Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза
Согласно ассоциативным теориям памяти предметы и явления действительности запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению И. М. Сеченова, «группами или рядами».
Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений.
В психологии эти связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных отношений предметов и явлений (ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи — противоположность (ассоциации по контрасту), четвертые — причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности).
Впервые на важную роль ассоциаций в процессах памяти указывал еще Аристотель. Он же обозначил основные виды ассоциаций. Связь этих разновидностей ассоциативных явлений с процессами запоминания отображена в табл.
Таблица Ассоциации и память
Тип ассоциации | Классический пример | В чем может проявляться |
По смежности | «Стол — стул» | Хорошо запоминается то, что ранее воспринималось или запоминалось вместе. Например, если мы забыли человека, то можем вспомнить его, если нам напомнят, где мы встречались |
По сходству | «Яблоко — груша» | Хорошо запоминается то, что имеет общие черты. Если мы забыли человека, то можем вспомнить его, если увидим похожего человека |
По контрасту | «День — ночь» | В пустыне часто вспоминают зиму, снег, и наоборот, полярники вспоминают пляж |
Согласно учению И. П. Павлова, ассоциации — это вид временной связи, возникающей между двумя очагами в коре больших полушарий мозга при одновременном воздействии на них двух раздражителей.
Об этой классической теории, которая попыталась свести память к одним лишь ассоциативным связям, приходится сказать следующее: ассоциативные связи играют, несомненно, значительную роль, особенно в элементарных формах памяти; однако работа памяти в целом, особенно высшие формы памяти у человека, несводимы к одним лишь ассоциациям и не могут быть безостаточно объяснены ассоциативной теорией.
Законы памяти Эббингауза
1.Простые события в жизни, которые производят сильное впечатление запоминаются сразу и надолго.
2.Предварительный повтор материала экономит время.
3.Эффект края – информация в начале и в конце легче запоминается.
4.То чем человек интересуется, запоминается быстро.
5.Редкая, необходимая информация тоже запоминается быстро.
Гештальтпсихология
Динамика запоминания. Актуальное в данный момент времени состояние создает у человека установку на запоминание. Эта установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых запоминается или воспроизводиться материал
Гештальттеория - Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация — гештальт.
Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала,его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти.
Главная мысль, проходившая красной нитью через исследования сторонников обсуждаемой концепции памяти, состояла в том, что и при запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.
Динамика запоминания и воспроизведения в гештальттеории виделась следующим образом.
Некоторое, актуальное в данный момент времени потребностное состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение.
Соответствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал.
Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с не менее сложной проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.
И мотивационные состояния, которые детерминируют мнемические процессы у человека, и сами гештальты мыслились как наперед заданные, неразвивающиеся образования.
3.Бихевиоризм (Главное внимание уделяли роли подкрепления. Чтобы успешно выучить материал, следует его подкреплять ) ипсихоанализ.
Взгляды сторонников бихевиоризмана проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами.
Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения.
Заслугой З. Фрейда и его последователей в исследовании памяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала.
Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.
В начале XX в., возникает смысловая теория памяти.
Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А. Бине, К. Бюлер).
На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей.