка», которая наблюдалась в уходящем парламенте, продолжится и в новой нижней палате. Кардинальных, радикальных перемен не произошло (Невское время. 21.12.95). Ни Киселев, ни Парфенов не могут скрыть своего равнодушия и безразличия, если выпавший на их долю «герой» не соответствует профиля ведущего (Известия. 20.01.96). Это была очень большая, очень сложная, непростая работа (Радио СПб. 11.11.96).
При использовании синонимов в перечислительном ряду необходимо иметь в виду, что акцент в нем делается на последнем слове, синонимы, имеющие градационные различия должны следовать в порядке нарастания интенсивности признака: немалый, даже значительный результат; одаренные, даже талантливые актеры; маленькие, просто крошечные птички.
Для обогащения своего лексикона, для увеличения возможностей своего лексического выбора полезно почаще заглядывать в словари, в том числе в синонимические. Однако не следует забывать, что в лексическом выборе проявляется и творческое начало личности, ее способность создавать новое, сталкивать неожиданное. Реальная синонимия, с которой мы сталкиваемся в различных текстах, значительно многообразнее и богаче, чем та, которую нам предлагает синонимический словарь. Следует лишь не забывать, что творчество в языке должно сочетаться с языковым вкусом, с богатым словарным запасом, со знанием языковой нормы. Творческое оперирование синонимами — доступная каждому владеющему языком возможность проявить свободу своего речевого поступка.
Антонимия и культура речи
Слово антоним происходит от греч. anti— «против» и опута— «имя». Антонимы — слова, противоположные по своему лексическому значению: холодный — горячий, толстый — тонкий, враг — друг, мало — много, до — после. Антонимы могут обозначать противоположность качеств (богатство — бедность, весело — грустно, молодой — старый); противоположность направлений, действий, свойств (восход — заход, собирать — разбирать, вверх — вниз); противопоставленность обозначений времени и пространства (север — юг, лето — зима,). Антонимы есть не у всех слов. Так, обычно не имеют антонимов слова, обозначающие конкретные предметы: шкаф, подушка, бумага и т. п., не обладают антонимами многие термины: секвестировать, имплантация, морфема. Разные значения многозначного слова могут иметь свои антонимы: тяжелый чемодан — легкий чемодан, тяжелое известие — радостное известие; трудная, сложная работа — простая, легкая работа; глубокая река — мелкая река; глубокий человек — поверхностный человек.
В художественной литературе противопоставление антонимов нередко используется как средство художественной выразительности, например:
Полюбил богатый — бедную.
Полюбил ученый — глупую.
Полюбил румяный — бледную.
Полюбил хороший — вредную.
Золотой — полушку медную. (Марина Цветаева)
Иногда антонимы позволяют автору ярче передать сущность художественного образа: «Глаза княжны, большие, глубокие, лучистые... были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты» (Л. Н. Толстой. Война и мир).
Противопоставление антонимов лежит в основе многих русских пословиц: Старое старится, молодое растет; Даровой рубль дешев, заработанный — дорог; Подальше положишь, поближе возьмешь. При сытости помни голод, при богатстве — бедность.
В речи антонимы используются для создания контраста, для выражения противоположности, противопоставления одного явления другому. Антонимы очень характерны для современной русской речевой практики, в частности, они нередко используются в газетных заголовках для привлечениях внимания читателя к острым, полемичным вопросам:
Россия и ОПЕК: союзники или конкуренты! (Коммерсант ВЛАСТЬ. 1 № 34, 29. 08. 2000); Не верьте, что будущее зависит от прошлого (Эксперт. №31, 29. 08. 2000).
Распространенными становятся антонимические пары, в которых представлена сниженная, жаргонная лексика: порядок — бардак, законность — беспредел, легальный — мафиозный. Нетрудно заметить еще одну интересную тенденцию: некоторые антонимические пары характеризуются более высокой частотностью по сравнению с семидесятыми — восьмидесятыми годами XX века, так как обозначаемые антонимами явления очень актуальны в наши дни: порядок — бардак; богатство — бедность, богатство — нищета; богатые (обеспеченные) — бедные (малоимущие); правые — левые; демократы — коммунисты; либералы — коммунисты; подъем (активизация) — спад.
Еще одна закономерность связана с тем, что в антонимических парах, обозначающих «качественные» или логические отношения, слова нередко «меняются местами»: то, что раньше было «плохим», отрицательным, стало «хорошим», и наоборот. Так, например, индивидуализм в советское время считался отрицательной чертой человека (общества), а коллективизм — положительной, прогрессивной. Это отразилось в словарной статье «Школьного словаря антонимов русского языка М. Р. Львова»: «Коллективист — индивидуалист.Тот, кто сознательно подчиняет свои личные интересы общественным, придерживается принципов общности, взаимопомощи, товарищеского сотрудничества. — Тот, кто ставит интересы отдельной личности выше интересов общества, коллектива».
Картина антонимических связей поучительна и интересна как отражение общества, его современного сознания, его состояния! В то же время умение правильно подобрать антоним, точно охарактеризовать то или иное явление — признак высокого уровня речевой культуры, хорошего владения языком.