Упражнение 1. Перепишите таблицу, заполняя примерами. Письменно сформулируйте правила постановки / непостановки запятой перед словом как
Запятая ставится | Запятая не ставится |
Как вводит сравнительный оборот | Как имеет значение в качестве |
Как связывает придаточную часть с главной | Как связывает подлежащее и сказуемое |
В сочетании такой..., как | В парных союзах: как..., так и |
В сочетаниях не кто иной, как; не что иное как | В составных союзах: в то время как; с тех пор как |
Как вводит приложение | В составе фразеологизмов |
Как входит в состав вводных слов | Перед как есть слова совсем, вовсе, не |
Примеры для заполнения таблицы:
1. Что ты пристал ко мне как банный лист? 2. Все слушали, как он читал стихи. 3. Как человек, я могу понять, но, как педагог, не могу простить. 4. Озеро как зеркало. 5. В тот день он был такой же, как всегда. 6. По мере того как заканчивалась детали, нам приносили новые запчасти. 7. На собрании меня поддержал не кто иной, как Сергей Васильевич, наш начальник цеха. 8. Я любил его совсем как брат и, может быть, еще сильнее. 9. Все рассказывали, как она любит Миньку. 10. Пирогов был высоко оценен как физиолог и хирург. 11. Тогда я жила вольно, как птицы в лесу. 12. Все студенты, как водится, были готовы к занятию. 13. На свадьбе присутствовали как родители жениха, так и родители невесты. 14. Меня, как очевидца, тоже пригласили на собрание.
Упражнение 2. Спишите поэтические строки, объясняя постановку знаков препинания:
Мне жалко ее, виноватую,
Как птицу подбитую,
Березу подрытую
Над очестыо, Богом заклятую.
(Н. Гумилев)
Я живу, как кукушка в часах,
Не завидую птицам в лесах.
Заведут — и кукую.
Знаешь, долю такую
Лишь врагу
Пожелать я могу.
(А. Ахматова)
Иль, может, все в мгновенной смене,
И нет имен,
И мы с тобой летим, как тени,
Как чей-то сон?..
(В. Брюсов)
Пора вам знать, я тоже современник,
Я человек эпохи Москвошвея,
Смотрите, как на мне топорщится пиджак,
Как я ступать и говорить умею!
Попробуйте меня от века оторвать! —
Ручаюсь вам, себе свернете шею!
(О. Мандельштам)
Льет дождь. Да будет так же свят,
Как их невинная лавина...
Но я уж сплю наполовину,
Как только в раннем детстве спят.
(Б. Пастернак)
Упражнение 3. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите, какую функцию выполняет слово как.
В прошлое мы смотрим как сквозь хрустальную призму. Я познакомился с Иваном Сергеевичем когда ему было уже за пятьдесят. Мне как начинающему писателю льстило внимание всеми признанного и почитаемого мастера. В то время к Тургеневу уже привыкли как к писателю романисту. Никто и не догадывался что он как поэт стоит несомненно выше. О его поэтическом даре мало кто знал так как «Стихотворения в прозе» увидели свет много позже.
Помню как в первый раз Тургенев пожал мне руку и как я был счастлив этим невероятным рукопожатием. Как сияло мое лицо в ту минуту!
Один бумагомаратель даже описал это событие в своей мемуаристической книжонке. Никому еще не приходилось так краснеть как мне когда читал бездарные строки горе-мемуариста.
Вскоре Тургенев уехал в Европу я также покинул Россию но отправился на Восток. С тех пор как мы расстались ни один писатель, поэт не проникал в душу своим внешним обаянием как это делал автор «Аси» «Вешних вод». Ни о ком из писателей-современников я не вспоминаю с такой нежностью как об Иване Сергеевиче Тургеневе.
Только Тургенев мог написать: «Я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист дрожавшей руки». Именно не «слабой, как лист» а «дрожавшей как лист». В этом весь Тургенев-поэт.
Упражнение 4. Спишите пословицы и поговорки, расставляя знаки препинания.
Нем как рыба. Кто как ведает тот так и обедает. Бела как снег зелен как луг вертка как бес и любит лес. Говорит как речка журчит. Врет как водой бредет. Кому как угодно а мы как знаем. Мужнее добро как зимнее тепло. Шумит как ветер в пустую трубу. Не говори как да подай только знак. Приелся как сухой ячмень беззубой кобыле. Кто как умеет так и крсит. Не зверь не птица а нос как спица.
Грамматические нормы современного русского языка
Имя существительное
Род имен существительных