Интерпретация музыки Шуберта.
Основные темы творчества.
1.Лиризм составляет самую суть творческой натуры Шуберта. Диапазон лирической тематики в его творчестве исключительно широк. Тема любви со всем богатством ее поэтических оттенков, то радостных, то горестных, переплетается с пронизывающей все романтическое искусство темой скитальчества, одиночества, с темой природы.
2. Природа в творчестве Шуберта — не просто объективный фон, на котором развертывается некое повествование или происходят какие-либо события: она «очеловечивается», и излучение человеческих эмоций в зависимости от их характера окрашивает образы природы, придает им то или иное настроение и соответствующий колорит.
3.Шубертовская лирика претерпела некоторую эволюцию. С годами наивная юношеская доверчивость, идиллическое восприятие жизни и природы отступали перед потребностью зрелого художника отразить подлинные противоречия окружающего мира. Подобная эволюция вела к росту психологических черт в музыке Шуберта, к усилению драматизма и трагической выразительности. Так возникли контрасты мрака и света, частые переходы от отчаяния к надежде, от тоски — к простодушному веселью, от образов напряженно-драматических — к светлым, созерцательным.
4.При всей тонкости, лирика Шуберта лишена изысканности. В ней нет нервозности, душевного надлома или сверхчувствительной рефлексии. Драматизм, взволнованность, эмоциональная глубина сочетаются с замечательным душевным равновесием, а многообразие оттенков чувств - с удивительной простотой.
Фортепианное творчество.
Фортепианная музыка Шуберта, выросшая большей частью из бытовой импровизации, почти всецело принадлежит к камерному направлению.
Шуберт так и не приблизился к современному ему яркому концертному пианизму. Основной причиной этому была его вполне осознанная антипатия к бравурной виртуозности. «Я терпеть не могу проклятую стукотню, которая свойственна и прекрасным пианистам и которая не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни сердцу», - писал он.
1.Новое в фортепианной музыке Шуберта, прежде всего, обнаруживается в его танцах, преимущественно вальсах и маршах.
Шубертовские вальсы (их около 250) — подлинные камерные миниатюры. Вальсы Шуберта сравнительно легко попадали в печать и издавались сериями по 12, 15, 17 пьес в каждой. Пьесы эти небольшие, написаны в простой двухчастной форме.
Несмотря на свою явную связь с бытовым танцем, они неизмеримо возвышаются над увеселительно-развлекательной музыкой. У Шуберта вальс превращается в поэму — так много в нем лирики, так неповторима и обаятельна мелодия, столько тонких красок в сопровождении. При этом в полной мере сохpаняются жизнерадостность и непосредственность бытового танца.
Вальс заметно повлиял на облик сонатно-симфонических произведений Шуберта. Иногда он появляется там и под видом традиционного менуэта или скерцо. Чаще, однако, отдельные жанровые признаки вальса проникают в сонатно-симфонические темы (плавная трехдольность, акцент на первой и последней доле, характерная фразировка, ассоциирующаяся с вальсовой пластикой, иногда фактура фортепианного сопровождения), которые не связываются непосредственно с танцевальными образами (например, побочная партия финала сонаты A-dur op. 120):
2.К концу творческого пути Шуберт, по сути, создал новый жанр романтической фортепианной миниатюры. Ему принадлежат восемь «Экспромтов» (ор. 142, ор. 90, 1827) и шесть «Музыкальных моментов» (ор. 94, 1827).
Экспромты - своеобразные, новые для того времени названия, которые Шуберт выбрал для фортепианных произведений, призваны выразить определенную авторскую идею. Каждый экспромт - это пьеса, возникшая как бы внезапно, в духе свободной импровизации. Он должен запечатлеть один миг из вечно меняющейся, эмоционально насыщенной внутренней жизни художника. Настроения их простираются от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов. В связи с различием содержания, форма каждый раз выбирается новая (тема с вариациями - B, сложная трёхчастная - As, свободная сонатная – f, c, и так далее).
«Музыкальные моменты» проще по форме и меньше по масштабам. В большинстве пьес господствует определенный ритмический рисунок, часто связанный с бытовым танцем (полька - f, вальс, марш, экосез). Для каждой пьесы Шуберт нашел и определенный «фортепианно-этюдный» прием, который проходит через все произведение или крупный его раздел.
Почти все фортепианные пьесы Шуберта построены на основе классицистcкой периодической структуры. Импровизированные приемы изложения им не свойственны.
Одночастные фантазии.
Шубертом создано 4 двуручных фантазии и 3 - в 4 руки.
Среди одночастных фортепианных пьес Шуберта выделяется С-dur’ная фантазия «Скиталец», написанная в один год с «Неоконченной симфонией» - 1822. Виртуозный облик фантазии и ее грандиозная форма уникальны среди сосредоточенно-лирических миниатюр Шуберта. В качестве центрального эпизода фантазии Шуберт использовал одну из тем своей песни «Скиталец»:
Этот романс, вышедший в свет в 1821 году, произвел сильное впечатление своим мрачным настроением. Шуберт сделал это трагическое Adagio эмоциональным центром виртуозной фантазии.
Фантазия насыщена многообразным тематическим материалом, и Шуберт разрешил в ней по-новому проблему единства формы. Она написана не в вариационной форме, в ней мало связи и со стилем клавирных «импровизационных» фантазий XVIII века. «Скиталец» во многом предвосхитил сформировавшийся уже в послешубертовское время жанр симфонической поэмы. Это родство ощущается в эмоционально-психологической программности фантазии, в ее одночастной форме, сочетающей в себе черты сонатности и вариационности, а также в большой роли красочно-гармонических элементов.
Фантазия содержит четыре раздела: 1. Allegro con fuoco (C-dur), сонатно-симфонического типа; 2. Adagio (cis-moll) — многократная вариационная трансформация песенной темы; 3. Presto scherzo и трио (As-dur и Des-dur); 4. Allegro (возвращение в C-dur), фугированное развитие. Кода.
Особенной красотой отличаются эпизоды, написанные в шубертовской лирической манере: это вариации на тему песни, образующие художественный центр всего произведения. Однако и блестящим крайним эпизодам присуще большое художественное обаяние.
Фортепианные сонаты.
Фортепианные сонаты (всего 22, из них 15 законченных) Шуберт сочинял, начиная с 1815 года. Шуберт создаёт новую песенно-танцевальную разновидность жанра фортепианной сонаты. Сочинения этого типа лишены конфликтности, столкновения и борьбы контрастных начал. В их основе лежит раскрытие мира лирических чувств. Шуберт умел так глубоко и подробно проникнуть в эту тему, что не испытывал потребности выходить из неё в течение очень продолжительного времени. Яркое мелодическое дарование позволяло ему на основе возводить на песенно-танцевальной основе капитальные сонатные циклы. Все они изобилуют вдохновеннейшими лирическими эпизодами. В них много великолепных песенных тем, гармонических и тембровых находок. Неожиданные вспышки драматизма чередуются в них с моментами сосредоточенного созерцания, танцевальные эпизоды — с яркими озарениями.
Сонатный жанр Шуберта отмечен следующими особенностями:
· Сглажен контраст между активной главной темой и лирической побочной: главная тоже становится лирической, песенно-закруглённой и неторопливой;
· В результате сглаживается контраст между быстрой первой и медленной второй частями, даётся сочетание двух умеренных лирических частей;
· В разработках господствует приём варьирования, а не мотивная разработка тем; основные темы сохраняют свою цельность, редко дробятся на мотивы; характерна тональная устойчивость;
· Репризы редко содержат значительные изменения;
· Менуэты и скерцо Шуберта близки к вальсу;
· Финалы носят лирический или жанровый характер;
· Все сонаты 3 или 4 частные (нет 2хчастных)
· Порядок частей более традиционен, чем у Бетховена – на втором месте всегда медленная часть, за которой следует менуэт или скерцо и затем финал.
Вершиной фортепианного творчества Шуберта можно назвать последнюю сонату B-dur.Её вдохновенная 2 часть родственна шубертовским контрастным миниатюрам. Музыка, насыщенная глубоким трагизмом, полна динамики и драматичности. Она написана в трехдольном размере, но характерные жанровые признаки сближают ее с маршем (выдержанная ритмическая фигура, ассоциирующаяся с поступью, пунктированный ритм, аккордовая фактура, трехчастная контрастная форма).
Первая часть сонаты – лирический монолог. В основе части лежит типично шубертовский песенно-вариантный тип развития основной темы. Примечательно, что обе главные темы сонатного аллегро – песенно-лирические, основаны на типичном для Шуберта красочном тональном сопоставлении B-gur – fis-moll.
Соната A-dur одно из наиболее поэтичных, жизнерадостных творений композитора; во всех её частях господствует светлое настроение.
В последних лучших сонатах композитора начали привлекать также и крупные, масштабные формы, виртуозность. И, тем не менее, при всех громадных музыкальных достоинствах, эти произведения с трудом пробивали себе путь на концертную эстраду. Среди произведений современного репертуара они также не занимают такого места, как сонаты Бетховена, Шопена, Листа. Сонаты Шуберта далеки по своему стилю от современного ему концертного искусства, не похожи они и на произведения композиторов-романтиков следующего поколения.
Кроме того, в судьбе шубертовских сонат могло сыграть роль их импровизационное происхождение. Свободное изложение с частыми отступлениями от основной линии развития, господство песенных лирических тем, преобладание красочно вариационного развития ставят перед исполнителем особенно трудные задачи. Сонаты Шуберта часто, особенно на неискушённых зрителей, производят впечатление растянутости или рыхлости.
Фортепианные дуэты.
Ни один выдающийся композитор не уделял так много внимания четырёхручной фортепианной литературе, как Шуберт. Превосходные образцы клавирных дуэтов содержатся в моцартовском наследии, и все же именно Шуберта следует считать создателем этого жанра, предназначенного, для домашнего любительского исполнения.
В дальнейшем развитии фортепианной музыки 19 столетия четырехручная литература была оттеснена на второй план. По этой причине и достижения Шуберта оказались отброшенными в тень. А между тем фортепианные дуэты образуют интересную область его творчества и содержат высокие художественные ценности.
Четырехручная литература, созданная Шубертом, охватывает широчайший художественный диапазон (марши – их особенно много, полонезы, рондо, дивертисменты, вариации, сонаты, фантазии, увертюры). На одном его полюсе — бытовые миниатюры, на другом — крупные формы. Все эти произведения отличаются поэтическим обаянием и великолепной законченностью стиля.
Шуберт придал этому бытовому жанру небывалое художественное значение, сохранив его специфику как искусства любителя.
Над всеми дуэтами Шуберта возвышается фа-минорная фантазия, написанная в последний год жизни. Это бесспорно лучшая из фортепианных фантазий композитора. Крупное одночастное произведение, оно включает четыре ясных раздела, напоминающих последование частей в сонатно-симфоническом цикле. Первая, лирическая фа-минорная тема, окрашенная венгерским колоритом, постепенно развивается в сторону драматизма и патетики:
Великолепное Largo напоминает по своему интонационному складу героические арии итальянской оперы и генделевских ораторий.
В третьем эпизоде, Allegro vivace (по существу — менуэт и трио), предстает Шуберт — лирик и миниатюрист. Последний раздел представляет собой свободную репризу начального эпизода. Напряженная полифоническая разработка приводит к огромному драматическому нарастанию в конце.
Наиболее типичная черта шубертовских четырехручных миниатюр — «насыщенность» маршами и маршевыми ритмами («Военные марши», «Характерные марши», «Детский марш», «Дивертисмент в форме марша», «Героический марш», «Похоронный марш» и другие). Жанр марша получил распространение в героической атмосфере Французской революции.
У Шуберта преобладают военные марши национально-австрийского склада — подвижные, легкие, близкие к складу бытовой танцевальной музыки. К ним относится знаменитый D-dur’ный «Военный марш» («Marche militaire»). Завоевавший широчайшую популярность в переложении Таугиза для сольного исполнения, он соперничает в наше время с наиболее излюбленными песнями Шуберта.
Интерпретация музыки Шуберта.
Музыка Шуберта выдвигает перед пианистом немало сложных художественных задач. Важнейшая из них — передача лирического содержания образов композитора. Предельная искренность высказывания должна сочетаться с большой эмоциональной наполненностью. Чтобы хорошо, по-настоящему правдиво играть Шуберта, исполнителю надо много пережить, а вместе с тем не утратить и непосредственной свежести восприятия, чистого, овеянного романтикой взгляда на мир, свойственного молодости. Сочетание этих качеств встречается нечасто. Вероятно, поэтому и настоящие шубертианцы-исполнители относительно редки.
Сочинения композитора требуют высокого развития искусства пения на фортепиано. Задача осложняется тем, что лирические построения в них нередко изложены приемами классического письма. Для выражения новой по содержанию романтической эмоции, порой как бы прорывающей старые формы выражения, требуется совершенное пальцевое legato, владение различными степенями «нагрузки» руки, умение тонко дифференцировать звучность мелодики сопровождения.
Воплощение шубертовской лирики вызывает необходимость внимательного отношения к принципам песенного развития мелодики. Важно отдать себе отчет в том, как оно происходит, какую роль при этом играют фактурные приемы. Кроме того, необходимо неустанно вслушиваться в богатейшую гармонию композитора, расцвечивающую тематическое развитие, а иногда и придающую ему большую интенсивность.
Одна из проблем, возникающих при исполнении некоторых сочинений Шуберта, — преодоление в них «божественных длиннот». «Длинноты» — понятие в достаточной мере относительное. Нетрудно убедиться, что сочинения, кажущиеся в рядовом исполнении растянутыми, часто не производят этого впечатления, когда слушаешь выдающегося интерпретатора шубертовского творчества.
Имеет, конечно, громадное значение и непосредственное обаяние игры артиста: когда слушаешь сочинения такого композитора, как Шуберт, отсутствие у пианиста лирической теплоты нельзя ничем компенсировать.
Одним из лучших интерпретаторов Шуберта был Артур Шнабель. Соната B-dur в его передаче — образец тончайшего проникновения в музыку композитора.
К числу прекрасных интерпретаторов можно отнести Владимира Софроницкого, Святослава Рихтера (когда Гленн Гульд слушал Шуберта в исполнении Рихтера, то был в состоянии, по его словам близком к гипнотическому трансу).