Работа редактора над композицией авторского материала
С чего начинать редактирование? Совершенствование конструкции - первый этап редактирования. Убедившись в том, что произведение «построено», можно переходить к работе над частностями, к шлифовке языка и стиля.
Последовательность частей должна быть мотивированной, части - соразмерными, а приёмы композиции определяться содержанием и характером произведения.
Принято различать композицию художественного произведения, в основе которого лежит сюжет,и композицию произведения, не относящегося к литературе художественной, в основе которого лежит план, т. е. поэтический образ в первом случае, логическое построение - во втором.
Композиция информационных публикаций преследует цель - сообщить информацию, точно передать факты, используя для этого выработанные практикой стереотипы построения.
«Вещь нужно конструировать прочно, - писал М. Кольцов, - чтобы, прочитав её, читатель разглядел бы вблизи и увидел, где начало, где конец, как именно этот абзац, который вовсе здесь как будто не нужен, перекликается с другим абзацем в конце. Особенно на той короткой площадке, которая даётся обыкновенно для очерка в газете и в журнале. Нужно рассчитать свои силы и сделать какую-то конструкцию, которая держалась бы, и прочно держалась».
Точное расположение частей помогает повысить информативность материалов, увеличить их познавательную ценность, эмоциональное воздействие, исключает искусственные связки, упрощает работу над переходами.
Существуют два типа композиционных приемов — логические и образные.
типичные недостатки композиции:
• отход от темы;
• неудачно выбранный принцип расположения частей;
• неоправданное нарушение последовательности изложения;
• несоразмерность частей;
• неудачные композиционные приемы;
• непрочность связей между частями;
• нечёткость композиционных рамок (неудачный заголовок, начало, концовка).
Задача редактора - направить мысль читателя по верному пути, прежде всего средствами логики помочь ему воспринять новость, сообщаемую в заметке, точно, адекватно извлечь содержащуюся в тексте информацию.
Схемы построения коротких информационных заметок, фиксирующие смысловые отношения между их частями и последовательность этих частей:
1.Событие уже свершившееся, завершённое. Рассказ о том, как происходило событие. Указания на подробности. Значение события (практический смысл, перспективы)
2. Событие, уже свершившееся, завершённое. Характеристика этого события (описание явления, служащего предметом заметки). Значение события (практический смысл, перспективы).
3.Событие, происходящее в определённый момент. Конкретизация фактов, описание деталей. Значение события, перспективы, перечисление конкретных мер, принимаемых в данный момент.\
Следование этим композиционным схемам способствует передаче информации в её наиболее «чистом» виде.
Анализ редактором плана рукописи, критерии его оценки
Проверенный приём оценки редактором композиции рукописи - анализ её плана.
В своей практике редактор встречается с планами трёх видов:
· авторским планом будущего произведения
· планом уже написанного произведения
· планом редакторских изменений, включающим рекомендации по уточнению и переработке рукописи.
Далеко не всегда, особенно когда материал невелик по объёму, план заносится на бумагу, но как продуманная последовательность суждений он обязательно существует для журналиста. Важно, чтобы, приступая к написанию текста, он представлял себе не только суть проблемы, но и основные элементы конструкции: заголовок, хотя бы в первой, рабочей формулировке, начало, концовку, порядок изложения.
План автора всегда подвижен. Его мона и нуна в ходе работы менять. Обсуждая с автором план будущего произведения, редактор получает возможность включиться в его творческий процесс на ранних этапах, иногда уже при заказе материала оказать помощь автору. Именно на этих начальных этапах закладываются основы целостной конструкции текста. Совместная работа над планом помогает редактору понять особенности мышления автора, выработать тактику общения, найти форму для замечаний, определить направление рекомендаций.
Составляя план завершённого автором произведения,редактор как бы идёт за ним по тексту, следя за развитием авторской мысли. Текст делят на части и эти части озаглавливают либо в форме тезисов, либо в форме вопросов.
Готовя план переработки материала,редактор чётко мотивирует каждое предложенное им конструктивное изменение. Изменения необоснованные, не подкреплённые убедительными доводами, - типичное проявление вкусовщины и редакторского произвола.
Работа над планом — одна из точных методик редактирования
Заголовок, начальные фразы и концовка публикации требуют особого внимания редактора. Основное требование к заголовку — соответствие содержанию публикации.
Заголовок, начальные фразы и концовка публикации создают "рамку" журналистского произведения, которая должна быть прочной