Определение круга участников следственного действия.
Важный элемент подготовки к проведению следственного действия – определение круга его участников. Решающую роль, помимо требований закона, здесь играет усмотрение следователя. С позиций закона различаются обязательные и необязательные (факультативные) участники следственных действий. Кроме следователя к числу обязательных участников закон относит в соответствующих случаях специалиста, педагога или родственников несовершеннолетнего допрашиваемого.
Однако на практике круг обязательных участников нередко бывает шире – за счет включения в их число свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, защитника, представителей администрации и т.п. Поэтому, определяя будущих участников следственного действия, следователь должен руководствоваться не только требованиями закона, но и теми правилами, которые выработала практика проведения этого следственного действия по конкретной категории уголовных дел.
Особенности планирования и проведения допроса.
По своей психологической и гносеологической сущности допрос является одним из процессуальных видов взаимодействия, межличностного общения и обмена информацией двух главных действующих лиц - допрашивающего и допрашиваемого. В случаях, регламентированных законодателем (например, при допросе малолетнего, глухонемого, лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство), в процесс указанного взаимодействия, получения и передачи информации включаются и некоторые другие лица (переводчик, защитник, педагог и др.).
С криминалистической точки зрения допрос представляет собой процессуальный способ собирания и проверки доказательственной и ориентирующей информации, которую следователь получает от допрашиваемого лица в диалоговом режиме с помощью речевых и неречевых (жестов, мимики и т.п.) коммуникаций.
Подготовка следователя к допросу предполагает:
- определение круга лиц, подлежащих допросу, и принятие решения о вызове конкретного лица, который должен быть допрошен первым;
- определение способа вызова лица на допрос (письменной повесткой, по телефону и т.д.) и реализацию избранного способа;
- изучение личности того, кого предполагается допросить, материалов дела, определение предмета допроса, круга вопросов, подлежащих выяснению, очередности постановки вопросов;
- разработку мысленной модели процедуры (технологии) допроса, определение линии своего поведения, приемов допроса с учетом прогноза развития ситуации во время допроса;
- составление плана допроса, отражающего его задачи, вопросы, подлежащие решению, время начала допроса и другие его моменты (план может быть зафиксирован на бумаге);
- обеспечение предстоящего допроса необходимыми техническими средствами и материалами фиксации его хода и результатов, воспроизведения определенной информации, собранной по делу;
- отбор нормативных документов, вещественных доказательств, иных материалов и объектов, необходимых для допроса;
- определение и надлежащую организацию рабочего места (устранение по возможности отвлекающих источников шума, удаление из помещения посторонних лиц и т.д.);
- обеспечение явки лиц, чье участие в допросе необходимо.
Полностью программа подготовки реализуется лишь тогда, когда в этом есть необходимость и существуют реальные возможности ее воплощения в жизнь.
При изучении личности допрашиваемого следователь выявляет социальный статус данного лица, выполняемые им социальные роли, референтные для него социальные группы, социально-положительные и социально-негативные личностные качества, его психологические возможности в практических ситуациях, имеющих значение для расследования. Для этих целей следователь может получить ряд независимых характеристик, допросить родственников и знакомых допрашиваемого лица, выяснить обстоятельства биографического характера, воспользоваться консультацией педагога или психолога. Для установления образа жизни допрашиваемых, их преступных связей следователь дает поручения органам дознания, получает необходимую информацию от участкового инспектора.
Подготовка допроса завершается составлением его плана. План может быть развернутым или кратким, письменным или зафиксированным только мысленно, но он должен содержать систему вопросов, обусловленных общими задачами расследования.
Определение круга вопросов, которые следователь намерен выяснить на допросе, последовательности их постановки, разработка формулировок вопросов, подлежащих занесению в протокол допроса - все это важные задачи, которые необходимо решать при подготовке к допросу. При этом целесообразно исходить из понимания того, что и первоначальные, и промежуточные, и заключительные вопросы следователя должны быть адресными, лаконичными, корректными. Формулировка вопроса должна быть четкой, ясной, конкретной, понятной носителю информации. В нем не должны содержаться подсказка, элементы навязывания своего мнения. Нельзя задавать наводящих вопросов. Содержание вопроса не должно давать повод для предположительного ответа.
Готовясь к допросу, следователь должен предвидеть, какими сведениями может располагать то или иное лицо. При этом он схематически представляет всю совокупность исходных фактических данных, исследует все вещественные доказательства, определяет "разрывы" в цепи доказательств.
Особенности планирования и проведения очной ставки.
Следователь вправе произвести очную ставку в том случае, когда в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия. Из этого следует, что очная ставка не является обязательным действием следователя. Решение по поводу его производства следователь принимает по собственному усмотрению, а не во всех случаях обнаружения существенных противоречий, имеющихся в показаниях ранее допрошенных лиц.
Причиной противоречий может явиться как намеренное искажение фактов (например, с целью уйти от ответственности, создать себе ложное алиби и т.д.), так и добросовестное заблуждение, связанное с неправильным восприятием, плохим запоминанием или неточностью воспроизведения воспринятого при допросе.
Подготовка к очной ставке предполагает:
- изучение данных ранее показаний лиц, между которыми предполагается провести очную ставку, а также показаний иных допрошенных лиц, подтверждающих либо опровергающих показания первых;
- выяснение характера и содержания имеющихся в показаниях противоречий и причины их возникновения;
- изучение личности каждого из допрашиваемых, характера, глубины и других особенностей их взаимоотношений;
- определение порядка производства очной ставки;
- формулирование и определение последовательности постановки вопросов;
- определение лица, с которого предполагается начать допрос на очной ставке;
- определение состава участников данного следственного действия;
- выбор места и времени производства очной ставки, способов вызова ее участников;
- подборку материалов дела, которые могут быть предъявлены участникам очной ставки;
- подготовку технических средств фиксации данного следственного действия;
- обеспечение в необходимых случаях оперативного, превентивно-профилактического и иного сопровождения очной ставки;
- прогнозирование следователем поведения допрашиваемых на очной ставке и возможных вариантов ее развития, определение с учетом прогноза тактической линии своего поведения.
Приняв решение о производстве очной ставки, следователь определяет оптимальное время ее производства. Как правило, очная ставка проводится тогда, когда следователь уже обладает достаточной совокупностью доказательств для правильной оценки показаний ее участников. В то же время возникают ситуации, когда целесообразно провести очную ставку на более ранней стадии расследования (например, между потерпевшими и подозреваемыми сразу после задержания последнего, поскольку психическое состояние после совершения преступления, внезапность задержания и незнание объема информации, которой располагает следователь, может создать благоприятную обстановку для получения правдивых показаний задержанного).
При подготовке к производству очной ставки следователю целесообразно попытаться определить причину противоречий в показаниях, уяснить, являются ли они результатом добросовестного заблуждения допрашиваемого или установкой на дачу ложных показаний. Это позволяет избрать правильную тактическую схему производства очной ставки. Необходимо тщательно продумать и письменно сформулировать вопросы, которые будут поставлены перед допрашиваемыми, определить очередность их постановки, а также лицо, с которого следует начать допрос. Особое внимание следует уделить разработке точных, четких, лаконичных, детализирующих вопросов, так как они не только способствуют уточнению тех или иных элементов выясняемых обстоятельств, но и помогают в разоблачении ложных показаний.
Особенности планирования и проведения осмотра места происшествия.
Осмотр места происшествия производится для обнаружения и непосредственного исследования материальных объектов, их признаков и взаимосвязей, имеющих значение для уголовного судопроизводства.
Данное следственное действие способствует выяснению обстановки на месте происшествия, обнаружению скрывшихся преступников, следов-отпечатков, предметов, документов и других материальных носителей информации, имеющей значение для дела. Использование информации осуществляется как в ходе производства указанного действия, так и при производстве других следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых параллельно осмотру и после его производства.
До начала процесса осмотра целесообразно:
- сориентироваться в обстановке;
- получить предварительную информацию у посвященных лиц о том, что и когда здесь произошло;
- выяснить, кто побывал на месте происшествия до приезда оперативно-следственной группы, какие изменения внесены в обстановку;
- обеспечить участие в осмотре понятых, иных необходимых лиц;
- зафиксировать время прибытия на место происшествия, время начала осмотра.
После общеориентирующего ознакомления с обстановкой на месте происшествия необходимо определить, с чего начать работу, направление и последовательность осмотра, его стадии.
Перед началом операциональной (рабочей) динамической части осмотра производятся фотосъемка и видеозапись места происшествия (ориентирующая, обзорная). Позднее фиксируются узлы (фрагменты места происшествия и отдельные объекты) по мере продвижения от исходного узла к другим пунктам обследуемого места (по принципу от узла к узлу). Осматриваемые предметы и следы вначале фотографируются методом детальной съемки, исследуются без изменения их положения (в тактичном состоянии). Затем эти операции дублируются в динамическом варианте при изменении положения объекта.
К протоколу осмотра места происшествия прилагаются фототаблицы, видеокассеты, изготовленные планы и схемы места происшествия.
На практике не единичны случаи повторного осмотра места происшествия. Необходимость в этом может возникнуть в силу процессуальных ошибок, допущенных при производстве первичного осмотра (проведение осмотра без понятых, изъятие вещного объекта без отражения этого действия в протоколе и т.д.).
Основания для повторного осмотра места происшествия возникают и в тех случаях, когда предыдущий осмотр выполнен поверхностно, неполно, без использования необходимых специальных рекомендаций, обеспечивающих эффективное обнаружение, надлежащую функцию и правильное изъятие следов преступлений, а также всестороннее, полное изучение и надлежащую фиксацию обстановки содеянного.
Повторный осмотр места происшествия может быть целесообразен, а подчас просто необходим даже тогда, когда предыдущий осуществлен надлежащим образом, качественно и результативно. Подобные ситуации возникают при выдвижении версий, получении после первоначального осмотра сведений, требующих проверки, уточнения, конкретизации, развития путем производства нового осмотра.
При подготовке к повторному осмотру места происшествия необходимо:
-глубоко изучить протокол первоначального осмотра места происшествия и все приложения к нему;
- выяснить, где и в каком состоянии находятся изъятые с места происшествия объекты, изучить и оценить результаты их исследования;
- ознакомиться с доказательственной и ориентирующей информацией, полученной помимо осмотра места происшествия;
- определить задачи предстоящего осмотра, последовательность и приемы их решения;
- решить вопрос о составе, кандидатурах участников предстоящего осмотра и функциях каждого из них;
- рассмотреть вопрос о технико-криминалистическом и оперативном обеспечении предстоящего осмотра.
В ряде случаев возникает необходимость побеседовать со следователями, другими участниками предыдущего осмотра, если повторный осмотр места происшествия производится другими лицами.
Особенности планирования и проведения обыска.
Обыск можно рассматривать и как поисковое действие, и как проводимое в принудительном порядке обследование отдельных объектов и лиц с целью отыскания и изъятия предметов и документов, имеющих значение для дела, а также обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.
Общая уголовно-процессуальная модель обыска содержит следующие основные положения:
- основанием производства обыска служит наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы, ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела;
- обыск производится на основании постановления следователя;
- до начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а в случае обыска в жилище - судебное решение, разрешающее его производство, и предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск;
- при производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества;
- следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого производился обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц;
- следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производился обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска;
во всех случаях при производстве обыска изымаются предметы и документы, изъятые из оборота;
- изъятые предметы, документы, ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц;
- при производстве обыска участвуют: лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. Вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск;
- в составляемом при производстве обыска протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности; выданы ли они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые объекты должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и - по возможности - стоимости;
- если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры;
- копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации;
- обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.
До выезда на место обыска составляется план предстоящей операции. В плане указываются:
- какие объекты предполагается найти и изъять по данному делу;
- лицо, подлежащее обыску, и его местонахождение;
- обязанности участников оперативно-следственной группы;
- способ проникновения в обыскиваемое помещение и меры по предупреждению возможного вооруженного сопротивления;
- время и порядок проведения обыска;
- конкретные специалисты (в том числе кинолог со служебно-розыскной собакой);
- технические средства (средства поиска и фиксации, упаковки для изъятия объектов обыска);
- тактические приемы, которые целесообразно применять для обыска;
- способ связи и транспортные средства;
- меры по охране места обыска;
- меры, исключающие связь обыскиваемого с иными лицами;
- способы легализации полученных оперативных данных, используемых в ходе обыска;
- предполагаемые действия участников обыска при осложнении обстановки;
- меры по предотвращению возможного сокрытия или повреждения искомых объектов.
"Оснастка" - условное, кодовое название. Суть подготовительного мероприятия, обозначаемого им, сводится к оснащению участников обыска необходимыми техническими средствами и вспомогательными материалами. Имеется в виду обеспечение (оснащение) предстоящего обыска:
- технико-криминалистическими средствами поискового и фиксационного характера;
- техническими средствами связи;- транспортными средствами;- упаковочным материалом для транспортировки изъятых объектов;- осветительными приборами и аппаратурой, средствами измерения и взвешивания;- средствами принудительного проникновения на объект, оружием, средствами обеспечения безопасности и нейтрализации возможностей физического противодействия со стороны обыскиваемых и связанных с ними лиц.
Обыск, как правило, должен быть неожиданным (внезапным) для того, у кого производится. Для этого необходимо:- определить наиболее подходящее время для обыска;- участникам оперативно-следственной группы скрытно прибыть к месту обыска;- без промедления проникнуть в помещение или на участок местности, подлежащей обыску.
Особенности планирования и проведения выемки.
Выемка - следственное действие, заключающееся в изъятии имеющих значение для расследования уголовного дела известных следствию предметов, ценностей или документов, находящихся в известном месте во владении или ведении установленного лица или группы лиц (например, трудового коллектива).
Выемка производится, при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную, охраняемую законом тайну, производится следователем с санкции прокурора. Документы, содержащие информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, могут быть подвергнуты изъятию путем выемки на основании судебного решения. До начала выемки следователь должен предложить выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
Производство выемки готовится и осуществляется с учетом особенностей места, где она должна производиться, характера, количества, веса и других признаков изымаемых объектов, а также конкретных обстоятельств и условий, которые во многом определяют организационные меры и тактические приемы выемки. Одни приемы эффективны при выемке документов, другие - при выемке предметов, третьи - при выемке и тех, и других объектов одновременно. Однако существуют и общие тактические приемы, сохраняющие свое значение при любом виде выемки.
Подготовка к выемке включает определение:
- где, когда и у кого должна производиться выемка;
- кто будет участвовать и присутствовать при ее проведении;
- что конкретно следует изъять.
Решение этих вопросов зависит от тех данных, которыми располагает следователь, а также от следственной ситуации, сложившейся к моменту принятия решения, особенностей документов или предметов, подлежащих изъятию.
При подготовке к выемке следователь может
- изучить делопроизводство и бухгалтерскую документацию данного предприятия, учреждения или организации;
- ознакомиться с продукцией данного предприятия;
- получить техническую консультацию, справочные сведения у не заинтересованных в исходе дела бухгалтеров, технологов, экономистов;
- определить степень секретности предполагаемых к изъятию документов и предметов.
Решение этих вопросов крайне важно, так как выемка - не часть обыска, а самостоятельное следственное действие, при котором заранее должны быть определены искомые объекты и их местонахождение.
Особого внимания требуют подготовка и разработка плана проведения выемки на случай осложнений и перевода выемки в неотложный обыск.
Если объекты, указанные в постановлении о производстве выемки, выданы добровольно и отсутствуют основания опасаться сокрытия каких-либо предметов, документов или ценностей, не указанных в постановлении, следователь вправе ограничиться только их изъятием.
Особенности планирования и проведения проверки показаний на месте.
Проверка показаний на месте проводится в целях установления новых обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, уточнения, определения достоверности ранее данных показаний.
Делается это путем вербального воспроизведения допрашиваемым на месте той обстановки, которая имела место ранее, а также путем демонстрации действий лицом, показания которого проверяются, указания им на предметы и документы, воспроизведения показаний и дачи ответов на поставленные вопросы.
Наряду с этим проведением указанного следственного действия решается комплекс тактических задач. В их круг могут входить:
- уточнение, конкретизация, развитие ранее установленных фактических данных;
- установление имеющих значение для дела обстоятельств, о которых до этого ничего не было известно;
обнаружение новых, до этого отсутствовавших в распоряжении следствия носителей полезной для дела информации, включая те из них, которые в дальнейшем могут приобрести статус вещественных доказательств;
- разоблачение ложных показаний;
- проверка версии о возможности совершения проверяемых действий одним человеком без помощи других лиц;
- определение изменений, которые произошли в обстановке за время, прошедшее от момента реализации исследуемого события до момента проверки показаний;
- определение психологической устойчивости и прочности занятой позиции лица, чьи показания проверяются.
Проверка показаний с выходом (выездом) на место особенно значима в том случае, когда удается обнаружить новый, ранее неизвестный эпизод преступной деятельности (например, квартирной кражи), вещественное доказательство на месте его укрытия, о котором могло знать лишь лицо, чьи показания проверяются, и которое в ходе следственного действия само указало это место (например, орудие преступления в тайнике, сокрытый труп потерпевшего).
Данное следственное действие имеет ряд специфических моментов, характеризующих его с точки зрения подготовки, производства и фиксации:
- для выхода на место с подозреваемым и обвиняемым требуется их согласие, поскольку по закону они могут и не давать показания. Согласие на участие в следственном действии требуется и в случае планируемого выхода на место происшествия со свидетелем и потерпевшим, если не исключается причинение им душевных травм либо реальной угрозы для их здоровья, что может произойти в силу негативных эмоций, вызванных напоминанием о пережитом неприятном для них событии и обстановкой места происшествия;
- до выхода на место происшествия с участием ранее допрошенного лица следователю целесообразно одному побывать на этом месте, пройти тем путем, по которому допрошенный проходил (проезжал) во время исследуемого по делу события. Это необходимо для того, чтобы сориентироваться в обстановке, определить круг участников следственного эксперимента, продумать, как лучше организовать производство эксперимента, какие и в какой роли ему потребуются помощники, что необходимо сделать для того, чтобы приблизить условия эксперимента к реальным условиям восприятия, о которых показал допрошенный. Естественно, что необходимость в этом возникает лишь тогда, когда следователю известно место, о котором даны проверяемые показания;
- помимо специалистов и других процессуальных участников, к следственному действию данного вида может быть привлечен вспомогательный персонал (для производства физической трудоемкой работы) с соответствующей техникой;
- при подготовке проверки показаний на месте с участием подозреваемого или обвиняемого необходимо принять меры, исключающие возможность их побега, других деструктивных акций, а также возможность нападения на подозреваемого (обвиняемого) родственников потерпевших, других граждан в целях его избиения и убийства. Чтобы этого не случилось, может потребоваться оцепление из числа работников милиции, военнослужащих, представителей общественности, привлечение кинологов со служебно-розыскными собаками и другие мероприятия аналогичного порядка. Они также необходимы для того, чтобы не допустить возможного нападения на участников действия "подельников" подозреваемого (обвиняемого) в целях насильственного его освобождения, создания условий для побега;
- для доставки участников действия на место его производства и перевозки их в ходе проверки показаний необходимо обеспечить специальные транспортные средства;
- в случае проверки показаний подозреваемого (обвиняемого), находящегося под стражей, требуется получить разрешение на его этапирование у администрации изолятора временного содержания, обеспечить спецтранспорт и конвой;
- при подготовке действия необходимо разработать детальный план его проведения и согласовать его со всеми заинтересованными лицами (оператором видеосъемки, охраной, допрошенным и т.д.), разъяснить им условия и порядок следственного действия, их права и обязанности. Следует наметить время и место встречи участников, примерный маршрут, задачи, определить примерное место завершения действия и его предполагаемую продолжительность;
- реализация плана проверки показаний на месте предполагает самостоятельность действий допрошенного в выборе направления движения и показа объектов, о которых шла речь в его показаниях. Лицо, чьи показания проверяются, должно двигаться несколько впереди остальных участников следственного действия, указывать места и объекты, связанные с расследуемым деянием, давать пояснения по поводу исследуемых обстоятельств и сопровождать их демонстрацией соответствующих действий.
В части определенных своих элементов проверка показаний на месте имеет сходство с рядом других следственных действий: осмотром места происшествия, допросом на месте события, о котором даются показания, предъявлением для опознания, следственным экспериментом. Это сходство проявляется в одних случаях в части места производства следственных действий, если иметь в виду место происшествия; в других - совпадения задач (например, проверки достоверности и уточнения имеющейся информации); в третьих - сходства средств и методов решения определенных видов задач (например, узнавания тех или иных участников местности). В то же время проверка показаний на месте как самостоятельное следственное действие имеет существенные отличия от указанных, а тем более иных следственных действий.
Особенности планирования и проведения следственного эксперимента.
Планирование и организация следственного эксперимента складывается из:
-уяснения цели данного эксперимента;
-определения времени, места и условий его проведения;
-уяснения содержания и последовательности опытов;
-определения участников эксперимента и роли каждого из них;
-подготовки технических средств, необходимых для опытов, а также определения способов процессуальной фиксации его хода и результатов;
-составления в сложных случаях письменного плана его проведения. В нем крайне важно предусмотреть все, что входит в подготовку к эксперименту, его научно-техническое и организационное обеспечение, содержание опытных действий с учетом разных вариантов их проведения и определение наглядных средств фиксации.
Выяснить цель эксперимента – ϶ᴛᴏ значит четко определить обстоятельство, подлежащее проверке путем эксперимента.
Необходимые опытные действия в ходе эксперимента (воспроизведение звуков, преодоление преград, заполнение хранилищ и т.п.) производятся лицами, показания кᴏᴛᴏᴩых проверяются, или специально приглашенными для ϶ᴛᴏй цели лицами. Следователь в ϶ᴛᴏм случае может воспользоваться помощью представителей общественности (например, дружинников). Самому следователю и понятым выполнять данные действия недопустимо.
Число понятых при производстве эксперимента может быть, особенно в случаях разделения участников на группы, более двух. Понятые должны иметь возможность осознанно воспринимать условия эксперимента, содержание опытов и их результаты. С ϶ᴛᴏй целью им подробно объясняются задачи эксперимента и методы его проведения. В случае если понимание задач и содержания опытов требует определенного уровня грамотности или профессиональной подготовки, следует пригласить понятых, имеющих такую подготовку.
Для некᴏᴛᴏрых сложных экспериментов крайне важно привлекать в помощь следователю специалистов. Специалист поможет следователю разобраться в природе и обстоятельствах проверяемого события, подготовить и провести опыты, всесторонне и точно зафиксировать и оценить результаты эксперимента. Выбор специалиста (криминалиста, автотехника, инженера-строителя и т.д.) зависит от характера проверяемого обстоятельства, а также технических средств, используемых при производстве следственного эксперимента и фиксации его результатов. Участие специалистов обеспечивает полный учет условий изучаемого события, более точное их воспроизведение, детализацию опытов, безопасность участвующих лиц и правильное использование терминологии при составлении протокола эксперимента.
Следует подчеркнуть, что участие обвиняемого в производстве опытных действий может быть только добровольным. Законом не предусмотрена ответственность за отказ от участия в эксперименте и других лиц.
Перед началом эксперимента следователь инструктирует его участников, сообщает им цель эксперимента и роль каждого участника.
Иногда осведомленность отдельных участников о задачах или содержании эксперимента может изменить их психологическую установку, направленность внимания и остроту восприятия, что окажет отрицательное влияние на результаты эксперимента. Так, при проверке возможности сверхпланового выпуска неучтенной продукции на предприятии в нормальный рабочий день осведомленность лиц, вырабатывающих продукцию, может оказать нежелательное влияние на интенсивность работы, так как она может быть снижена по сравнению с обычной.
Стоит отметить, что осведомленность свидетеля о содержании фраз, кᴏᴛᴏᴩые будут произноситься в эксперименте на слышимость, может исказить результат эксперимента. В таких случаях информация отдельных участников о задачах и содержании эксперимента должна быть ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно ограничена.
В плане проведения эксперимента, наряду с задачами и условиями опытов, предусматриваются расстановка участников, их функции, необходимые технические средства, а также содержание и последовательность намечаемых опытов.
Особенности планирования и назначения экспертиз по уголовным делам.
Признав необходимым производство по делу судебной экспертизы, следователь или суд выносит мотивированное постановление, которое является процессуальным основанием для ее проведения. Закон не устанавливает структуры постановления о назначении экспертизы. На практике принята структура постановления, состоящая из трех частей: вводной, описательной, резолютивной. Во вводной части указываются место и дата составления постановления, лицо, его составившее (фамилия, должность и место работы), уголовное дело, фамилия обвиняемого (если он установлен), статьи Уголовного кодекса, в соответствии с которыми он привлечен к ответственности.
В описательной части постановления кратко излагаются фабула дела и обстоятельства, в связи с которыми возникла потребность в специальных познаниях, могут быть указаны также некоторые особенности объекта исследования, представляющие интерес для эксперта.
В резолютивной части постановления указывается род или вид экспертизы, формулируются вопросы, выносимые на разрешение эксперта, назначается эксперт или определяется судебно-экспертное учреждение, сотрудникам которого поручено производство экспертизы, приводится перечень материалов, представляемых в распоряжение эксперта.
Большое значение имеет правильная формулировка вопросов, выносимых на разрешение эксперта. При постановке вопросов необходимо учитывать, что эксперт вправе указать в заключении на обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых не были заданы вопросы, однако он не обязан делать это.
В резолютивной части постановления приводится также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Такими материалами являются объекты экспертного исследования, образцы, необходимые для проведения сравнительных исследований, протоколы следственных действий и другие документы, содержащие сведения, необходимые эксперту для производства исследований и дачи заключения. Представленные на экспертизу вещественные доказательства должны быть внимательно осмотрены, сфотографированы, подробно описаны в протоколе осмотра и приобщены к делу в соответствии с требованиями УПК.
Проведение экспертизы.
На подготовительной стадии эксперт знакомится с постановлением о назначении экспертизы, другими исходными материалами, уясняет задачи экспертизы, производит предварительный экспертный осмотр объектов и устанавливает их пригодность и достаточность для решения поставленных вопросов, намечает план исследования.
В процессе детального исследования осуществляется сначала тщательное раздельное изучение объектов экспертизы, анализируются их общие и частные признаки и свойства, производятся экспертные эксперименты. Затем может проводиться сравнительное исследование, когда выявляют совпадение или различие признаков сравниваемых объектов между собой, со сравнительными образцами или эталонами. Третьей стадией является оценка результатов исследования — подводятся итоги и формулируются выводы, логически вытекающие из проведенных исследований.
Процесс производства судебной экспертизы заканчивается оформлением исследования в виде заключения эксперта, которое обычно состоит из нескольких частей.
Во вводной части содержатся исходные сведения о лице, производившем экспертизу, его экспертной квалификации, стаже работы, наименовании экспертного учреждения, роде и виде экспертизы; сведения о лице, назначившем экспертизу; основаниях для назначения экспертизы; краткое описание обстоятельств дела, имеющее отношение к исследованию; перечисляются вопросы, вынесенные на разрешение эксперта.
В исследовательской части заключения описываются представленные на экспертизу объекты и сравнительные образцы, излагается процесс исследования с описанием его методики, дается научное объяснение выявленных диагностических и идентификационных признаков. Если экспертиза была комплексной или в ходе ее выполнялись комплексные исследования, исследовательская часть завершается так называемой синтезирующей частью, где эксперты, являющиеся специалистами в разных родах или методах экспертизы, обобщают раздельно полученную информацию для формулирования общего ответа на поставленный вопрос.
В последней части заключения излагаются выводы, т.е. даются ответы на вопросы, поставленные на разрешение экспертизы. При невозможности решения какого-либо вопроса эксперт должен в исследовательской части заключения указать причины отказа.