Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения
Санитарное просвещение должновыработать у населения убеждение в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о факторах, благоприятствующих здоровью, и факторах риска, а также методах предупреждения заболеваний.
Санитарно-просветительская работа ведется в двух направлениях:
- пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья;
- агитация населения за соблюдение правил и методов здорового образа жизни.
Успех санитарно-просветительской работы во многом определяется знанием психологии аудитории, выбором форм и методов работы, отвечающих потребностям конкретных коллективов.
Существуют активныеи пассивные формысанитарного просвещения.
Активныеформы: индивидуальные и групповые беседы, выступления, лекции, доклады. Преимущество таких форм просвещения - обратная связь в реальном режиме времени медицинского работника и аудитории. Эти методы позволяют максимально учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей, степень их знаний в области здорового образа жизни, уровень усвояемости материала. Недостатки активных форм - короткое воздействие на аудиторию, ограниченное количество обучаемых.
Пассивныеформы санитарного просвещения:научно-популярная литература, учебные и методические пособия, специальные публикации и передачи в средствах массовой информации, листовки, памятки, плакаты, санитарные бюллетени, выставки, кинофильмы и др.
Их преимущество в том, что для реализации не требуется непосредственного присутствия медицинского работника, эти формы воздействуют длительное время и на большую по численности аудиторию. Главный недостаток - отсутствие обратной связи в реальном времени между пациентом и медицинским работником.
Для проведения санитарного просвещения используются различные педагогические методы и соответствующие им средства обучения (табл. 1.3).
Таблица 1.3.Классификация методов и средств просвещения
Методы | Средства |
Устный | Лекция, индивидуальная беседа, дискуссия, информационное выступление по радио, телевидению, вечер вопросов и ответов |
Печатный | Памятка, листовка, статья в СМИ (в том числе электронных), доска вопросов и ответов, книга, брошюра, стенная санитарная печать |
Наглядный | Плакаты, слайды, натуральные объекты, муляжи, фотографии, мультимедийная презентация |
Эффективность методов санитарного просвещения существенно увеличивается при их рациональной комбинации (смешанный метод).
По широте воздействия на аудиторию санитарное просвещение может носить массовый, коллективный и индивидуальный характер.
Санитарное просвещение предшествует и сопутствует гигиеническому воспитанию.
Гигиеническое воспитание– совокупность образовательных и воспитательных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения. Наиболее эффективный метод гигиенического воспитания - школы здоровья.Гигиеническое воспитание вырабатывает у населения адекватное отношение к факторам внешней среды, повышает санитарную культуру.
Принципыорганизации гигиенического обучения и санитарного просвещения:
- государственный характер;
- плановость;
- массовость;
- участие всех медицинских работников;
- участие других организаций и населения;
- специальные органы и учреждения гигиенического обучения и воспитания;
- общедоступность и целенаправленность;
- научность;
- дифференцированность;
- оптимистичность.