Цели первого этапа литературного образования
1. Совершенствование навыков чтения (правильное, сознательное, беглое и выразительное) – деятельностный компонент.
2. Расширение круга чтения, формирование осознанной мотивации чтения (возможность узнать новое и получить эстетические переживания) – когнитивный и эстетический компоненты.
3. Формирование системы читательских умений, необходимой для полноценного общения с художественным произведением – деятельностный и коммуникативный компонент.
4. Формирование основ теоретико-литературных знаний и умений ими пользоваться на практике – когнитивный и деятельностный компоненты.
5. Развитие воображения и мышления в процессе читательской и литературно-творческой деятельности – деятельностный и творческий компоненты.
6. Формирование основ оценочной деятельности, умения вести беседу о прочитанном – деятельностный, ценностный и коммуникативный компоненты.
7. Расширение культурного поля ребенка при изучении литературы – когнитивный и ценностный компоненты.
8. Развитие устной и письменной речи – деятельностный, коммуникативный и творческий компоненты.
9. Формирование основ системы нравственных и эстетических ценностей – ценностный компонент.
Достижение этих целей будет залогом потребности детей в чтении, сформированности у них основных умений, необходимых для чтения произведений разных жанров и мотивированного высказывания собственных оценок, а также литературно-творческой деятельности, и готовности выпускников начальной школы к восприятию более сложных по художественной форме и содержанию литературных произведений.
Глава 3. Содержание литературного образования на первом этапе
Мы подробно остановились на проблеме целей ЛО, потому что от цели зависит и содержание образования (СО). Следует помнить о том, что в каждой программе предлагаются не только разные цели, но и разное содержание литературного образования (СЛО). На сегодняшний день нет единства в подходе к этому вопросу, поэтому остановимся только на основных аспектах этой проблемы.
Содержание литературного образования (СЛО)
В современной дидактике (В.Давыдов, И.Лернер, М.Скаткин) понятие «содержание образования» раскрывается во взаимосвязи с основными элементами социальной культуры, которая должна быть передана подрастающему поколению совокупностью знаний, опытом осуществления известных способов деятельности, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностного отношения к миру.
Учителя обычно вкладывают в этот термин очень узкое содержание –произведения, которые включаются в программу. Очевидно, что содержание образования не сводится только к кругу чтения. Ведь, как мы уже отмечали, нашей целью является воспитание духовного читателя, а для этого необходимо развивать литературные способности, формировать культурное поле ребенка и определенные читательские умения. Это невозможно сделать, не передав юным читателям теоретико-литературные знания, без которых восприятие литературного произведения останется на бытовом уровне, тогда как хотелось бы, чтобы читатель относился к литературе именно как к искусству.
Занимаясь вопросами ЛР младших школьников, М.П.Воюшина предложила свой подход к рассматриваемой нами проблеме.
Формирование читателя-школьника, способного к творческой деятельности, требует, по мнению М.П.Воюшиной, выделения в качестве ведущего элементаСЛОна начальном этапе системы читательских и речевых умений, призванной обеспечить полноценное общение с текстом, продуктивную речевую деятельность, создать возможность для общения, обучения, дать ребенку опыт творчества.
Термин «читательские умения» употребляется в методической литературе в широком и узком значении. В широком значении читательские умения охватывают всю литературно-учебную деятельность школьников (умения анализировать и оценивать произведение, речевые умения, библиографические умения); в узком – трактуются как умения, необходимые для полноценного восприятия литературного произведения.
Следует заметить, что единого определения понятия «умения» в педагогике пока нет. Ряд ученых (Н.Д.Молдавская, А.М.Сафонова и др.) понимают умениекак действие или систему действий. Применительно к читательским умениям это означает, что говорить о том, что школьник овладел тем или иным умением можно тогда, когда он самостоятельно выполняет действия – операции, приемы работы: составляет план, устно рисует картины, характеризует персонажей и т.д.
Л.Я.Гришина, Н.Я.Мещерякова, Ю.И.Мизин понимают умения как готовности, способности человека выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать.
М.П.Воюшина высказывает свою точку зрения, склоняясь к подходу Л.Я.Гришиной, потому что при таком понимании, по ее словам, подчеркивается творческий характер умений, необходимость опоры на литературоведческие знания при выборе и применении приемов анализа текста в соответствии с целесообразностью их использования в каждом конкретном случае. При подходе Н.Д.Молдавской, считает М.П.Воюшмна, цель обучения данным приемам – осознание причинно-следственных связей, воссоздание образа – теряется, хотя не поясняет, почему она так считает (СНОСКА: Воюшина М.П. Ук. соч.).
Для выработки собственной позиции задумайтесь: если ребенок умеет устно рисовать картины, то, значит, он воссоздает зрительные образы, если он дает точную характеристику персонажу – значит, понимает причинно-следственные связи, если правильно составляет разные виды планов произведения, то умеет выделять главное и обнаруживать причинно-следственные связи. Другое дело, что часто работа по овладению приемом проводится в школе механически, без осознания ребенком ее необходимости, ее смысла. На наш взгляд, понимание понятия «умение», высказанное Н.Д.Молдавской, очень точное, а главное, практически проверяемое. Объективно проверить готовность ученика к деятельности представляется затруднительным.
Напомним и о том, что выдающийся отечественный психолог Б.М.Теплов считал, что способности нельзя сводить к умениям, что способность и позволяет человеку быстро овладевать умениями и знаниями в той или иной области.
В рассматриваемой проблеме представляется важным то, что в основе термина «читательское умение» лежит представление о том, может ли читатель выполнить ряд операций в соответствии с поставленной перед ним целью. На начальном этапе мы обучаем ребенка и операционной стороне приема, т.е. действию, и тому, как с помощью приема можно глубже понять текст, что является деятельностью, т.е. сумме целенаправленных действий. Когда операционная сторона приема освоена учеником, мы можем сосредоточиться на содержательной стороне процесса.
Рассмотрим подробнее умение анализировать литературное произведение.