Роль семьи в возникновении и развитии аддиктивного поведения
В большинстве исследований, как правило, ведущая роль в происхождении аддиктивного поведения приписывается семье. Выявлена связь между поведением родителей и последующим аддиктивным поведением детей. Работы З.Фрейда, Д.Винникота, М.Кляйна, Б.Спока, М.Маллера и др. убедительно свидетельствуют о том, что развитию ребёнка вредит неспособность матери понимать и удовлетворять его базовые потребности.
Ведущая роль в формировании зависимости, по мнению Г.Кристал и др. авторов принадлежит младенческой травме в форме мучительных переживаний в первые два года жизни [68]. Травма может быть связана с физической болезнью, с потерей матери или с её неспособностью удовлетворять потребности ребёнка, с несовместимостью темпераментов матери и ребёнка, чрезмерной врождённой возбудимостью малыша, наконец, с какими-то действиями родителей. Родители, как правило, не знают о своём психотравмирующем воздействии на младенца. Например, они могут из лучших побуждений или по рекомендации врачей, приучая ребёнка к жёсткому режиму питания, запрещать себе «баловать» его или даже упорно пытаться сломить его упрямый нрав[27, с.121].
Переживая дистресс, в котором малыш не в состоянии помочь себе, он попросту засыпает. Однако, повторение тяжёлой травмирующей ситуации приводит к нарушению развития и переходу в состояние апатии и отстранённости. Позднее травму можно обнаружить по страху перед любыми аффектами, неспособности их переносить, ощущению «небезопасности» и ожиданию неприятностей. Такие люди в дальнейшем не умеют заботиться о себе и нуждаются в ком-то (чём-то), кто (что) помогло бы им справиться с их переживаниями, одновременно испытывая глубокое недоверие к людям. В этом случае неживой объект вполне может заменить человеческие отношения. Таким образом, люди, пережившие психические травмы, в раннем детстве имеют большой риск стать зависимыми.
Семья может не дать ребёнку необходимой любви и не научить его любить себя, что в свою очередь приведёт к ощущению «плохости», никчемности, бесполезности, отсутствию веры в себя. В соответствии с современными представлениями, люди с аддиктивным поведением испытывают серьёзные трудности в поддержании самоуважения. Хорошо известно, например, что в состоянии опьянения весьма характерны беседы на актуальную тему: «Ты меня уважаешь?» Зависимость, таким образом, выступает своеобразным средством регуляции самооценки личности.
Серьёзной проблемой семей аддиктов могут быть эмоциональные расстройства у самих родителей, которые, как правило, сопровождаются алекситимией – неспособностью родителей выражать в словах свои чувства. Ребёнок не только «заражается» в семье негативными чувствами, он обучается у родителей замалчивать свои переживания, подавлять их, и даже отрицать само их существование.
Отсутствие границ между поколениями, чрезвычайная психологическая зависимость членов семьи друг от друга – ещё один негативный фактор. Известно, что для нормального развития ребёнка чрезвычайно важен процесс сепарации – постепенного отделения ребёнка от матери посредством её уходов и возвращений, а также процессов индивидуализации ребёнка [68].
В семьях с нарушенными границами аддиктивное поведение может выступать одним из способов влияния на поведение других членов. При этом сама зависимость может давать ощущение независимости от семьи. Доказательством этому может служить усиление зависимого поведения при усилении семейных проблем.
Вообще, большинство отклонений в поведении имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой часто лежат в семье человека. Социально дезадаптированный ребёнок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушены. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивида со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Говоря об асоциальной дезадаптации несовершеннолетних, необходимо учитывать, что детство – это период интенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. Результатом может стать уход из семьи или из школы, где невозможна реализация внутренних ресурсов и удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода – аддиктивное поведение, «уход от невыносимой реальности».
Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью различных факторов, приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации [23, с.8]. Одной из основных причин социальной дезадаптации несовершеннолетних, лежащей в основе возникновения и развития аддиктивного поведения, являются определённые влияния семьи.
Семья, как известно, основополагающий институт социализации человека, из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребёнком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определённого возраста становится эталоном для подражания. Знание родительских норм-образцов и моделей поведения позволяет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя в соответствии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами. Семейные ритуалы в наибольшей степени связаны с нормами-образцами, поскольку степень стандартизированности, повторяемости ситуаций повседневной семейной жизни чрезвычайно высока. Нестандартные ситуации регулируются с помощью норм-принципов, определяющих ценностную направленность ребёнка и всех членов семьи. Нормативное воздействие в семье принимается подростком во имя сохранения межличностного статуса и получения одобрения других членов семьи. Однако это не означает, что подросток во всех случаях обязательно разделяет принимаемые им мнения. В семье закладываются основы умения быстро переключаться со «своего» на «чужое» и обратно.
Для семьи характерны следующие признаки:
1. Семья представляет собой относительно тесную, ограничивающую себя определёнными пределами единицу.
2. Семья представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит.
3. Она удовлетворяет важнейшие жизненные потребности людей, в том числе те, которые не удовлетворяет никакая другая социальная группа.
4. Семья влияет на развитие и формирование личности в целом, а другие институты социализации (школа, производственная группа и др.) воздействуют на неё лишь в определённых аспектах опосредованно через семью.
5. Её влияние на индивида первично как по времени, так и по содержанию.
6. Члены семьи находятся в постоянной взаимозависимости, поэтому любое изменение поведения одного из них влечёт за собой изменения в поведении остальных (с точки зрения системного подхода, семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности; изменения в одном из элементов системы сказываются на всей семье; индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений).
Семья является полифункциональной системой. Каждый аспект семейной жизни обладает определённой значимостью. Однако какие-либо функции семьи выходят на первый план, становятся приоритетными.
Выделены следующие функции семьи:
1) сексуально-эротическая;
2) репродуктивная;
3) воспитательная;
4) хозяйственно-бытовая;
5) экономическая;
6) социального контроля;
7) духовного общения;
8) социально-статусная;
9) досуговая;
10)эмоциональная (психотерапевтическая, «экологическая») [60, с.33].
В процессе развития семьи, её жизненного цикла, происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменяется функция первичного социального контроля и повышается уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений.
Нарушение тех или иных функций влечёт за собой деформацию семейных отношений. Нарушения нормального функционирования семьи и качества семейной жизни приводят к возникновению дисфункциональных, неблагополучных и проблемных семей.
Дисфункциональная семья – семья, плохо или вовсе не выполняющая основные семейные функции, или это такая семейная система, которая является причиной дисфункционального, дезадаптивного поведения одного или нескольких членов семьи.
Неблагополучная семья характеризуется низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Внутри такой семьи не удовлетворяются полностью или частично потребности её членов в психологической поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.
Под проблемной семьей, в узком смысле, понимаются семьи, которые не способны продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла семьи. В широком смысле в «проблемный тип» включают дисфункциональные и неблагополучные семьи. Такие семьи являются фактором риска в отношении дезадаптации их членов и возникновении девиантного поведения.
Процесс социализации в подростковом возрасте приобретает особо острые формы. Родительские требования и дисциплинарное воздействие сильно сказывается на социализации ребёнка. В первую очередь это проявляется в стремлении ребёнка освободиться от родительской опеки. Эмансипация осуществляется через последовательное замещение роли родителей в процессе социализации группой сверстников, которая становится носителем системы ценностей, норм поведения и источником определённого статуса.
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на различные формы отклоняющегося поведения. Выделены следующие типы таких семей:
1. Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.
2. Неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре.
3. Проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой.
4. Аморальная семья, характеризующаяся алкогольной, аморальной и сексуальной деморализацией.
5. Криминогенная семья [23, с.10].
Псевдоблагополучная семья.
Такая семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений, применением физического наказания как основного средства воспитания.
Особый вред развитию личности ребёнка, подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем:
1. Родители, систематически наказывающие подростка (ребёнка) физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример, вследствие чего у ребёнка, подростка задерживается формирование «Я-идеального» и становление «Я-концепции».
2. Частые физические наказания вызывают у ребёнка, подростка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещается на доступных ему объектах (животных, более слабых людях и т.д.), прежде всего на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессивное поведение во всех фрустрирующих ситуациях.
3. Частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности ребёнка, подростка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие.
Систематическое физическое наказание в детстве может привести к утрате отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям часто вырабатывается негативизм, который перерастает во враждебность.
Таким образом, вышеописанные отношения в семье отражаются на всех сферах жизнедеятельности ребёнка: снижается школьная успеваемость, уличная компания заменяет родительский авторитет, в ней ребёнок получает признание. Всё это приводит к социальной и педагогической запущенности ребёнка, иногда к задержкам психического развития и психическим отклонениям, следствием чего становятся различные формы девиантного поведения.
Неполная семья.
Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказаться на становлении личности, способствовать её десоциализации. Один из негативных факторов неполной семьи – эмоциональный дискомфорт, который испытывает ребёнок, подросток в такой семье. Он характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний: чувством собственной неполноценности, ущербности, зависти, эмоционального голода и пр. Такая ситуация вызывает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям с пренебрежением к переживаниям взрослых, недоброжелательное, порой агрессивное отношение к родителю, ушедшему из семьи.
Наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отцов. Отец нужен мальчику и, прежде всего, подростку, как образец для подражания, для формирования мужской роли поведения. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как мужество, смелость, решительность, благородство, уважительное отношение к женщине. В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчиков, которые бессознательно боятся этого и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости.
Очень болезненно отражается на воспитании ребёнка развод родителей. Отмечено, что наиболее сильное влияние развод оказывает на детей до 6 лет, т.к. у них возникает сильное чувство вины и самоуничижения. В возрасте 7-8 лет у детей чаще возникают злость и обида в ответ на развод родителей. Дети в возрасте 10-11 лет чувствуют себя заброшенными, обиженными, сердятся на родителей. Позже, в 13-17 лет, ответом на развод родителей у подростков и молодых людей преобладающими являются чувство потери и обида [59, с.218].
Однако необходимо отметить, что факт расторжения семейных уз сам по себе не всегда означает вред. Ребёнку не нужны жестокие, грубые родители, родители-алкоголики, отцы-деспоты. Поэтому нередко освобождение от жестокой, аморальной личности приносит ребёнку облегчение, а оставшемуся с ним взрослому – покой и нормальные условия для воспитания.
Разводу предшествует общее ухудшение семейных отношений. Ребёнок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, насилия. В этих условиях он чувствует себя отчуждённым в семье и старается как можно больше времени проводить вне дома. Возникает бесконтрольная, опасная ситуация, так как роль воспитателя берёт на себя улица.
Проблемная семья.
Такая семья характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщённостью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создаёт постоянную атмосферу напряжённости, которая является непереносимой для детей, подростков, и они стремятся как можно меньше находиться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.
Аморальная семья.
В таких семьях присутствуют отрицательные факторы в виде правонарушений, совершенных родителями и иными членами, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них исчезают привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Каждый из перечисленных факторов в отдельности способен исказить процесс социализации ребёнка, но все вместе они практически исключают полноценное развитие личности. Так, исследования, проведённые среди осужденных несовершеннолетних, показали, что у этих ребят пьянствующих родителей в 6-7 раз больше, чем у законопослушных.
Такие семьи калечат детей не только нравственно, физически, но и интеллектуально. Дети не обеспечены оптимальными условиями для физического, интеллектуального и эмоционального развития. Исследователи отмечают, что в этих семьях формируются психопатические черты характера, своевременно не выявляются различного рода заболевания, родители причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться по улицам, по подъездам и вокзалам.
В школу они приходят плохо или совсем не подготовленными. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Вследствие этого они резко отстают в учёбе. Нередко в классе их называют «тупицами», что порождает у них обиду, повышенную чувствительность и духовную ранимость, приводит к ожесточению и агрессии, такие подростки часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями. Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, они не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе; поэтому они начинают искать товарищей в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники.
Криминогенная семья.
Члены такой семьи совершают преступления. Иногда приходится констатировать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4-5 раз. Каждый четвёртый из осуждённых несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сёстрами.
Преступное поведение взрослых челнов семьи демонстрирует детям, подросткам «нормы-образцы», «нормы-принципы» антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает её криминогенный потенциал.
В криминогенных и аморальных семьях дефекты социализации наиболее рельефно выступают в структуре общения. Между родителями и детьми отсутствуют или искажены эмоциональные связи, практически отсутствует социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, принципов и норм поведения, что в итоге приводит к формированию у детей и подростков деформированной структуры потребностей, её примитивизации, таким образом, идёт формирование делинквентной, асоциальной личности.
Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, школы и даже против общества в целом. Это приводит к выбору референтной группы или лица с асоциальной направленностью, в отношениях с которыми подросток вынужден усваивать их ценности, поведение, роли, жаргон и пр.
Исследователями выделены стили (типы) неправильного семейного воспитания, приводящие к развитию личности, стремящейся к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния (они будут опис. ниже, в гл. 4).
Семья играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения. Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы, в силу чего они нередко провоцируют «срыв» аддикта, хотя и реально страдают от него. В случае же длительного сохранения аддиктивного поведения у кого-либо из членов семьи, у родственников аддикта, в свою очередь, могут появляться серьёзные проблемы и развиваться состояние созависимости. Под созависимостью, таким образом, понимают негативные изменения в личности и поведении родственников, вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи.
Семьи с аддиктивными родителями продуцируют людей двух типов: аддиктов и тех, кто заботится об аддиктах. Такое семейное воспитание создаёт определённую семейную судьбу, которая выражется в том, что дети из этих семей становятся аддиктами, женятся на определённых людях, которые заботятся о них или женятся на аддиктах, становясь теми, кто о них заботится (формирование генерационного цикла аддикции).
Члены семьи обучаются языку аддикции. Когда происходит время образовывать собственные семьи, они ищут людей, которые говорят на одном с ними аддиктивном языке. Такой поиск соответствующих людей происходит не на уровне сознания. Он отражает более глубокий эмоциональный уровень, т.к. эти люди опознают то, что им нужно. Родители обучают детей своим стилям жизни в системе логики, которая соответствует аддиктивному миру. Этому способствует эмоциональная нестабильность [31, с.472].
Важен анализ особенностей людей, находящихся в близких отношениях с аддиктами. Мы привыкли считать, что аддикт отрицательно влияет на тех людей, которые находятся рядом с ним. Но другая сторона этого явления заключается в том, что эти люди могут влиять на аддикта определённым образом, способствуя аддикции, провоцируя её. В этом и заключается сущность проблемы созависимости. Созависимыми являются люди, создающие благоприятные условия для развития аддикции.
Аддиктивным недугом поражена семья в целом. Каждый член семьи играет конкретную роль, помогая злоупотреблению. Воспитывая детей наряду с аддиктом, созависимые передают детям свой стиль, закладывают в детей незащищённость и предрасположенность к аддикции.
Также, как аддикт приобретает сверхозабоченность аддиктивным агентом, так и созависимый человек всё больше фокусируется на аддикте, его поведении, употреблении им аддиктивного агента и т.д. Этот соаддикт изменяет своё собственное поведение в ответ ни стиль жизни аддикта.
Изменение поведения может включать попытки контроля над выпивкой, над проведением времени, над социальными контактами, особенно с теми, кто тоже имеет аддиктивные проблемы. Созависимый старается любой ценой удержать мир в семье, стремится изолировать себя от внешних активностей. Он оказывается в своей основе фиксированным на аддикте и его стиле жизни. Для созависимого характерны:
комплекс отсутствия честности (отрицание и проекция проблем на кого-то, изменение мышления такой выраженности, что оно носит характер сврехценных образований);
неспособность распоряжаться своими эмоциями здоровым образом (неспособность выразить свои эмоции, постоянное подавление эмоций, замороженные чувства, отсутствие контакта с собственными чувствами, фиксация на какой-то одной эмоции (обида, месть и т.д.) и неумение отвлечься от неё);
навязчивое мышление (прибегание к формально-логическому мышлению, создание формулы и подчинение всего этой формуле);
дуалистическое мышление (да или нет без нюансов), перфекционизм;
внешняя референция (направленность на других);
низкая самооценка вследствие последнего;
стремление произвести впечатление, создать впечатление, управлять впечатлениями, основанными на чувстве стыда;
постоянная тревожность и страх;
ригидность;
частые депрессии и т.д. [69, с.473].
Созависимые вынуждены зависеть от других, чтобы доказать свою значимость. Их главная цель: определить, чего хотят другие люди и дать им то, чего они хотят! В этом успех созависимых. Они не представляют себе жизни наедине с собой. Созависимые стараются манипулировать другими и контролировать ситуацию. Они стараются сделать себя независимыми. Они нуждаются в том, чтобы в них нуждались, часто берут на себя роль мучеников, страдальцев. Страдают ради того, чтобы скрыть проблему для блага людей. Созависимые спасают аддиктов от наказания, скрывают происходящее, как будто ничего не происходит, тем самым лишая аддикта всяческой ответственности за своё поведение.
К поведенческим стратегиям созависимых лиц, способствующим развитию аддиктивного процесса относятся: чрезмерная лояльность к аддикту; желание (искреннее) справиться с трудностями поведения аддикта; своеобразное чувство ответственности за то, что у кого-то развилась аддикция (на интуитивном уровне созависимые это понимают, и в какой-то степени они правы); стремление сохранить положение, впечатление о семье в обществе, респектабельность, предотвратить опасные ситуации (угрозу ухудшения социального положения из-за зависимости одного из членов семьи); желание не разрушать семью; желание смягчить агрессию аддикта и давление других людей (родственников, знакомых); избегание помощи извне (психологической, медицинской и др.); отсутствие осознания болезни, характера ситуации; подсознательное желание быть незаменимым, необходимым для аддикта (это желание может превращаться в желание осуществлять контроль и власть).
В то же время, наблюдения говорят о том, что в одной и той же семье дети могут демонстрировать различное поведение. Даже в семьях, где родители страдают алкоголизмом, наркоманией, у ребёнка не обязательно формируется зависимое поведение. Очевидно, что не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности.
Лекция №3