Юнита 1
Современный
Гуманитарный
Университет
Дистанционное образование
Рабочий учебник
Фамилия, имя, отчество_____________________________________________
Факультет_________________________________________________________
Номер контракта___________________________________________________
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ
НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ И
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ЮНИТА 1
МОСКВА 2000
Разработано Ю.В.Александровой, канд. психол. наук
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
КУРС: ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ В
ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
Юнита 1. Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте
ЮНИТА 1
В данной юните в доступной и понятной для изучения форме освещаются причины, факторы и основные методы психокоррекции личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте.
Для студентов Современного Гуманитарного Университета Юнита соответствует образовательной профессиональной программе №2
(С) СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН ......................................................................... 6
ЛИТЕРАТУРА ........................................................................................... 8
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР....................................................................... 9
1. Понятие нормы и отклонения в развитии личности ребенка . . 9
1.1. Понятие нормы и отклонения в развитии человека................ 9
1.2. Общие вопросы методологии и методики статистической
оценки распространения нарушений развития личности.
Клинико-нозологическое направление в современной
классификации нарушений развития личности ребенка 11
1.3. Специфика личностных нарушений ребенка
в дошкольном и школьном возрасте................................... 13
2. Возрастные ситуационно-личностные реакции ......................... 37
2.1. Характерологические и патохарактерологические
реакции. Критерии диагностики, их типология, клини
ческая и возрастная динамика............................................. 37
2.2. Личностные нарушения, свойственные преимущественно
детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая
и возрастная динамика........................................................ 41
2.3. Личностные нарушения, свойственные преимущественно
подросткам. Трудный подросток: определение подростка,
стадии подросткового возраста, защиты и фантазии
подростка с позиций понимания динамики развития ... 42
3. Процесс идентификации в психологии личностных наруше
ний у детей и подростков. Патологические и защитные
идентификации ........................................................................ 44
3.1. Патологические и защитные идентификации, их роль для
формирования патологии личности и характера .............. 44
3.2. Влияние ранних объектных отношений и отношений
привязанности для возникновения личностных нару
шений у детей и подростков. Расстройства привязан
ности детского возраста .................................................. 46
3.3. Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте,
их роль в формировании личностных нарушений ............ 47
4 Социально-психологические аспекты личностных нарушений у детей и подростков. Детско-родительские отношения и
психогенез личностных нарушений............................................. 49
4.1. Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе. Об агрессивности несовершеннолетних, социально-психологические
Современный Гуманитарный Университет
факторы агрессивного поведения. Роль телевидения,
порнографии, средств массовой информации в генезе
социальной агрессии ........................................................ 49
4.2. Семья, ее роль в происхождении, формировании и
предупреждении личностных нарушений у детей и
подростков. Типы воспитания в семье. Роль контакта
ребенка с матерью для развития личности......................... 50
4.3. Личностные нарушения как защита ребенка от
внутрипсихических конфликтов ........................................ 55
5. Основные психотерапевтические и коррекционные методы
в работе с детьми и подростками с личностными наруше
ниями 58
5.1. Основные психотерапевтические и коррекционные
методы, используемые в работе с детьми и подростками
с личностными нарушениями ............................................ 58
5.2. Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками
с личностными нарушениями ............................................ 59
5.3. Психодинамическая психотерапия нарушенного пове
дения у детей и подростков ............................................. 63
5.4. Групповая и семейная работа при личностных наруше
ниях в детско-подростковом возрасте ............................. 64
5.5. Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия
при личностных нарушениях у детей и подростков.
Невербальные взаимодействия в совместной психо
терапии матери и младенца .............................................. 65
6. Терапевтический материал, используемый в работе с детьми
и подростками с личностными нарушениями.............................. 77
6.1. Терапевтический материал, используемый в психотера
певтической и коррекционной работе с детьми и подрост
ками. Методологические особенности анализа детской
вербальной (интервью) и невербальной (рисунки) про
дукции. Игровой и творческий материал. Аспекты ре
грессии в клинической ситуации.......................................... 77
6.2. Фантастический мир ребенка и подростка. Детские
сновидения ........................................................................ 79
7. Невербальные коммуникации в работе с детьми с личност
ными нарушениями ................................................................... 80
7.1. Методики и техники невербальных коммуникаций в ра
боте с детьми с нарушениями психологического разви
тия и отклонениями поведения ........................................ 80
7.2. Психотерапия детей с личностными нарушениями,
Современный Гуманитарный Университет
которые не умеют играть.................................................... 83
7.3. Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с
неговорящими детьми......................................................... 84
8. Работа с семьями детей и подростков с личностными на
рушениями ................................................................................ 86
8.1. Формы и методы работы с семьями детей и подростков
с личностными нарушениями ............................................ 86
8.2. Методики и техники психотерапевтической работы
при нарушениях детско-родительских отношений в
семье ............................................................................... 87
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ................................... 90
ГЛОССАРИЙ*
* Глоссарий расположен в середине учебного пособия и предназначен для самостоятельного заучивания новых понятий.
Современный Гуманитарный Университет
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие нормы и отклонения в развитии личности ребенка. Понятие нормы и отклонения в развитии человека. Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности. Клинико-нозологическое направление в современной классификации нарушений развития личности ребенка. Специфика личностных нарушений ребенка в дошкольном и школьном возрасте.
Возрастные ситуационно-личностные реакции. Характерологические и патохарактерологические реакции. Критерии диагностики, их типология, клиническая и возрастная динамика. Личностные нарушения, свойственные преимущественно детям. Гипердинамический синдром у детей, клиническая и возрастная динамика. Личностные нарушения, свойственные преимущественно подросткам. Трудный подросток: определение подростка, стадии подросткового возраста, защиты и фантазии подростка с позиций понимания динамики развития.
Процесс идентификации в психологии личностных нарушений у детей и подростков. Патологические и защитные идентификации. Патологические и защитные идентификации, их роль для формирования патологии личности и характера. Влияние ранних объектных отношений и отношений привязанности для возникновения личностных нарушений у детей и подростков. Расстройства привязанности детского возраста. Акцентуации характера в детско-подростковом возрасте, их роль в формировании личностных нарушений.
Социально-психологические аспекты личностных нарушений у детей и подростков. Детско-родительские отношения и психогенез личностных нарушений. Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе. Об агрессивности несовершеннолетних, социально-психологические факторы агрессивного поведения. Роль телевидения, порнографии, средств массовой информации в генезе социальной агрессии. Семья, ее роль в происхождении, формировании и предупреждении личностных нарушений у детей и подростков. Типы воспитания в семье. Роль контакта ребенка с матерью для развития личности. Личностные нарушения как защита ребенка от внутрипсихических конфликтов.
Основные психотерапевтические и коррекционные методы в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями. Основные психотерапевтические и коррекционные методы, используемые в работе с детьми и подростками с личностными нарушениями. Индивидуальная психотерапия с детьми и подростками с личностными нарушениями. Психодинамическая психотерапия нарушенного поведения у детей и подростков. Групповая и семейная работа при личностных нарушениях в детско-подростковом возрасте. Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков.
Терапевтический материал, используемый в работе с детьми и
Современный Гуманитарный Университет
подростками с личностными нарушениями. Терапевтический материал, используемый в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми и подростками. Методологические особенности анализа детской вербальной (интервью) и невербальной (рисунки) продукции. Фантастический мир ребенка и подростка. Детские сновидения. Игровой и творческий материал. Аспекты регрессии в клинической ситуации.
Невербальные коммуникации в работе с детьми с личностными нарушениями. Методики и техники невербальных коммуникаций в работе с детьми с нарушениями психологического развития и отклонениями поведения. Психотерапия детей с личностными нарушениями, которые не умеют играть. Коммуникация без слов. Использование игровой терапии как метод невербального взаимодействия с неговорящими детьми. Невербальные взаимодействия в совместной психотерапии матери и младенца.
Работа с семьями детей и подростков с личностными нарушениями. Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями. Методики и техники психотерапевтической работы при нарушениях детско-родительских отношений в семье.
ЛИТЕРАТУРА