Глава 3. Методика расследования отдельных видов преступлений
Общие положения методики расследования преступлений.
Методика расследования отдельных видов преступлений- это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и осуществлению расследования отдельных видов преступлений.
Принципы методики расследования отдельных видов преступлений:
1. Обеспечение полного соответствия методических рекомендаций требованиям закона;
2. Изучение способов совершения преступления и разработка на их основе наиболее эффективных методов раскрытия и расследования;
3. Рекомендации методики расследования должны быть основаны на изучении и обобщении опыта работы следственных органов;
4. Рекомендации методики расследования должны способствовать наиболее эффективному проведению следственных действий, использованию оперативно-розыскных данных, помощи общественности и специалистов.
Источники методики расследования:
n нормы уголовного закона, устанавливающие признаки отдельных составов преступлений; нормы уголовно-процессуального права, устанавливающие предмет и пределы доказывания;
n положения общей теории криминалистики, криминалистической техники и тактики;
n положения криминологии, теории оперативно-розыскной деятельности, психологии, социологии, судебной статистики, теории моделирования, информации, научной организации труда и управления и др. Наук;
n передовой опыт органов внутренних дел, прокуратуры и судов.
Методика расследования состоит из двух основных частей:
а) общие положения (понятие, задачи методики, содержание, структура);
б) частные методики (расследований хищений чужого имущества, убийств и т.д.).
В свою очередь частные криминалистические методики расследования подразделяются на две группы:
1. Групповые методики расследования (например, преступлений, совершаемых несовершеннолетними);
2. Видовые методики расследования (краж, убийств и т.п.).
Первая группа методик относится к категории так называемого предпосылочного знания, имеющего большое методологическое и эвристическое значение. Роль предпосылочного знания заключается в том, что оно выступает в качестве источника информации общего характера, используемой при решении конкретных вопросов. Это знание помогает формулировать проблемы, определять область и стратегию поиска, выбирать средства решения проблем, выявлять характер исследуемой ситуации и т.д.
Объективные предпосылки для разработки более общих методик расследования заложены в диалектической связи класса и видов явлений, входящих в класс. Это связь и определяет соответствующую стратегию научного познания.
Дело в том, что включая в себя несколько различных видов, всякий класс характеризуется как некоторым общим содержанием, присущим всем видам, так и специфическими особенностями каждого вида. Эти противоположные характеристики представлены в каждом отдельном виде, что и дает возможность при его изучении обнаружить в нем не только специфическое содержание, но и такое, которое является общей характеристикой как этого, так и других видов, т.е. характеристикой всего класса. Так, при изучении всей группы преступлений, совершаемых несовершеннолетними, сходными являются характеристики лиц, совершающих данные преступления, особенности способов совершения преступлений, обусловленные возрастом преступников, а также тактика производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних. Это и будет характеристикой всего класса.
В групповые методики расследования включаются положения, содержащие информацию о том, какие обстоятельства устанавливаются во всех случаях исследования определенных событий, расследования тех видов деяний, которые входят в качестве элементов в соответствующую криминалистически сходную группу, как организуется и осуществляется работа по их выявлению и доказыванию, как надлежит действовать следователю в условиях типичных для данной категории дел ситуаций. Что же касается специфики указанной деятельности, характерной для расследования деяний отдельных видов (например, краж, убийств), а также их разновидностей (например, карманные кражи), то она находит свое отражение в видовых методиках, т.е. методиках расследования отдельных видов и разновидностей исследуемых по уголовным делам общественно опасных деяний.
Групповые и видовые методики расследования различаются по объему содержащейся в них информации. Прежде всего это связано с тем, рассчитана ли она на обеспечение расследования в целом, или деятельности на том или ином ее этапе, в типичной ситуации.
Групповые и видовые методики расследования создаются на основе изучения уголовных дел, выявления, обобщения, типизации и систематизации закономерностей поисково-познавательной деятельности следователей, работников органов дознания, осмысления передового следственного, оперативно-розыскного, экспертного опыта, выявления, типизации и анализа допускаемых в следственной, розыскной, экспертной практике ошибок и упущений, анализа факторов, обстоятельств, затрудняющих расследование.
Структура частных криминалистических методик состоит из следующих разделов:
1. Криминалистическая характеристика преступлений.
2. Организация расследования на первоначальном этапе.
3. Особенности производства отдельных следственных действий.
В структуру иногда включают и другие вопросы. Так, структура групповых методик может дополняться таким элементом, как особенности расследования отдельных видов и разновидностей деяний данной группы. В некоторые видовые методики включаются вопросы, относящиеся к стадии возбуждения уголовных дел, рекомендации по профилактической деятельности следователя.
Говоря о криминалистической характеристики преступлений,различают два ее вида - общую и частную. Под общей криминалистической характеристикой преступлений подразумевают систему криминалистически значимых сведений о типичных, закономерно связанных между собой элементах определенных категорий преступлений и условиях их совершения.
Частная же криминалистическая характеристика преступлений представляет собой конкретную характеристику определенного вида преступлений, выделенного по тем или иным признакам.
Одним из основных элементов криминалистической характеристики преступления является способ совершения преступления. На современном этапе развития криминалистики он определяется как взаимосвязанная система объективно и субъективно детерминированных действий по подготовке, совершению, сокрытию преступлений, сопряженных с использованием условий, места, времени, орудий и средств, соответствующих общему преступному замыслу и достижению цели.
При рассмотрении этого элемента криминалистической характеристики преступлений необходимо писать действия по подготовке к совершению преступления (подыскивался ли объект преступного посягательства специально или был определен в силу случайного стечения обстоятельств и т.п., а также какое время потрачено на эти действия), сам механизм непосредственного совершения преступления (способ проникновения на объект и т.п. с указанием образующихся при этом следов и их возможного местонахождения), сведения об использовании преступником предмета преступного посягательства (реализация или другие действия с похищенным, возможные места сбыта и т.д.), способ сокрытия преступления (способы неоставления или уничтожения следов пребывания на месте преступления и др.).
Характеристика типичной для конкретного вида преступлений личности возможного преступника является самостоятельным элементом криминалистической характеристики. Знание о типичном преступнике позволяют сузить круг лиц, среди которых может находиться действительный преступник.
Кроме того, такая характеристика дает возможность выдвинуть версии о мотивах и целях преступления, о способе его совершения, месте нахождения похищенного и т.п.
Изучение личности преступника должно включать в себя не отдельные сведения, относящиеся к различным ее сторонам, а давать целостное представление о личности. Для криминалистической характеристики большое значение имеют социальные, социально-демографические и социально-психологические свойства личности. Сюда включаются сведения анкетного, биографического характера (пол и т.п.), сведения, характеризующие проявления личности в основных сферах деятельности нашего общества (поведение на работе, в быту), социально-психологические свойства личности (темперамент, наличие психических отклонений) и отношение данного субъекта к закону (прежние судимости и т.п.).
Следующим не менее важным элементом криминалистической характеристики преступлений является личность возможного потерпевшего. Сведения о поведении потерпевших в типичных криминальных ситуациях, их действия, вызывающие определенные ответные реакции у преступников, данные о связи поведения потерпевших с преступными действиями виновных, сведения о характерных объективных проявлениях поведения потерпевших перед началом и во время совершения преступления (например, способ хранения имущества, на которое посягают преступники), успешно используются при построении следственных версий и планировании расследования. Поэтому личность потерпевшего - необходимый элемент криминалистической характеристики преступлений. Давая описание этого элемента, необходимо обращать внимание на половую принадлежность потерпевшего, его возраст, местожительство (по отношению к месту преступления), род занятий, взаимоотношения с преступником до факта совершения деяния, качества его личности, которые были использованы преступником для достижения преступного результата и др.
Другим самостоятельным элементом криминалистической характеристики являются условия их совершения. Под ними подразумеваются, в первую очередь, место и время совершения преступления.
И последний элемент - предмет преступного посягательства.
Однако сами по себе разрозненные элементы криминалистической характеристики преступлений не представляют никакой практической значимости, пока они не оказываются закономерно связанными между собой.
Под закономерной связью между различными элементами криминалистической характеристики преступлений понимают такую связь, при которой наличие одного элемента (или взаимосвязанной совокупности таких элементов) однозначно или с большей степенью вероятности влечет за собой присутствие другого элемента (или их взаимосвязанной совокупности).
Для выдвижения типичных следственных версий наиболее существенными являются связи между группами признаков, характеризующих следы преступления ( в широком смысле), его последствия, и группами признаков, относящихся к преступнику и его действиям. Это объясняется тем, что на первоначальном этапе расследования следователь имеет в своем распоряжении, в основном, первую группу признаков, в то время как установление и изобличение преступника является его основной задачей.
Организация расследования на первоначальном этапев свою очередь подразделяется на следующие элементы:
n планирование и выдвижение версий;
n взаимодействие с другими службами органов внутренних дел;
n типичные следственные ситуации и алгоритмы действий следователя в зависимости от этих ситуаций.
При рассмотрении первых двух элементах речь идет о конкретных планах, версиях и формах взаимодействия, специфичных для методики определенного вида преступлений. Так, в методике расследования преступлений несовершеннолетних особое внимание уделяется взаимодействию следователя с инспекторами ОППН и оперуполномоченным уголовного розыска, специализирующемся на раскрытии преступлений несовершеннолетних.
Следственные ситуации, складывающие на первоначальном этапе расследования, зависят, прежде всего, от объема информации о личности преступника. Отсюда вытекают действия следователя по его установлению или закреплению доказательств его виновности. Алгоритм действий следователя излагается в последовательности их выполнения и может включать в себя не только следственные действия, но и необходимые тактические операции.
В разделе «Особенности тактики производства отдельных следственных действий» рассматриваются специфичные для конкретной категории преступлений следственные действия и особенности использования специальных познаний, к которым помимо назначения экспертиз относятся также получение информации справочного характера, консультации специалиста, участие его в следственных действиях и предварительное исследование.