Тема 7. Механизм защиты прав потребителей

Механизм реализации требований потребителя, связанных с нарушениями его права на качество и безопасность товаров (работ, услуг). Порядок и условия проведения экспертизы качества товара (работы, услуги).

Тема 8. Государственная защита прав потребителей.

Особенности государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Органы, осуществляющие защиту прав потребителей. Административная защита прав потребителей.

Тема 9. Судебная защита прав потребителей.

Особенности судебной защиты прав потребителей. Виды исков в защиту прав потребителей. Порядок и условия предъявления иска в защиту прав потребителей.

Тематика семинарских и практических занятий

Тема 1. Понятие потребителя, особенности правового статуса потребителя

1. Понятие «потребитель» в экономическом и юридическом смысле.

2. Определение понятия «потребитель» в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

3. Признаки понятия потребитель в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

4.Правовой статус потребителя

5.Понятие и содержание правового статуса

6.Особенности правового статуса потребителя по российскому законодательству.

Тема 2. Сфера регулирования Закона РФ «О защите прав потребителей»

1. Круг отношений, регулируемых Законом РФ «О защите прав потребителей»,

2. Критерии отнесения отношений, возникающих в сфере защиты прав потребителей к предмету регулирования Закона РФ «О защите прав потребителей»: особенности субъектного состава отношений; объект отношений с участием потребителя; цель приобретения товара, работы, услуги; природа отношений, обусловленная возмездным характером гражданского договора, направленного на приобретение товаров, работ, услуг.

3. Отношения, не регулирующиеся законодательством о защите прав потребителей.

Задачи.

1. В ходе рассмотрения иска потребителя Г. о расторжении договора пошива пальто, возник спор о возможности применения законодательства о защите прав потребителей в связи с заявлением ответчика о том, что им предпринимательская деятельность не осуществляется, он не имеет свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а потому к отношениям сторон не может применяться Закон о защите прав потребителей. Является ли такой субъект исполнителем услуг в смысле определенном Законом о защите прав потребителей?

2. Петров приобрел компьютер для использования в домашних условиях, продававшийся ликвидируемой фирмой. Через 2 недели компьютер вышел из строя. Петров обратился в фирму. Регулируются ли данные отношения законодательством о защите прав потребителей? Охарактеризуйте контрагента потребителя по Закону о защите прав потребителей с точки зрения признака «профессионализма»с точки зрения акону о защите прав потребителей.ом о защите прав потребителей?.

3. Иванов приобрел пылесос для уборки квартиры, а через 2 недели отнес его в офис и использовал его там для уборки офисного помещения. Через месяц пылесос вышел из строя. В соответствии с каким законодательством следует разрешить данный спор?

4. Регулируются ли законодательством о защите прав потребителей отношения, связанные с приобретением гражданином векселя, акции, отношения акционера и акционерного общества?

5. Пенсионерке А социальной службой района приобретена путевка в санаторий. В процессе лечения, А причинен вред здоровью. Регулируются ли данные отношения Законом о защите прав потребителей? Назовите признаки, которым должны отвечать отношения с участием гражданина, что бы на них могло быть распространено законодательство о защите прав потребителей.

Тема 3. Права потребителя, их классификация и содержание

1. Комплекс основополагающих прав потребителей в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

2. Права потребителя по закону РФ «О защите прав потребителей».

Задачи.

1.16 ноября Крылов купил в универмаге костюм и ботинки, предварительно их примерив и внимательно осмотрев. Придя домой, Крылов снова стал примерять костюм, но фасон и расцветка костюма ему не понравились. Посоветовавшись с отцом, Крылов решил обменять костюм в ближайшее воскресенье, 21 ноября. Костюм Крылов больше не надевал. 20 ноября, возвращаясь с работы, Крылов споткнулся на лестнице, а потом обнаружил, что у одного из новых ботинок с носка отрывается подошва. 21 ноября Крылов пришел в универмаг и потребовал обменять костюм, а за ботинки возвратить деньга. Администрация универмага обменять костюм отказалась, ссылаясь на то, что костюм вполне доброкачественный, соответствующего размера и никаких серьезных причин для обмена нет. Что же касается ботинок, то администрация согласилась принять их обратно, но лишь в обмен на другую пару.

Вправе ли Крылов обменять доброкачественный костюм, фасон и расцветка которого ему не понравились? Какие права имеет покупатель в случае выявления в купленной обуви дефектов производственного характера? Вправе ли Крылов в изложенной ситуации потребовать обмена ботинок на ботинки другой более качественной и дорогой модели? Как следует рассчитать цену?

2. Панов приобрел в магазине ЗАО "Наш дом" телевизор «Sony». При покупке ему была выдана инструкция, написанная на английском и арабском языках без перевода на русский. Панов не смог осуществить перевод инструкции, в связи с чем, потребовал от ЗАО "Наш дом" принять телевизор обратно и возвратить ему уплаченную покупную цену. Работники магазина отказали в удовлетворении требований Панова, сославшись на то, что телевизор недостатков не имеет, об отсутствии инструкции по эксплуатации телевизора на русском языке Панов знал на момент приобретения телевизора, а магазин может осуществить перевод инструкции за отдельную плату. Кроме того, Панов не предоставил кассовый чек о приобретении телевизора в ЗАО "Наш дом". Кто прав в донном споре? Ответ обоснуйте ссылками на нормы закона.

3. Сидоровы приобрели туристическую путевку в Тайланд. Придя домой. Они обратили внимание, что в договор включены условия, позволяющие турфирме в одностороннем порядке изменять условия тура, в том числе и в части предоставляемых услуг, наименования отелей, сроков начала поездки, а в случае отказа туристов от поездки предусматривалось взыскание определенных в договоре твердых сумм. Соответствуют ли данные условия договора законодательству? Какие права потребителей нарушены?

4. Пользуясь Законом РФ «О защите прав потребителей», ответить на вопросы: что обязан изготовитель довести до сведения потребителя? Что должна содержать информация о товарах (работах, услугах)? Какую информацию покупатели должны получать при приобретении товаров в кредит?

5. Гражданка Смирнова, приобрела для работы в мастерской фен бытовой. Через 3 месяца она обратилась в магазин с требованием вернуть деньги за фен, сославшись на ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Магазин отказал Смирновой в удовлетворении требований. Правомерны ли требования продавца?

6. А. решил приобрести жене на Новый год набор теней, тем более, что на него была значительная скидка в период новогодних распродаж. В магазине ему пояснили, что по условиям акции он может приобрести набор по низкой цене только вместе с помадой. Правомерны ли действия магазина?

Наши рекомендации