Важнейшие задачи и функции воспитания
В качестве задач воспитания согласно концепции воспитания, выделяются следующие:
1. Нравственное развитие личности,предполагающее осознание факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; воспитание моральных качеств (совестливости, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и опыта нравственного поведения.
2. Формирование патриотизма и гражданственности,основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Воспитание гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей.
3. Развитие самосознания личности,как способность выделять себя из окружающей действительности в качестве самостоятельного субъекта культуры, отношений, экономической, социальной и других видов деятельности, осознавать себя представителем человечества, своей страны, народа, семьи, профессиональных и других групп.
4. Формирование трудовых и жизненных навыков,как творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, честности, умения прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к профессиональному самосовершенствованию, развития навыков самообслуживания и безопасного поведения.
5. Формирование ответственного поведения,проявляющегося в способности контролировать себя, свои естественные потребности и задатки, проявлять себя в качестве субъекта деятельности, коммуникации, культуры, проявлять самодеятельность и творческие возможности, соблюдать правила и нормы общежития. Формирование ответственного поведения означает развитие способности поставить свое поведение под контроль разума, вырабатывать и ставить перед собой цель, давать оценку, мотивировать и обдумывать свои действия, принимать правильные решения, утверждаться в них, планировать организацию своей деятельности, направлять выполнение решений.
6. Формирование здорового образа жизни,проявляющееся в отношении к своему здоровью как к ценности, умениях и навыках его сохранения и укрепления.
7. Развитие эмоциональной сферы личности,осуществляемое в первую очередь и интимно-родственных отношениях в семье, основанных на любви, заботе, теплоте, ненасилии.
8. Развитие чувства прекрасногосредствами природы, искусства, окружающей предметной среды, повышающими активность, результативность, творческий характер деятельности воспитанников, формирующими умение видеть, любить и ценить прекрасное во всех сферах их жизнедеятельности, отношениях, общении.
9. Развитие экологического сознания,предусматривающего создание условий для приобретения молодежью соответствующих знаний и практического опыта решения проблем в данной области; формирование ценностных ориентации экологического характера и привычек экологоцелесообразной деятельности; способность к причинно-следственному анализу ситуаций и явлений в системе «человек – общество – природа» и выбору способов решения экологических задач.
Назначение и роль воспитания проявляются в его функциях:
1. Функция развития предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей и др.
2. Функция формирования представляется как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения для личностного, гражданского и профессионального роста.
3. Функция социализации заключается в обеспечении усвоения социального опыта и совместной выработки собственных ценностных ориентации в процессе совместной деятельности и общения.
4. Функция индивидуализации представляется как процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта и опыта других людей и поколений.
5. Функция психолого-педагогической поддержки проявляется как помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с психофизическим и моральным здоровьем, обучением, межличностными отношениями и общением, профессиональным и жизненным самоопределением. Предметом педагогической поддержки выступает процесс совместного с человеком определения его собственных актуальных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство в различных сложных ситуациях его жизни и самостоятельно достичь желаемых результатов в труде, самовоспитании, общении, образе жизни. Предметом психологической поддержки выступают проблемы личности, связанные с кризисными событиями жизни, нарушениями личностного развития и поведения, трудностями социальной адаптации и интеграции.
6. Гуманитарная функция воспитания заключается в обеспечении прав человека, удовлетворении потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, здоровье, смысле жизни, личной свободе.
7. Кулътурообразующая функциявоспитания проявляется в сохранении, воспроизводстве и развитии культуры, предполагает ориентацию на воспитание человека культуры.
Сущность методов воспитания и их классификация
В педагогике встречаются различные трактовки сущности методов воспитания.Для детального раскрытия сущности методов воспитания обратимся к структуре процесса формирования личностных качеств. В общем виде в этой структуре выделяются: необходимость формирования потребностно-мотивационной сферы; осмысление сущности, значения и способов проявления тех или иных качеств; развитие соответствующих чувств, взглядов и убеждений, а также выработка навыков и привычек поведения. Все это требует применения методов организации познавательной деятельности и проведения разъяснительной работы, использования положительных образцов (примеров) проявления различных личностных качеств, а также соответствующих упражнений по выработке навыков и привычек в различных сферах деятельности и поведения. В то же время нельзя обойтись без коррекции поведения, что достигается с помощью таких методов воспитания, как одобрение, предъявление требований и др.
И.Ф. Харламов определяет методы воспитания как совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Приемы воспитания – частное проявление методов воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру, тесно связаны между собой и в зависимости от ситуации могут выступать самостоятельно.
Классификация методов воспитания – это построенная по определенному признаку система методов. Современной педагогикой накоплено много различных модификаций методов воспитания.
Так, И.Ф. Харламов выделяет общие методы воспитания, устанавливая их определенную связь с формированием соответствующих структурных компонентов личностных качеств: убеждение; положительный пример; упражнение (приучение); одобрение; осуждение; требование; переключение на другие виды деятельности; контроль за поведением[102].
Однако названные общие методы воспитания в педагогическом процессе имеют специфический характер. Одни из них, в известной мере, играют определяющую рольв развитии и формировании личности, например, методы убеждения, положительного примера и упражнения (приучения), и в этом смысле их иногда называют основными. Другие же методы используются для стимулирования, регуляции и коррекции поведения и выполняют вспомогательную, или регулятивно-коррекционную роль. К ним относятся: методы одобрения и осуждения, метод переключения на другие виды деятельности, метод требования и метод контроля.
Наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский) [103]:
1. Методы формирования сознания (основаны на принципе единства сознания и поведения).
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (основаны на тезисе о формировании личности в деятельности).
3. Методы стимулирования поведения (отражают потребностно-мотивационный компонент деятельности).
Все группы методов воспитания используются только комплексно.
Методы формирования сознания– это методы воздействия на сознание, поведение, волю с целью формирования системы взглядов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания – формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности.
Их функции:
· Формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении.
· Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов.
· Обобщение, анализ собственного опыта.
· Трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.
Значение методов формирования сознания в воспитании возрастает по мере созревания внутренней нравственной потребности в расширении жизненного кругозора, углублении самосознания. В процессе применения этой группы методов расширяется нравственное сознание, развивается нравственное мышление; педагог получает диагностическую информацию о степени сформированности у воспитанников смысловых нравственных ориентиров поведения.
Их синонимичное название – методы убеждения, так как главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Основной инструмент - слово, сообщение и обсуждение информации; убеждать нужно и делом, и словом. Средстваубеждения: логические выводы, цифры, факты, примеры, эпизоды, практическая деятельность. К этой группе методов относятся: рассказ на этическую тему, этическая беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др.
Рассказ на этическую тему– это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Функции – служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; быть положительным примером в воспитании. Требования: краткость, эмоциональность, доступность, иллюстрированность, соответствующая обстановка, живая и образная речь и др.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний в вопросно-ответной форме. Предполагает участие обеих сторон – воспитателя и воспитанника. Цель этической беседы – формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа состоит, как правило, из краткого вступления и постановки вопросов для обсуждения (преимущественно проблемного характера). Предметом для этической беседы могут быть нравственные, социальные, этические и другие проблемы. Требования: интересное содержание, проблемный характер, возможность высказать свое мнение, живой разговор и др.
Лекция – это систематизированное изложение проблемы в монологической форме. Темы лекций – социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы. От рассказа лекция отличается большей продолжительностью, глубиной освещаемого вопроса, исследованием его истории и установлением связей между явлениями. Требования: информативность, доступность, эмоциональность, убедительность, логичность и др.
Диспут – это спор с целью выработки правильных суждений и установок, обучение умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего, ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должны стать получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор. Одно из условий – не требовать единого решения и не делать никаких общих выводов.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на группу или отдельных воспитанников. Функции: сформировать или закрепить новое качество или форму поведения для выработки правильного отношения к уже совершенному поступку. Разъяснение опирается на внушение. Внушение – это воздействие на личность с помощью эмоциональных приемов при сниженной критичности личности и известном доверии к внушающему.
Пример – рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности. Функции – иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Важную роль играют эталоны, формируемые СМИ, искусством и т. д. Нередко массовая культура несет отрицательное воздействие на людей. Важно окружить человека положительными примерами для подражания. Существенна и сила положительного воздействия руководителя, когда между словом и делом нет расхождений. Пример можно отнести и к методам формирования опыта поведения, так как он может служить действенным образцом в нравственном поведении.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения– это пути выделения, закрепления и формирования в опыте положительных способов, форм поведения и нравственной мотивации.
Основное понятие – воспитание в деятельности, которое проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанников. Позиция воспитанников должна быть активной, и функции их должны меняться – все проходят роли исполнителей и организаторов.
Эта группа методов является ведущей; тесно связана с методами формирования сознания. Основная функция – выработка умений и привычек правильного поведения. Их синонимичное название – методы приучения, методы упражнения (по названию ведущих методов воспитания этой группы). Средства упражнения – сохранение порядка обучения, исполнение познавательных задач, исполнение задач деятельности (труд), общественное поручение, отношения, игра и др. Основная функция методов организации деятельности и формирования опыта поведения – выработка умений и привычек правильного поведения.
Группа методов организации деятельности и формирования опыта поведения включает в себя: приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др.
Приучение –этоорганизация регулярного выполнения действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Методика требует объяснять что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.
Упражнение – это многократное повторение, совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Психолог Л.И. Божович отмечала: «Качества личности нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить так же, как мы учим русскому языку и арифметике». Упражнение опирается на приучение и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности (участие в КТД). Результат упражнения – устойчивые качества личности: навыки и привычки.
Упражнения применяются для решения самых разнообразных задач нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания: патриотизма, дисциплинированности, культуры поведения, общения, санитарно-гигиенических умений и навыков и т. д. Организация упражнений по формированию личностных качеств включает в себя следующие приемы: постановку воспитательной задачи по выработке соответствующих навыков и привычек поведения; разъяснение способов деятельности и вооружение их знаниями о вырабатываемом качестве; практический показ этих способов (действий); побуждение к первоначальному воспроизведению показанных способов (действий); последующую тренировочную деятельность по закреплению и совершенствованию формируемых навыков поведения (действий); предъявление требований по соблюдению правил поведения; напоминание и контроль за поведением.
Условия эффективности: система упражнений; доступность и посильность; частота повторений; контроль и коррекция; учет личностных качеств; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений и т. д.
Педагогическое требование – это предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, реальная задача, конкретное указание к выполнению какого-либо действия.
По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.
Поручение– с помощью этого метода приучают к положительным поступкам, развивают у них положительные качества. Поручения могут быть временные и постоянные. Применение поручения воспитывает ответственность, дисциплинированность, нравственные качества.
Общественное мнение – это выражение группового требования. Это совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общественности к различным событиям и явлениям окружающей действительности. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков.
Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы. Их функция – создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.
Методы стимулирования–это методы побуждения к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка, осмысление поступка, вызванные оценкой воспитателя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения с помощью его оценки.
Применяются методы стимулирования с целью: активизации личности к деятельности, закрепления положительных действий, побуждения к деятельности, поддерживания интереса к деятельности. В эту группу методов входят: требование, доверие, перспектива, традиции, соревнование, общественное мнение, одобрение (поощрение), осуждение (наказание), метод «взрыва» (одномоментный и специально организованный), переключение, обеспечение успеха в деятельности и т. д.
Поощрение –это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или коллектива. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует к улучшению поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность, награждение наградами и другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.
Наказание –это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20-е годы). Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенности, корректирует поведение, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замечание, предупреждение, беседа, вызов к руководству, перевод на другое место работы, увольнение с работы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил – убери, нагрубил – извинись.
Соревнование. Людям в любом возрасте свойственно стремление к первенству. Желание утвердиться в окружающей среде – врожденная потребность человека. Реализация этой потребности происходит в соревновании. Результаты соревнований надолго закрепляют положение воспитанника в коллективе. Соревнуясь между собой, люди быстро осваивают опыт общественного поведения, развиваются интеллектуально, физически, нравственно и эстетически. Сравнивая свои результаты с успехами коллег, они получают стимул собственного роста и дальнейшего самосовершенствования.
Все рассмотренные методы воспитания должны применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом и с методами формирования сознания, методами стимулирования. Только комплексное использование методов и средств воспитания приведет к ожидаемым результатам в процессе личностного развития и действенного формирования у них положительных свойств и качеств.
К основным методам контроляза эффективностью воспитания относятся: педагогическое наблюдение; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
К условиям воспитания относятся материальные, психофизические, санитарно-гигиенические условия, а также отношения, складывающиеся в коллективе. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства, которые в педагогической практике называют педагогическими ситуациями, а для их решения воспитатель применяет оптимальное сочетание методов воспитания.
Выбор методов воспитания не произвольный процесс. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей. Одни и те же задачи могут быль наполнены различным смыслом, поэтому важно правильно увязать методы воспитания не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.
Содержание воспитания
Содержание воспитательного процесса основывается на нормативных документах Республики Беларусь. Развитие системы воспитания в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 29,8/15613), предусматривает дальнейшее наращивание и развитие интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации через повышение качества воспитания и всестороннюю поддержку развития личности.
Указами Президента Республики Беларусь приняты три социально значимых нормативных правовых акта:
· Республиканская программа «Молодежь Беларуси», утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 г. № 200 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 56,1/7417);
· Государственная программа «Молодые таланты Беларуси», утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 г. № 310 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 74,1/7573);
· Президентская программа «Дети Беларуси», утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 86,1 / 7590).
В этих документах объемно представлен воспитательно-идеологический блок, в котором сформулированы фундаментальные ценности и направления деятельности, составляющие основу системы воспитания в Республике Беларусь. Исходя из этого, возникла необходимость обновления содержания воспитательной работы в учреждениях образования Республики Беларусь с учетом современных реалий и перспектив развития общества и государства.
Исходя из Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и, гуманистическое понимание человека определяет новые подходы к содержанию воспитания, которое основывается на учете потребностей личности, общечеловеческих ценностях и базовых компонентах культуры личности. Культурологический подход как методологическая основа содержания воспитания является наиболее продуктивным. Он позволяет сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуро-творчества. Основное содержание воспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, реализуется в процессе формирования следующих базовых компонентов культуры личности.