Тема 7. Осязательное восприятие слепых
· Значение осязательного восприятия в чувственном познании мира и его сходство со зрительным восприятием
· Природа осязательного восприятия человека
· Формы и способы осязательного восприятия
· Пассивное, активное и инструментальное осязательное восприятие
Осязательное восприятие – один из основных видов чувственного отражения человеком объективной действительности. По своему познавательному значению находится в одном ряду со зрительным. Вместе с тем взаимодействие зрения и осязания составляет основной компонент в структуре чувственного отражения человеком окружающего мира.
Всесторонний сравнительный анализ осязания и зрения, объяснивший значение первого в жизнедеятельности человека, был осуществлен И.М.Сеченовым. Он показал сходство зрения и осязания. Оно состоит прежде всего в том, что осязание, как и зрение, является целостной формой чувственного познания объективной действительности, ибо и то, и другое представляет собой совокупность ощущений, отражающих различные категории признаков: «форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение» [52, с.396]. Кроме перечисленных категорий признаков, человек только при помощи зрения различает цвет, а только при помощи осязания – «сдавливаемость», вес, «тепло и холод» [52, с.396]. Таким образом, зрительное восприятие отражает 8 категорий признаков, а осязательное – 11.
Но большее количество признаков, различаемых осязательно, не делает осязательные образы более полными и точными, так как в данном случае решающее значение имеет способ перцепции: дистантный и симультанный (одномоментный) – при зрительном восприятии, контактный и сукцессивный (последовательный) – при осязательном.
Решающее и основное сходство осязания и зрения И.М.Сеченов видел «в двигательном поведении руки и глаза» [41, с.137], т.е. в физиологическом механизме формирования образа восприятия. «Идет ли речь о контурах или величине, или об удалении и относительном расположении предметов, двигательные реакции глаз при смотрении и рук при ощупывании совершенно равнозначны по смыслу: и там, и здесь определителем являются показания мышечного чувства, сопровождающие двигательные реакции восприятия и впечатлений» [52, с.396]. Движения глаз (конвергенция, дивергенция, аккомодация), благодаря которым становится возможным отражение многочисленных пространственных свойств объектов, идентичны движениям ощупывающей руки.
Сходство в отражательных возможностях данных сенсорных систем, в их двигательном поведении обусловлено высокой степенью насыщенности нервными окончаниями осязающей поверхности ладони и сетчатки глаза. Согласно данным И.М.Сеченова, рабочая поверхность пальцев (ладонная сторона первых фаланг), «наиболее густо усеянная осязательными тельцами, соответствует желтым пятнам сетчатки» [52, с.397].
Сходство данных видов восприятия состоит еще и в том, что их образы объективируются. Вынесение наружу или объективирование восприятия проявляется в том, что их внешняя причина (раздражитель) воспринимается не на сетчатке глаза, не в области расположения осязательных телец и не в соответствующих участках коры больших полушарий, а выносится в зону действия раздражителя. Иначе говоря, зрительные и осязательные образы локализуются не в области воспринимающих нервных механизмов, а в зоне действительного местонахождения вызвавшего их объекта, т.е. выносятся наружу.
Сходство осязательного и зрительного восприятия проявляется в их способности вычленять контур объектов, т.е. их внешнее очертание. А это является первым и обязательным условием возникновения целостного образа.
Наиболее полно возможности осязания раскрываются только при абсолютной слепоте. Это объясняется тем, что зрение, контролирующее различные виды человеческой деятельности, тормозит развитие осязательного восприятия не только у нормально видящих и слабовидящих, но иногда и у частичнозрячих. «Зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов, - писал И.М.Сеченов, - поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным заместителем видящего глаза. У зрячего контрольный аппарат лежит вне работающей руки, а у слепого – в ней самой» [52, с.397].
Благодаря исследованиям И.М.Сеченова и советских психологов (Б.Г.Ананьев, Л.М.Веккер, Б.М.Ломов, А.В.Ярмоленко и др.) удалось полностью преодолеть широко распространенное и долго сохранявшееся в тифлопсихологии мнение о принципиальном различии зрительного и осязательного восприятия и их образов. Такое противопоставление вытекало из ложной трактовки зрительного восприятия как исключительно симультанного, а осязательного – как исключительно сукцессивного. Целостный же образ, согласно этой точке зрения, может возникнуть только при одномоментном зрительном восприятии. В связи с этим образы, возникающие у слепых в процессе последовательного во времени осязательного восприятия, по мнению Джемса, Дюнани, А.А.Крогиуса и др., лишены целостности, фрагментарны, сукцессивны и не отражают адекватно пространственных свойств и отношений внешнего мира.
Совершенно очевидно, что данное противопоставление несостоятельно, так как зрительное восприятие в ряде случаев (например, при восприятии больших объектов с близкого расстояния) может, подобно осязательному, выступать как сукцессивное. Вместе с тем при повторном восприятии хорошо знакомых объектов осязательное восприятие может быть симультанным. Разумеется, осязательное восприятие гораздо в большей степени, чем зрение, отличается сукцессивностью и обусловленной этим фрагментарностью. Однако указанные особенности осязательного восприятия в значительной степени преодолеваются благодаря участию в нем других познавательных процессов: мышления, воображения, речи. В результате такого взаимодействия психических процессов у слепых формируется целостный, осознанный и обобщенный образ воспринимаемого предмета.
У человека ведущим органом осязательного восприятия являются руки, способность которых отражать многообразные пространственные, физические качества и свойства объектов присуща только человеку и является результатом его общественно-трудового исторического развития. Развиваясь в процессе трудовой деятельности, рука человека меняла свое анатомическое строение и постепенно стала очень сложным по анатомическому устройству органом.
Такое взаимодействие, взаимовлияние структуры и функции способствовало превращению руки не только в орган трудовой деятельности, но и в орган познания действительности. Так с появлением в процессе труда новых функций происходило их разделение для правой и левой руки. Возникновение функциональной асимметрии (различных функций) рук объясняется тем, что в процессе труда человек оперировал двумя предметами: предметом труда и орудием труда. Необходимость удерживать для успешной обработки предмет труда в определенном положении привела к специализации левой руки как естественной опоры. Кроме того, левая рука взяла на себя функции контроля. Правая же рука специализировалась на операциях с орудиями труда. Вместе с тем шла специализация пальцев рук. Расчлененность и относительная самостоятельность движений пальцев рук при действии с предметами является одним из условий генезиса происхождения активного осязания. Усложнение и разделение функций рук и пальцев в процессе трудовой деятельности сопровождалось повышением кожной и мышечно-суставной чувствительности.
В осязательном восприятии могут одновременно участвовать различные виды чувствительности: тактильная, вибрационная, температурная, болевая, мышечно-суставная. Взаимодействие данных видов чувствительности обеспечивается функционированием соматовисцеральной системы. Данная анализаторная система включает в себя рецепторы трех типов в зависимости от места их расположения: кожные рецепторы, мышечные и суставные рецепторы (проприоцепторы) и висцеральные рецепторы (интороцепторы).
В зависимости от того, какие виды чувствительности включены в процесс осязательного восприятия, определяется его форма. Выделяют пассивное, активное и инструментальное (опосредованное) осязание. Данные формы осязательного восприятия различаются между собой степенью полноты и точности отражения объективной действительности.
Пассивное и активное осязание может осуществляться двумя способами: бимоноуальным (двуручным) и мономануальным (одноручным).
Пассивное осязание наблюдается при относительном покое рецепторной поверхности (кожного покрова ладони руки или любой другой части тела) и соприкасающегося с ней предмета. Осязательное восприятие неподвижными руками представлено на рисунке 8 и рисунке 9.
Пассивное осязание прикосновением
Рис. 8.
Пассивное осязание обхватом
Рис. 9.
Основу данного вида осязания составляет кожная механорецепция. Возникающие в результате соприкосновения ощущения отражают целый ряд физических, пространственных и временных свойств и отношений предметов: вес, температуру, протяженность, длительность прикосновения, а в редких случаях –форму. Однако целостный образ предметов пассивному осязанию не доступен, так как оно в подавляющем большинстве случаев не отражает ни формы, ни ограничивающих предмет контуров. А без этого формирование целостного образа невозможно. Возникающие образы носят дробный характер, так как являются отображением отдельных свойств, а в силу этого неадекватны вызвавшему их предмету. На рисунке 10 представлена неадекватность образа в условиях покоя предмета на руке.
Оригиналы
Рисунки геометрических фигур, воспринятых в процессе пассивного осязания
Рис. 10
По этой же причине пассивное осязание как самостоятельный процесс играет в познавательной и других видах деятельности весьма незначительную роль.
Активное осязание или гаптика возникает в результате активного ощупывания объектов. В его основе лежит совместная интегративная деятельность кожного и двигательного анализаторов. Ощупывание – специфическое для активного осязания действие, которое «обеспечивает последовательный охват всех элементов контура объекта состоянием его взаимодействия с рецепторной поверхностью» [1, с.94] и в процессе которого осуществляется последовательный анализ и синтез раздражений, возникающих при взаимодействии руки с предметом. Это действие, воспроизводящее контуры, объем и соотношение частей воспринимаемого предмета, слагается из массы элементов движения и покоя руки. Их условно называют точками движения и покоя. Так при ощупывании двумя руками геометрической фигуры менее, чем полминуты, в замедленной киносъемке фиксируют 5 600 точек различных видов: точки перемещения руки по поверхности предметов; точки покоя руки и пальцев на поверхности предмета; точки движения пальцев в отрыве от предмета; точки покоя пальца вне поверхности предмета. Совокупность этих точек образует траекторию движения руки при ощупывании предмета. При этом микродвижения пальцев способствуют сохранению определенного уровня тактильной чувствительности и производят детальный анализ фактуры ощупываемого предмета, а возвратные движения рук обеспечивают тонкую дифференцировку отдельных деталей.
Активное осязание, как и пассивное, может быть бимануальным (двуручным) и мономануальным (одноручным). При бимануальном активном осязании сложных по форме объектов преимущественно левая рука (у правшей) устанавливает исходное положение и осуществляет опорную функцию фиксирования начала отсчета. Правая рука осуществляет последовательный охват поверхности предмета относительно исходной точки, как это представлено на рисунке 11. По ходу движения руки попеременно меняют свои опорные и моторно-сенсорные функции.
Рис.
11.
При восприятии объемных форм в начале процесса ощупывания, как правило, левая рука фиксирует точку отсчета (обычно нижний левый угол), а правая последовательно ощупывает правую часть предмета. В конце процесса руки меняются ролями: правая фиксирует точку отсчета (обычно нижний правый угол), а левая ощупывает левую сторону предмета. В каждый момент восприятия руки помещаются на противоположных гранях предмета, «разделенных третьим измерением» [1, с.120]. Процесс ощупывания различных объемных тел представлен на рисунках 12, 13, 14.
Бимануальное активное осязание
Рис. 12.
Бимануальное восприятие строго симметричных объемных тел
Рис. 13.
Способы осязательного обследования в зависимости от формы объемных тел
Рис. 14.
При мономануальном (одноручном) осязании имеет место разделение функций пальцев. Опорную функцию фиксатора отсчета выполняет преимущественно большой палец руки. Относительно исходного пункта, фиксированного большим пальцем, указательный и средний пальцы производят последовательный охват основных структурных элементов предмета. Четвертый и пятый пальцы сопровождают последовательное движение первых двух, лишь эпизодически участвуя в прямом контакте и осуществляя главным образом функцию уравновешивания всей этой системы. При этом двигательные компоненты активного осязания выполняют и измерительную функцию. Она проявляется в моторике ощупывания двояко. Во-первых, данная функция находит свое выражение в движениях «циркуля-измерителя», состоящего из большого, указательного и среднего пальцев. Измерительными являются движения первичного отведения указательного и среднего пальцев от фиксированного в исходном пункте большого пальца, который играет роль ножки циркуля. В этих измерительных движениях масштаб измерения задается размерами самой руки и максимальными амплитудами расхождения «пальцевого циркуля».
При бимануальном восприятии такое измерение длины осуществляется не только движениями пальцев, но и отведением одной руки от фиксированного исходного положения другой.
Второе проявление измерительных функций двигательного компонента достигается дробным, дискретным характером последовательных ощупывающих движений рук. Это дискретность движений вносит единицы измерения в динамику развертывания образа, имеющего пространственно-временные параметры.
При восприятии одного предмета взаимодействие рук обеспечивает отражение его общих пропорций, величины и формы; взаимодействие пальцев каждой руки – отражение величины, формы и пропорции отдельных деталей. При восприятии группы предметов взаимодействие пальцев каждой руки обеспечивает отражение каждого из предметов данной группы, а взаимодействие рук – отражение пространственных отношений между предметами. Так при ощупывании группы предметов двумя руками в каждый момент воспринимается пара предметов. Их сравнение в этом случае осуществляется внутри восприятия. Таким образом, в осязательном восприятии, как и в зрительном, проявляет себя специальное приспособление сенсорных систем – парность одноименных систем. Данное приспособление, по мнению Б.Г.Ананьева, Веккера Л.М., Ломова Б.Ф., служит для пространственного различения.
По ходу ощупывания движения рук регулируются тактильными ощущениями, которые направляют пальцы руки к еще неохваченным элементам контура и поверхности и ведут их по предмету. При этом речевые задания могут вызвать возвраты, повторения движений, а в отдельных случаях направлять движения к наиболее важным частям объекта или заканчивать процесс при достижении ясности образа. Таким образом, элементарная предметная динамика ощупывания регулируется первой сигнальной системой, а высшее регулирование процесса построения образа осуществляется второй сигнальной системой.
Пространственные пороги активного осязания слепых значительно ниже, чем при пассивном осязании. Повышение остроты осязания является результатом совместного функционирования кожных и мышечно-суставных рецепторов, что обуславливает полноту и точность осязательных образов. Когнитивные возможности активного бимануального осязания определяет его ведущую роль в чувственном познании мира слепыми, в овладении ими навыками труда и пространственного ориентирования. Следует учитывать, что активное двуручное осязательное восприятие имеет перед одноручным неоспоримые преимущества. Наиболее существенными преимуществами бимануального ощупывания являются расширение осязательного поля, повышение скорости и точности осязательного восприятия. Исследованиями Б.Г.Ананьева и его сотрудниками установлено, что необходимость двуручного осязания определяется величиной и сложностью объекта. При обследовании больших, а также незначительных по размерам, но сложных объектов одной рукой осязательные сигналы становятся неустойчивыми. Это вызывает искажение образа: нарушается восприятие пропорциональности и соотношения частей объекта. Кроме того, бимануальное гаптическое осязание в 1,5-2 раза выигрывает в скорости восприятия, а также отражает не только физические и пространственные свойства одного объекта, как мономануальное осязание, но и одновременно пространственные отношения между объектами.
Опосредованной или инструментальной формой осязательного восприятия называется такая, при которой процесс ощупывания осуществляется рукой с помощью какого-либо инструмента или орудия, т.е. рука не касается ощупываемого объекта непосредственно. Примером инструментального осязания может служить ощупывание дороги тростью при ориентировке слепых на местности, чтение слепыми рельефно-точечного шрифта при помощи грифеля, когда написанное при проверке не вынимается из прибора для письма по Брайлю. По точности инструментальное осязание во многих случая уступает гаптическому, так как дает более грубое различение поверхности предметов, их формы и контура. Особо резко нарушается восприятие пропорций фигуры. Но вместе с тем оно имеет свои преимущества. К ним относится особенно важное для слепых расширение осязательного поля руки, когда объекты, недоступные по своей величине, удаленности или труднодоступности для непосредственного ощупывания, оказываются в зоне восприятия. В связи с этим инструментальное осязание может более точно, чем гаптическое, отразить размеры фигуры, а также некоторые подробности контура объекта, не замечаемые при непосредственном осязательном восприятии (неровности контура, незначительные округления углов и пр.). В опосредованном или инструментальном осязании доминирует кинестезия (мышечно-суставное чувство). Кинестетические сигналы отражают движения кисти и предплечья. При этом взаимное положение пальцев фиксировано и зависит от формы орудия (инструмента). При инструментальном ощупывании также, как при непосредственном, образ складывается постепенно: сначала определяется положение предмета относительно других предметов, затем его общие пропорции и далее начинается детализация, и, наконец, слияние деталей в единое целое. Опыт инструментального осязания совершенствуется в деятельности и положение инструмента в руке при ощупывании соответствует положению какого-либо орудия, применяемого человеком в учебных и трудовых действиях, т.е. характерно для какого-либо навыка в данных сферах деятельности.
Процесс осязательного обследования предметов, наиболее продуктивно протекающий при бимануальном ощупывании, подчиняется концентрическому принципу: в начале предмет обследуется в целом, затем ощупываются детали и, наконец, вновь осязательно воспринимается в целом обогащенный деталями объект.
Более позднее исследование, проведенное Б.Ф.Ломовым путем анализа киносъемок движений рук, уточнило протекание процесса ощупывания, выявив 3 основные фазы обследования.
Первую фазу составили ориентировочные или установочные движения рук, которые способствуют определению положения объекта в пространстве осязательного поля относительно собственного тела обследующего. На этой фазе осязательного восприятия обе руки одновременно движутся в воздухе или по поверхности стола вдоль сагиттальной оси тела, то сближаясь, то удаляясь друг от друга, до соприкосновения с объектом. Легкие ориентировочные движения рук по поверхности объекта регулируются тактильными ощущениями, поступающими главным образом от средних пальцев, которые идут впереди остальных. Достигнув крайней верхней точки объекта, средние и указательные пальцы касаются друг друга, совершая массу мельчайших движений, и в течение 0,2-1,5 секунды фиксируют крайнюю верхнюю точку объекта, служащую началом отсчета, т.е. точкой расхождения рук.
Вторую фазу составляет первичное ощупывание, благодаря которому происходит анализ деталей контура предмета.
Третью фазу составляет повторное ощупывание, при котором синтезируются осязательные сигналы и формируется целостный пространственный образ, а также осуществляется контроль результатов первичного ощупывания. Почти любой объект (за исключением самых простых) ощупывается дважды, а иногда и трижды. Время повторного ощупывания в 1,5-2,5 раза меньше первичного ощупывания. В повторном ощупывании участвует меньшее количество пальцев, почти полностью отсутствуют возвратные движения. Часто направление движений при повторном ощупывании противоположно тому, которое характерно для первичного ощупывания. Причем, при ощупывании симметричных предметов движения рук синхронны, а при восприятии асимметричных – асинхронны.
При необходимости обследования особо мелких предметов слепые используют ротовое осязание. Осязательное ознакомление со строением цветка, нахождение отверстия в игле и вдергивание в него нитки и тому подобные операции производятся слепыми при помощи языка. Ротовое осязание может достигать при выпадении зрительных функций очень высокого уровня развития. Например, слепоглухие, по данным А.В.Ярмоленко, различали при помощи языка толщину ниток очень близких размеров (№50 и №60). Ротовое осязание дополняет и уточняет образы, формирующиеся в процессе ощупывания, делая возможным восприятие микродеталей.
Осязание с помощью ног широко используется слепыми при ходьбе, информируя их о характере поверхности, по которой они передвигаются.
Науке известны различные расстройства осязания. К ним относятся: анестезия – полная потеря чувствительности кожи на определенных участках тела; гипостезия – пониженная чувствительность периферического, проводникового и центрального порядка; астереогнозы – расстройства осязания, особенно активного, коркового происхождения; апраксии – являющиеся формой расстройства не только структуры предметных действий, но активного осязания.
Слепые с частичной ампутацией рук для осязательного обследования используют кожную и мышечно-суставную чувствительность культей, а при полной ампутации рук – чувствительность других частей тела (пальцев ног, подбородка, носа, языка). У людей с ампутацией рук после состояния астереогноза постепенно восстанавливается способность к опосредованному протезом активному осязанию. Но достигается это системой упражнений и восстановительной терапией.
Итак, различные формы и способы осязательного восприятия, и в особенности, активное бимануальное ощупывание в значительной мере возмещают отсутствие зрительных образов восприятия и способствуют успешному развитию психики слепых, адаптации к жизни в условиях визуальной депривации, а в конечном итоге – их социальной реабилитации и интеграции. Но это становится возможным только тогда, когда развитие культуры осязания рассматривается как одна из ведущих задач воспитания и обучения слепых и слабовидящих детей.
Вопросы и задания к самопроверки
1. Объясните значение следующих ключевых терминов: перцептивная деятельность, способ восприятия, осязание, активное (гаптическое) осязание, ощупывание, пассивное осязание, инструментальное (опосредованное) осязание, мономануальное осязание, бимонуальное осязание, измерительная функция рук.
2. Какие виды чувствительности участвуют в осязательном восприятии?
3. Докажите наличие сходства между осязательным и зрительным восприятием. Какие особенности осязательного восприятия обуславливают его высокие познавательные возможности?
4. Охарактеризуйте виды осязательного восприятия, используемые слепыми для познания окружающего мира. Чем они отличаются друг от друга по способу осуществления, по условиям использования в жизнедеятельности лиц с нарушением зрения, по своим познавательным возможностям?
5. Опишите и продемонстрируйте все возможные способы осуществления пассивного, активного и инструментального осязания.
6. Опишите и продемонстрируйте возможные измерительные действия, осуществляемые при определении протяженности объекта с помощью осязания.
7. Охарактеризуйте фазовую динамику обследования объекта. Как ее надо учитывать при организации осязательного обследования объекта детьми с нарушением зрения.
8. Проиллюстрируйте собственным показом наличие зависимости способа осязательного восприятия от особенностей формы объекта.
9. Используя материал статьи Каффеманаса Р.Б. «Изучение осязательного восприятия слабовидящих детей», объясните, в чем состоят особенности осязательного восприятия слабовидящих в отличие от осязательного восприятия нормально видящих?
10. Составьте краткие методические рекомендации к развитию осязания детей с нарушением зрения, используя материал следующих тем: «Кожные ощущения слепых и слабовидящих» и «Осязательное восприятие слепых».
Литература для аннотирования и конспектирования
1. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Сравнительный анализ осязания и зрения // Восприятие и действие. М., 1967. с.209-250
2. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М., 1956. с.257-267
3. Каффеманас Р.Б. Изучение осязательного восприятия слабовидящих детей // Актуальные проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. Под ред. А.Н.Нетылькин, З.Г.Ермолович. – Мн., 1991. (с.173-179)