Психологическая характеристика спортивного соревнования как источника стресса
Неотъемлемой частью спортивной деятельности является соревнование, которое заключается в состязательной борьбе за победу, за первенство, за личный результат в форме непосредственного или опосредованного противоборства по какому-либо из видов спорта. Цель соревнований - достижение лучшего результата (независимо от уровня подготовленности спортсмена).
Соревнования, несмотря на многообразие условий спортивной борьбы, имеют общие психологические особенности:
1. Соревнование — это деятельность, которая протекает в экстремальных условиях, вызывает психическое напряжение и стимулирует физическую и психическую активность спортсмена, вскрывая его резервные возможности.
2. Соревнования социально значимы, так как их результаты получают широкую общественную известность и оценку, влияют на статус спортсмена в обществе (победители получают соответствующие символы, знаки отличия, моральные и материальные вознаграждения).
3. Результаты соревнований лично значимы для спортсмена (по ним подводят итоги определенному периоду тренировки, судят о целесообразности затраченного времени и усилий). Они влияют на самооценку спортсмена, самочувствие, самосознание в целом (связаны с ощущением успеха или крушением надежд).
4. Соревнования эмоционально окрашены.
Современный спорт - это деятельность преимущественно в условиях ярко выраженного стресса, особенно на уровне соревнований крупного масштаба. Полной адаптации к соревновательной деятельности не происходит ни при длительных занятиях спортом, ни при частых выступлениях.
Один из наиболее сильных сбивающих факторов, характерных для соревнований, - наличие стрессогенных ситуаций и необходимость осуществления деятельности в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Сильное негативное влияние эмоциогенных факторов соревнований связано с тем, что спортсмен заранее мысленно переживает различные ситуации, их неудачный или удачный исход, возможные последствия успеха или неудачи. Специальные исследования показывают, что такие эмоциональные переживания часто ведут к гораздо большему расходу нервных ресурсов, чем реальные трудности соревнований.
В спортивной психологии отмечается ряд причин, влияющих на уровень развития спортивного стресса: масштаб соревнований, личная значимость соревнований, состав участников соревнований, подготовленность спортсмена, особенности вида спорта и соревновательных упражнений, психологический климат, организация соревнований, отношение и поведение зрителей, психологические особенности личности спортсменов.
37. Предсоревн-ные псих состояния спортсм.Псих состояние, связанное с соревнованиями, - это переживание личностью конкретного отношения к возможным результатам деятельности в данный момент времени. П.К. Анохин рекомендовал в качестве уровня высокой результативности спортсмена рассматривать согласование в динамике трех факторов: псих. фактор (эмоциональное возбуждение, мотивация);энергетический фактор (активизация вегетативной системы для сопротивления воздействию стресс-факторов соревнов-ной деятельности);двигательный фактор (психомоторика - двигательный навык). Псих. состояния накануне соревнований принято называть предстартовыми. Они наблюдаются у каждого спортсмена и возникают в связи с предстоящим участием в соревнованиях как условно-рефлекторная реакция организма, мобилизующая его на выполнение ответственной деятельности в напряженной обстановке. Предстарт состояние связано с особенностями переживания спортсменом своего будущего участия в соревновании, проявляются по-разному, имеют различную интенсивность. Характер-кой предстарт состояний явл. уровень эмоц-ного возбуждения, который может способствовать повышению (снижению) результативности.Виды предсоревновательных псих. состояний: боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия и состояние самоуспокоенности. Лишь боевая готовность является желательным состоянием, благоприятно действующим на уровень достижений спортсмена. Предстарт. лихорадка и апатия - неблагоприятные псих. состояния, мешающие спортсмену мобилизоваться и реализовать все свои возможности в условиях соревнов-ий. Боевая готовность выражается в осознании спортсм-ом важности предстоящей задачи, в понимании ответственности и сложности предстоящей борьбы, стремлении вести эту борьбу в полную силу и до победного конца.
38. Психолог-ие особенности спорт. Эмоций.Спорт. деятельность характер-тся своеобразными эмоциональными состояниями и отношениями, которые отражают ее специфику и определяются как спортивные эмоции (СЭ). Стенические эмоции активизируют процессы жизнедеятельности организма, повышают работоспособность спортсмена, стимулируют и мотивируют действия, поступки и поведение спортсмена. Астенические - снижают функциональные возможности. Среди СЭ Черникова выделяет две группы: 1-ые - способствуют успеху в соревновательной борьбе (спортивное возбуждение, боевое воодушевление); 2-ые - оказывают негативное влияние на успешность соревновательной деятельности (спортивный азарт, эмоциональная неустойчивость). Спортивное возбуждение характер-тся активным положительным эмоциональным состоянием общего подъема сил, верой в возможность завоевания успеха, стремлением к борьбе за достижение поставленной цели и победе. Повышается работоспособность спортсмена, его возможности к большим и макс-ным напряжениям. Боевое воодушевление охватывает спортсмена в моменты напряженной спортивной борьбы, характер-тся подъемом сил, приливом энергии, уверенностью в успехе, радостью борьбы, жаждой активных действий. Игровое или спорт. увлечение - состояние направленности на ведение спорт. борьбы; спортсмен не замечает ничего постороннего, не относящегося к спорт. борьбе. Спорт. азарт отличается от здорового спорт. увлечения страстной эмоциональностью и характер-тся нервным перевозбуждением, излишней эффективностью, агрессивностью, при которых ослабляется контроль над своими поступками (нарушения спортивных правил).Спорт. злость - внезапная реакция на неудавшееся намерение или попытку одержать победу, когда отдаляется возможность достижения цели. Переживается как активный протест, нежелание примириться с неудачей, недовольство собой, своими действиями, желание проявить себя, что позволяет быстро мобилизироваться, проявить максимум усилий. Спорт. гордость - сложное нравственное чувство, выражающееся в положительном эмоциональном отношении к справедливо достигнутым успехам (завоеванной победе ценой больших усилий). Спорт. честь - нравственное чувство, связанное с общественным признанием спортивных достоинств, переживается в моменты осознаваемой угрозы возможной потери этих успехов. Спорт. соперничество - своеобразное чувство, которое выражается в стремлении спортсмена к превосходству над др. спортсменами, претендующими на такой же результат. Связано с самооценкой, с оценкой результатов своих достижений, возможностей добиться успеха. Порождается условиями спортивной борьбы и является обязательным психологическим условием каждого состязания, стимулом спортивной борьбы.
39. Послесоревнов-ные состояния спортсм-ов.Послесоревнов. псих. состояния можно рассматривать при успехе и неуспехе. То, как спортсмен переживает результаты влияние на дальнейшую подготовку спортсмена к последующим соревнов-ям.Возможны варианты исхода спорт. соревнов-ия:а) высокий результат (место) - спортсмен доволен собой; б) высокий результат - спортсмен не доволен собой; в) невысокий результат (место) - спортсмен доволен собой; г) невысокий результат - спортсмен не доволен собой.
Различают послесоревн-ые состояния. Радость победы характер-тся положительной эмоциональной реакцией: устойчивым чувством удовлетворенности собой, гордостью за свою команду, жизнерадостным настроением, уверенностью в своих силах, желанием тренироваться. Однако если победа достигнута легко, то может возникнуть переоценка своих спорт. способностей, зазнайство, излишняя самоуверенность, беспечность, пренебрежение тренировочной работой.Горечь поражения возникает в ситуации, когда спортсмен не сумел реализовать свои возможности или столкнулся с несправедливостью в оценке результата. Она проявляется в разочаровании, неуверенности в своих силах, нежелании тренироваться и может вызвать депрессию, а также привести к отказу от занятий спортом. Однако поражение может вызвать и положительную эмоц. реакцию, связ. с возникновением стенических эмоций, критическим отношением к своим недостаткам, повышением работоспособности на тренировках.
Неудачное выступление спортсмена рассматривается с точки зрения фрустрации или стресса. В обоих случаях подчеркивают субъективное воздействие неудачи, тесно связанное с уровнем притязаний личности спортсмена.Фрустрация – псих. состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее, когда вследствие реального или воображаемого препятствия потребность не удовлетворена.Состояние фрустр. может вызывать различные типы реакций. Основной характер-ой фрустр. явл-тся ее эмоц-ная окрашенность. В практике работы со спортсменами необходимо предупреждать возникновение фрустр., избегая воздействия фрустраторов; развивать у спортсменов правильное понимание трудностей, чтобы они не принимали вполне преодолимые трудности за непреодолимые.
40. Содержание психологического обеспечения спортивной деятельности.Псих. обеспечения подготовки спортсменов ориентировано на мобилизацию психических резервов повышения эффективности тренировочного процесса, надежности и результативности соревновательной деятельности. К необходимым условиям эффективности можно отнести планирование психологич. обеспечения подготовки спортсменов, в основе которого положены требования конкретного вида спорта к психич. организации спортсм-ов. К достаточным условиям можно отнести изменение и формирование новых форм социально-психологических отношений в системе "спортсмен-тренер", где они полноправные и активные деятели планирования и реализации программы подготовки. Отсюда требование к совместной работе - сотрудничество тренера, спортсмена и психолога, их взаимопонимание, основанное на достаточно глубоких знаниях тренера в области психологии, на готовности психолога понять проблемы тренера и спортсмена, на открытости к точке зрения партнера по совместной работе. Псих обеспеч подгот-ки спортсм-ов определяется как систему мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-тренировочного процесса, высокую надежность и результативность соревновательной деятельности. К основным составляющим псих. обеспеч подготовки спортсменов следует отнести анализ требований, предъявляемых видом спорта, в котором оно проводится, к психике спортсменов, планирование подготовки спортсменов с учетом психологических факторов, обучающие и развивающие программы, направленные на формирование необходимых спортсменам психотехнических навыков, развитие профессионально важных свойств психики; коррекционные и реабилитационные программы, связанные с оказанием помощи спортсменам и тренерам в решении возникающих у них психологических проблем; программ обеспечения выступлений в ответственных соревнованиях; программы психологического контроля.
41. Псих. подготовка спортсм-ов.Псих. подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Целью псих подготовки спортсм-ов к соревнованию явл формирование у них такого псих состояния, при котором они могут: а) в полной мере использовать свою функциональную и специальную подготовленность для реализации в соревновании макс-но возможного результата; б) противостоять многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласование функций, т.е. проявлять высокую надежность соревновательной деятельности. Виды псих подготовки, связан. друг с другом, но направленных на решение самостоятельных задач:1) общ. психологич. подготовка; 2) спец. психологич. подготовка к соревнованиям; 3) психологич. защита от негативных воздействий в ходе конкретного соревнования. Общ. псих. подготовкапредставляет собой оптимизацию психической адаптации спортсмена к нагрузкам. Общ. псих. подготовка решается двумя путями. 1-ый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим псих. готовность человека к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распределения внимания, способам мобилизации на максимальные волевые и физи. усилия. 2-ой путь предполагает обучение приемам моделирования условий соревновательной борьбы (безотносительно к конкретному соревнованию) посредством словесно-образных моделей. Спец. психологич. подготовка направлена, прежде всего, на формирование готовности спортсмена к эффективной соревновательной деятельности. Решает частные задачи:- ориентация на те соц-ные ценности, которые являются ведущими для спортсмена, - формирование у спортсмена психич. «внутренних опор»,- преодоление психич. барьеров, особенно тех, которые возникают в борьбе с конкретным соперником, - психологич. моделирование условий предстоящей борьбы; создание психологич. программы действий непосредственно перед соревнованием. Псих. (психическая) защита является спец-ной регуляторной системой стабилизации личности, направленной на устранение и сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Такая защита спортсмена от негативных воздействий в ходе соревнования представляет собой срочные психолого-педагогические вмешательства со стороны тренера, направленные на изменение негативного состояния спортсмена или компенсацию такого состояния Подобные психологич. мероприятия направлены на создание психич. защиты против негативных воздействий психически напряженных ситуаций и на разработку стратегии «выхода» на оптимальное состояние спортсмена. Псих. подготовка спортсмена к каждому конкретному соревнованию начинается с того момента, когда он узнает о возможности участия в этом соревновании, а кончается последним выступлением в нем — финалом. Весь этот промежуток времени делится на три периода:1-ый период — от получения сообщения о предстоящем соревновании до получения сведений о расписании и жеребьевке; 2-ой период — от ознакомления с результатами жеребьевки до начала первого этапа соревнования (предварительного забега, заплыва, заезда, первого боя, подхода, упражнения, игры, попытки);3-ий период — от начала первого этапа соревнования до окончания финала. Эти периоды различаются, во-первых, количеством и достоверностью поступающей к спортсмену информации, а также лимитом времени, имеющимся у него для сбора и переработки этой информации; во-вторых, конкретными задачами, которые надо решать в ходе психологической подготовки; в-третьих, средствами и приемами решения этих задач.
42. Общ. псих. подготовкапредставляет собой оптимизацию психической адаптации спортсмена к нагрузкам. Общ. псих. подготовка решается двумя путями. 1-ый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим псих. готовность человека к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распределения внимания, способам мобилизации на максимальные волевые и физи. усилия. 2-ой путь предполагает обучение приемам моделирования условий соревновательной борьбы (безотносительно к конкретному соревнованию) посредством словесно-образных моделей. Наиболее употребительными сейчас являются такие специализированные системы псих. воздействий как психомышечная тренировка (ПМТ) и ментальная тренировка (МТ).
В процессе овладения ПМТ осваиваются два главных психофизических фактора, лежащих в основе самогипноза: 1) погружение себя в контролируемое сознанием сноподобное гипноидное, «экранное» состояние головного мозга, когда он обретает повышенную восприимчивость к вводимой в него информации, 2) оперирование (медитирование) в таком состоянии теми словами и их мысленными образами, которые необходимо заранее подобрать для решения конкретной задачи саморегуляции. МТ следует понимать как комплекс психич. средств, вкл:- распознавание и оценку окружающей ситуации;- контроль психофизиологических и поведенческих реакций;- приёмы внушения и самовнушения, направленные на релаксацию и создание необходимых предпосылок для эффективной деятельности. Такая комплексная ментальная тренировка позволяет спортсмену формировать необходимую установку на предстоящую деятельность и преодолевать негативные воздействия экстремальных условий тренировок и соревнований.