Характеристика стадий элементарной сенсорной психики

1. Низший уровень психического развития животных:

а) локомоция - движения простейших;б) ориентация в пространстве простейших;

в) пластичность поведения у простейших (научение).

2. Высший уровень психического развития:

а) строение нервной системы;б) локомоция;в) органы чувств;г) способы ориентации в пространстве;д) пластичность поведения;е) зачатки высших форм развития.

Низший уровень (все простейшие):

 амёба; эвглена зелёная; корненожка; инфузория; губки (простейшие многоклеточные).

Локомоция- амёбоидное движение необходимы псевдоподии (ложноножки - вырос-

ты цитоплазмы) - движения с помощью ресничек и жгутиков.

Эктоплазма более вязкая, более жидкая, чем эндоплазма. Псевдоподия, образуется за

счёт разжижения слоя эктоплазмы и внутренний слой под давлением выходит, обра-

зуются псевдоподии (выпячивания).

Белки - актин, миозин поочерёдно сокращаются внутри мышц, таким образом, проис-

ходит движение цитоплазмы. Эти белки есть также в мышечных тканях человека.

Существуют сократительные движения цитоплазмы.

Движения с помощью жгутиков - длинные волосовидные выросты, с помощью кото-

рых тело животного приводится в спиралевидное, поступательное движение. Движе-

ния эвглены зелёной - жгутики, выполняя волнообразные движения, позволяют дви-

гаться эвглене вокруг себя со скоростью один оборот за одну секунду, причём за это

время эвглена передвигается на 0,5 миллиметра, которое является расстоянием в че-

тыре раза больше, чем размер её тела. Эвглена достаточно медлительная по сравне-

нию с другими.

Движения с помощью ресничек - более сложный двигательный аппарат, отличие от

жгутиков в том, что реснички находятся в большом количестве. Реснички, располо-

жены на поверхности тела рядами, бьют назад по диагонали слева направо. При этом

простейшие вращаются вокруг своей продольной оси. Реснички расположены на по-

верхности тела неравномерно, достигают равной длины. Движения ресничек и жгути-

ков осуществляются благодаря сокращению миофибрилл, которые образуют мионемы

- аналог мышечных волокон, которые имеются у человека.

Особенности движений (локомоции).

Кинезы- способы передвижения простейших, элементарные инстинктивные движе-

ния. По характеру передвижения кинезы делятся:

1. Ортокинез - поступательные движения простейших с переменной скоростью, ин-

тенсивность которых определяется пространственным расположением внешнего

раздражителя. Основной вид: переменная скорость - движение с переменной ско-

ростью из зоны с неблагоприятными условиями в зону оптимума. Скорость пере-

движения зависит от расположения зоны оптимума, если эта зона далеко, то ско-

рость меньше.

2. Клинокинез - это изменение направления передвижения, имеющее характер проб и

ошибок, в результате которого животное попадает в зону с наиболее благоприят-

ными параметрами раздражителя. Главное отличие от ортокинеза - животное из-

меняет направление вектора движения.

Пространственная ориентация простейших.

Направляющими стимулами у простейших являются градиенты внешних раздражи-

телей (разность химического состава, плотности вещества).

Таксисы- генетически фиксированная пространственная ориентация двигательной

активности. Подразделяются на:

1. Ортотаксисы - это пространственная ориентация двигательной активности, кото-

рая проявляется в изменении скорости передвижения.

2. Клинотаксисы - пространственная ориентация двигательной активности, которая

проявляется в изменении направления движения.

3. Тигмотаксис - ориентация на прикосновения - отрицательный клинотигмотаксис.

Общая особенность простейших:

 простейшие реагируют на слабые раздражители - положительно (например, рас-

сеянный свет), на сильные раздражители - отрицательно (например, яркая вспышка);

 в целом простейшим свойственно избегать неблагоприятные воздействия, чем

отвечать на них (они нецеленаправленно передвигаются, а двигаются с помощью

проб и ошибок).

Таксисы у простейших.

Геотаксис- ориентация простейшего по силе земного притяжения.

Отрицательный геотаксис- простейшие всегда двигаются против силы земного

притяжения, наверх к поверхности воды (равновесие).

Что позволяет животному так реагировать - орган равновесия - пищеварительная ва-

куоль.

Фототаксис- ориентация на свет, у части простейших ориентация на свет развита

слабо и у части простейших очень чётко выражен положительный фототаксис (эвгле-

на зелёная).

Впервые у эвглены зелёной появляются фоторецепторы - пигментное пятно, кото-

рое позволяет фиксировать животному световые лучи, оно располагается на брюшной

стороне тела эвглены зелёной. Эвглена зелёная крутится вокруг своей оси, когда она

поворачивается, то реакция на свет происходит инстинктивно с помощью брюшной

части тела.

Жгутиковое простейшее - гинофлагелярно пигментное пятно этого простейшего

снабжено светопроницаемым экраном, который является аналогом пигментной обо-

лочки - радужки глаза человека, являющейся светопроницаемым образованием в

форме сферической линзы - аналог хрусталика.

Пластичность поведения у простейших.

Учёными не было найдено аналогов нервной системы у простейших. Проведение им-

пульсов осуществляется в цитоплазме по системе градиента от одного знака вещест-

ва к другому знаку.

Способность к элементарному научению у простейших была найдена и доказана в

следующем опыте: долгое время простейшее находится в сосуде квадратной формы, а

в сосуде с круглой формой простейшие двигаются по квадрату, либо по треугольной

траектории.

Тушманова - привыкание к вибрации.

Простейшая форма научения у простейших - привыкание - адаптация к изменённым

внешним условиям, в ходе которой наблюдается модификация видотипичного пове-

дения. Врождённые реакции на определённые раздражители исчезают, если при неодно-

кратном повторении не наступает биологически значимый эффект (например, вибра-

ция). Привыкание отличается от утомления. Утомление - перерасход энергетических ресурсов. Привыкание - активная приспособительная реакция, назначение которой состоит в экономии этих ресурсов.

Ассоциативное научение (зачатки условных рефлексов) было обнаружено у высших

простейших (эвглена, инфузория - туфелька) это установление временной связи меж-

ду биологически значимыми и нейтральными раздражителями.

Брамштедт: капли воды, в которых плавали инфузории - туфельки, затемнил 1/2 ка-

пли, а вторую половину подогревал. Затем все инфузории поместились в холодной

тёмной части (т. к. оптимальная температура) и они остались в этой половине и при

уравнивании температур в двух половинах. Таким образом, у инфузории - туфельки

появляется временная связь между биологически значимыми раздражителями (тем-

пература) и биологически нейтральными (свет) - условный рефлекс.

Итоги:1) простейшим свойственна элементарная форма психического отражения – личная чувствительность;2) допсихическое отражение и психическое отражение - их граница - место нахождения простейших (например, эвглена зелёная) пигментное пятно - аналог рецептора;3) у простейших мы встречаем первое примитивное инстинктивное поведение - кинезы и элементарные формы научения;4) психологическая классификация не совсем точно совпадает с зоологической, т. к.некоторые представители одного и того же класса животных могут быть на разных стадиях психического развития.

Высший уровень психического развития.

Фабри: кишечно-полосатые (гидры, медузы); черви: ленточные, ресничные (плана-

рия) - низшие черви; круглые черви: оскориды, острицы; иглокожие: морские звёзды,

ежи; моллюски: двустворчатые (мидии, устрицы) и брюхоногие (виноградная улит-

ка); кольчатые черви: малощетинковые (дождевой червь), многощетинковые (пияв-

ки).

Кольчатые черви: внутренняя и внешняя метаметрия - тело этих животных состоит

из нескольких сегментов, из которых состоит комплекс внутренних органов. Нервная

система на данном уровне развития (высший уровень элементарной сенсорной пси-

хики). Нервная система - приобретение новообразования на данной стадии.

Типы нервной системы:

1. Сетчатая (диффузная) нервная система (гидра).

Состоит из нервных клеток, расположенных в эктодерме (внешние покровы), кото-

рые снабжены длинными тонкими отростками, образующими в своей совокупности

сетевидное нервное сплетение, которое уплотняется на концах щупальцев и вокруг

ротовой полости.

2. Кольцевая нервная система (медуза).

Состоит из нервных клеток, которые, скапливаясь, образуют два нервных кольца по

краю зонтика медузы: наружное (чувствительное), внутреннее (двигательное), на-

ружное проходит вблизи статоцистов (органы равновесия), светочувствительных

глазков и по основанию щупальцев. Основная функция этого наружного кольца вос-

приятие сигналов полученных от органов раздражения.

Внутреннее лежит у основания паруса, где сосредоточено большое количество коль-

цевых мускульных волокон.

3. Радиальная нервная система (морские звёзды).Выделение центральных нервных узлов, которые образуют нервное окологлоточное кольцо с отходящими от него нервными стволами к органам движения.

4. Билатеральная нервная система (симметричная нервная система, появление нерв-

ных стволов).Простая (планария) - нервная система у неё состоит из располагающихся вблизи тела сети нервных волокон с выделением нервных продольных тканей и нервных окологлоточных узлов. Появление головного отдела.

Сложная (кольчатые черви) - нервная система по типу нервной лестницы (“ орто-

гон”) наличие надглоточных и подглоточных нервных узлов, которые соединены ме-

жду собой двумя коммутаторами в окологлоточное кольцо, от которого отходят пар-

ные нервные брюшные стволы с симметричными нервными узлами.

Нервные надглоточные узлы - примитивный головной мозг (особенность данного

уровня развития). Уровень психического развития зависит не только от строения

нервной системы, но и от образа жизни.

Локомоция- у кольчатых червей появляется развитая мускулатура, представленная

кожно-мышечным мешком, который состоит из двух слоёв:

 внешнего подкожного, состоящего из кольцевых волокон;

 внутреннего, состоящего из продольных мышц.

Поочерёдное сокращение продольной и кольцевой мускулатуры обеспечивает движе-

ния.У кольцевых червей впервые появляются парные конечности, которые располагаются

на переднем сегменте и представляют собой пару выростов - параподии.

Функции: передвижение и обеспечение тактильной и химической чувствительности.

Существует гипотеза происхождения и становления органов чувств из органов осяза-

ния. Первичные органы чувств обладали лишь чувствительностью ко всем видам раз-

дражителей, но в повышенной степени.

Плюромодания. В ходе эволюции данные органы специализировались по отдельным

видам энергии, которое привело к образованию унимодальных рецепторных образо-

ваний. Разнообразие органов зрения (медузы).

Глазное пятно- это светочувствительные клетки, которые располагаются среди эпи-

телиальных клеток кожных покровов.

Глазная ямка- в строении этого глаза наблюдается инвагинация пигментных клеток.

Инвагинация -погружение вовнутрь.

Настоящий глаз- представляет собой погружение под слоем эпителиальных клеток

глазные пузыри приблизительно шарообразной формы. При этом эпителий утончён и

начинает выполнять функцию прозрачной роговицы. Но и стенки глазного пузыря

состоят из двух типов: ретинальные; пигментные.

У дождевого червя нет специализированных органов светочувствительности. Отли-

чительная особенность: наличие у дождевого червя фототаксиса. Животные пытают-

ся избегать неприятные ощущения. Например, черви стремятся к темноте. У дожде-

вых червей клетки рассеяны по всей поверхности тела. Виды чувствительности: боле-

вая, температурная и др.

Пространственная ориентация (таксисы).

Совершается на основе примитивных таксисов, но благодаря симметричному распо-

ложению органов чувств появились высшие формы таксисов.

Классификация таксисов А. Кюна.

1. Тропотаксис- движение животного по равнодействующей интенсивности воз-

буждения в симметрично расположенных рецепторах.

2. Телотаксис- выбор и фиксация одного источника раздражения и направления

движения к этому источнику.

3. Менотаксис- при несимметричном раздражении симметричных рецепторов

движения производятся под углом к источнику раздражения. Функция: сохране-

ние постоянного положения в пространстве.

Пластичность поведения.

В целом на данной стадии поведение животных характеризуется малой пластично-

стью: ведущую роль выполняют инстинкты.

Научение (виды):

1) привыкание - прекращение многократных реакций. Пример: кормление многоще-

тинкового червя комочками бумаги, смоченных соком его обычной жертвы. При-

выкание: через некоторое время червь перестаёт их принимать. Если чередовать

съедобную и несъедобную пищу червь будет отличать кусочки;

2) ассоциативное научение - классические и инструментальные условные рефлексы.

Пример: молочная планария (плоский червь) на пути наждачная бумага. Наличие

на пути преграды останавливает животное.

Зачатки высших форм поведения.

Высшие формы поведения- сложные инстинктивные программы.

На данной стадии две функции:1) построение жилища у многощетинковых червей (конструктивная деятельность)черви собирают маленькие частицы и сплетают трубкообразные домики. Это многофазная деятельность, которая видоизменяется от природных факторов (например, грунт, течение воды, возраст червей: молодые - мелкие частицы; взрослые крупные);

2) появление у многощетинковых червей агрессивного поведения - борьба за по-

строение домика и в брачном поведении - агрессивность к другим самцам.

На данной стадии нет ретуализации.

Ретуал- видоспецифические движения животного, модифицирование таким обра-

зом, чтобы осуществлять коммуникативные функции.

Смещённая активность.

Исключение: виноградные улитки у них есть брачные танцы.

Общий вывод:

 ориентация на основе ощущений, предметного восприятия нет (кроме виноград-

ной улитки);

 избежание неприятных внешних воздействий, а не поиск благоприятных условий;

 появление нервной системы (эволюция: диффузные - билатеральные);

 выделение головного отдела нервной системы.

НИЗШИЙ УРОВЕНЬ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ

Пластичность поведения. У низших животных психика направлена на добывание пищи и определение ее пригодности, избегание неприятных воздействий (при этом они отклоняются или обползают препятствия). Происходит выработка привыкания: если животное реагирует на новый раздражитель, то привыкание выработалось, если не реагирует, — значит, животное утомилось. Попытка выяснить предельные возможности научения у инфузорий: кривая научения, по Френчу, такая же, как у более высших животных (кривая такая же, как у человека при решении трудных интеллектуальных задач). Ученые предположили, что такая картина научения обусловлена тем, что во время экспериментов происходит ими же спровоцированное усиление двигательной активности. Т.е. научения и выработки ассоциативных связей не было, а было вызванное манипуляциями ученых ускорение движений. Приспособление у низших животных происходит за счет морфологических особенностей (например, раковинные амебы, живущие в почве).

ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ

В эту группу входят кишечнополостные, черви, брюхоногие и двустворчатые моллюски, иглокожие. Это более продвинутые животные по сравнению с предыдущей группой. Во-первых нервная система. Одна ее функция связана с координацией работы организма как единого целого, вторая — обеспечение взаимоотношений животного с внешней средой (поведение). Происходит ускорение проведения возбуждения: если протоплазме одноклеточных — 1-2 мкн в секунду, у многоклеточных — от 0, 5 м в секунду. Это увеличивает скорость реакции. Типы НС. Самая примитивная НС (сетчатая) — у сидячих форм: актиний и гидр. Более прогрессивная НС (кольцевая) — у свободноплавающих кишечнополостных. У них появляется возможность тактильного, химического ощущения, хотя восприятия еще нет. У актиний есть сложно устроенные глаза (сетчатка, хрусталик и т. д.) — наверное, для того, чтобы держаться между поверхностью и более низкими слоями воды. У медуз есть парные нервные ганглии: церебральный, педальный и висцеральный (в мантийной полости). У червей надглоточный и подглоточный ганглии, соединенные нервными отростками; вдоль тела тоже лежат ганглии, соединенные отростками — нервная лестница, примитивный вариант головного мозга. У иглокожих НС напоминает НС медузы. Все эти животные могут воспринимать только отдельные свойства среди, но некоторые ориентируются на комплекс свойств (например, у пиявок — сначала вибрация, ближе — запах, еще ближе — тепло). Пластичность поведения гидр и актиний минимальна. Некоторые актинии поселяются на раковинах моллюсках и раков-отшельников, и когда хозяин покидает раковину, актиния занимает там его место. У кишечнополостных пластичность поведения наблюдалась, в основном, в экспериментах. Привыкание у актиний сильнее, если воздействие слабое. Виды воздействий: освещение (ритмичное) — актиния сокращается, приседает. Если сильный и резкий свет, то для привыкания необходимо 40 воздействий, если слабый — 3 воздействия. При механическом воздействии: слабое — 5 часов, сильное — дольше. Химическое воздействие: при помещении в аквариум с актинией воды с запахом хищника — морской звезды, возникнет защитная реакция (избегание, сжимание в почку). Зависимость от возраста у гидр: лучше обучаются молодые животные. Все гидры, как и одноклеточные, хранят информацию не больше часа. В то же время, животное легче вспоминает то, чему оно училось в течение суток. После того как включается свет, гидре дают пищу, затем — повтор; но ассоциативной связи не образуется. В другом случае использовали вибрацию и затем удар током. Но и здесь после 150 сочетаний ассоциативная связь не выработалась: гидра не сжималась после воздействия вибрации. У актиний: животное помнит безопасное ощущение и опасность. У них можно выработать ассоциативную связь. В норме если рыба касается щупалец актинии, актиния реагирует на запах, открывает рот и хватает жертву. Если кусочек фильтровальной бумаги пропитать запахом рыбы, актиния будет реагировать на него точно так же, но, продержав его во рту несколько минут, "выплюнет" обратно, и если в течение нескольких суток подкладывать актинии эти кусочки бумаги, она престанет на них реагировать. У червей наблюдаются зачатки общения при попытках занять чужой домик. Попытки выработать ассоциативную связь: после 70 сочетаний свет-ток у планарий наблюдается сжатие после света. При через несколько десятков проб происходит усиление двигательной активности. Ассоциативные связи удерживаются долго, до 16 дней. Планария находится в лабиринте в точке выбора, подается две точки воздействия: при свете животное должно ползти направо, при вибрации — налево. Планария выучивается за 150 повторов. Еще: планария освещается ярким светом, это вызывает дискомфорт; снаружи прикреплена черная коробочка. Если планария попадет туда, срабатывает фотоэлемент, и свет отключается. С каждым разом планария совершает это действие все быстрее. Прогресс у морских многощетинковых червей — в ускорении передвижения: они быстрее плавают и ползают за счет щетинок, которые позволяют отталкиваться от субстрата. Привыкание вырабатывается очень быстро, иногда за несколько сочетаний. Например, у дождевого червя можно выработать способность различать по качеству поверхности опасные и безопасные отсеки помещения. Во время эксперимента червя поместили в чашку Петри, дно которой было разделено на четыре сектора: покрытый песком, камнями, глиной и гладкий (стекло). Если червя "наказывают" во всех секторах, кроме глиняного, то рано или поздно червь заползет в глиняный отсек и там останется. У морских многощетинковых червей вырабатывали условные связи на освещение. Вместо домика животное помещали в стеклянную трубку. После того, как червь в ней освоился, вне трубки появлялась пища, и перед этим загорался свет или возникала вибрация. После 30-50 сочетаний "освещение/вибрацияa кормление" червь начинал сам выползать из домика в ответ на свет или вибрацию. Этот опыт черви могли запоминать надолго (до 15 дней). Морские звезды (как и дождевые черви) могут различать поверхность. Если вырабатывается отрицательная связь с поверхностью, морская звезда будет избегать ее. Примерно на 6 день животное забывает этот отрицательный опыт. Таким образом, иглокожие примерно одинаковы с червями по уровню психического развития.

НИЗШИЙ УРОВЕНЬ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ

Членистоногие и головоногие моллюски способны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостную ситуацию, замечают появление новых объектов, различают формы (один из важнейших критериев для определения ПП). Эта способность определяется в эксперименте (дифферентировочная дрессировка). Территориальные виды членистоногих и головоногих хорошо знают свою территорию и замечают перемены, при этом первых план выходит ориентироваочная деятельность.

Взаимосвязь со средой у членистоногих сложная и разнообразная. Она обеспечена сложной НС: нервная цепочка (сближение нервных узлов, у головы — три нервных ганглия — "головной мозг" — с крупными зрительными долями). Глаза очень сложно устроены, и животные могут различать форму, цвет, величину объекта (пчелы воспринимают поляризованный свет), но некоторые цвета путают. Есть специализированные органы химического чувства: полые волоски (на усиках и щупальцах — особенно), расположенные по всему телу. Органы слуха у некоторых насекомых, (особенно хорошо реагирут и издают звуки сверчки, кузнечики и цикады). Тактильные чувства развиты у насекомых, ведущих ночной обрах жизни или живущих под землей. Наиболее сложные взаимосвязи отмечены у общественных насекомых; у них наблюдаются взаимопомощь, взаимное кормление, сложение усилий во время охоты, разделение функций (муравьи и пчелы). У муравьев функциональные группы различаются по морфологии и особенностям психики (например, активные и пассивные муравьи). Аллело-мимитическое поведение — стимуляция видотипичных действий — впервые появляется у муравьев (при переносе пищи). Коммуникация бывает визуальной, химической и тактильной. Танцы пчел: через движения на поверхности сот пчелы сообщают о том, насколько далеко богатое пищей место. У муравьев — химическая коммуникация (мечение территорий) и антеннальный код (муравьи при встрече друг с другом, часто соприкасаясь усиками, обмениваются информацией о том, где добыть пищу). Все это — врожденное инстинктивное поведение, но это большой шаг в развитии психики. Насекомые могут учиться новому. Помнят местоположение корма в течение 2-3 недель. Научение у насекомых только облигатное (обязательное).

Головоногие ведут оседлый образ жизни, поселяются на определенном участке дна. Многим представителям отряда свойственна конструктивная деятельность, которая является инстинктивной. Осьминоги регулярно исследуют свою территорию с помощью щупалец. Поскольку осьминоги не имеют скелета, они не различают предметы по весу. С помощью сложно устроенных глаз могут различать форму (46 пар фигур), величину и расположение предметов. Головоногие имеют крупный головной мозг из 14 отделов, с хорошо развитыми зрительными долями. Хорошо различают химические стимулы. Особое внимание исследователей привлекает пластичность поведения осьминогов, особенно в лабораторных условиях. Пластичность проявляется, например, в том, что если поблизости нет пригодного естественного материала для постройки дома, животные используют антропогенно произошедшие предметы (шины, бутылки и т. д. ). Осьминоги могут приручаться. В природе узнают аквалангистов и ныряльщиков, которые их подкармливают; от остальных — прячутся или пытаются поймать и удерживать под водой, пока человек не задохнется. В одном из экспериментов осьминог разжимал пальцы человека, если в зажатой руке была пища, вместо того чтобы утопить и съесть эту пищу вместе с рукой. Обход преграды: если перед голодным осьминогом положить краба и прикрыть пластинкой под током, то осьминог бьется 1-2 (max) раза и обползает пластинку. Эксперимент в естественных условиях: осьминогу на нитке опускали пищу, и животное вылезало из воды, чтобы покушать. Затем в половине случаев опускали белый квадрат, и если осьминог вылезал, он получал удар током. Понадобилось 12 проб, чтобы осьминог научился не вылезать к пище с квадратом. Животное помнило этот опыт несколько недель или больше. Возрастные различия: в отличие от позвоночных, у осьминогов взрослые особи учатся быстрее, чем молодые. Если предъявить добычу в стеклянной трубке, то взрослый осьминог пытается взять добычу в течение часа, а молодой — от 6 до 8 часов.

ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ

В эту группу входят хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии и все остальные животные

Хрящевые рыбы: акулы могут ориентироваться по отдельным свойствам объекта: чувствуют запах крови на расстоянии нескольких километров. Существует два вида акул — катраны и кошачьи акулы, сходные по строению, но различные по обучаемости (пропущено).

Рептилии более подвижны, чем амфибии. Появляется кора полушарий — мозг освобождается от непосредственной связи с рецепторами, сигналы переключаются через происходит обобщение информации, поступающей в мозг от разны органов чувств — более полное взаимодействие со средой. Взаимодействие со средой: в пищевом поведении наблюдаются более cложные формы заботы о потомстве. Поведение врожденное, но с опытом модифицируется. Пластичность поведения. В основном изучались черепахи. Они различают форму, вертикальные и горизонтальные полосы (70-80 проб), но задачи на выявление абстрактного признака "неодинаковое" (3 изображение: 2 одинаковых, 1 — отличное) решать не способны. Выучивание одного признака, нет способности к переносу. Опыт не может быть использован для решения других задач того же типа. Лабиринт: черепахи выучиваются проходить 4-6-тупиковый лабиринт, т. к. в природе они сталкиваются с подобными ситуациями (норы). Экстраполяция: преодоление преграды+способность предвидеть направление перемещения корма. Не все — около половины черепах, и сухопутные лучше. Эта группа, по сравнению с амфибиями, более прогрессивная (НС и образ жизни), поэтому способность к научению развита лучше, хотя есть недостатки.

У птиц взаимосвязь со средой более сложная и разнообразная, птицынамного подвижнее, активны круглый год (теплокровность), взаимосвязи в сфере питания определяются темии объектами питания, которые вид использует. У некоторых видов объекты питания — крупные животные, процесс поимки которых оченб сложен. Некоторые птицы научились использовать примитивные орудия для разделывания пищи (кактусы, палочки, камни). Взаимосвязи в сфере заботы о потомстве тоже сложнее. Выбор места для гнезда, охрана территории, выкармливание и обучение птенцов — в этих сферах вррожденные и приобретеные элементы поведения тесносвязаны. Впервые птицы могут обогащать свой опыт через наблюдение. Птенцы стервятников, как только начинают хдить, исслеуют камни. Если подложить яйцо страуса, птенцы начинают бросать в него камни, с каждым разом точнее и сильнее. Это индивидуальное. Дополнение к врожденному поведению: интерес к камням есть и у детенышей, которые развивались без сверстников. Имитационное научение: групповые птицы наблюдают за поведением друг друга, и если одна особь научилась делать что-то новое и полезное, остальные получают опыт через подражание. Пластичность поведения очень высока, ассоциативные связи часто вырабатываются с 1-2 сочетаний, т. к. птицы отличаются большой наблюдательностью, замечают изменения в ситуации и связывают эти изменения с собственными действиями. Помнят выученное гораздо дольше: куры, утки и гуси помнят сигнал о пище около 3 месяцев, врановые помнят выученное от 5 месяцев до 2 лет. Птица различаются по уровню психического развития. Лучше — врановые, попугаи и дневные хищники. Все они питаются разнообразным кормом, и сложные взаимосвязи влияют на. Наиболее примитивные птицы — курицы, наиболее развиты — врановые (с 1го сочетания). Именно у пиц впервые появляется игра, как у молодняка, так и взрослых особей. У молодняка игра тесно связана с особенностями образа жизни. Хищники в игре имитируют охоту, воронята активно играют с предметами, врановые — локомоторная игра, в зависимости от условий обитания. Особенно разнообразна такая игра в условиях города, где птицы могут использовать предметы: катание, отнимание. Локомоторно-манипуляционная игра: ворона кидает по водосточной трубе камень и внизу пытается его поймать. Развито исследовательское поведение (его трудно иногда отличить от манипуляционной игры, т. к. часто одно перерастает в другое). В экспериментальных ситуациях птицы легко обучаются различным инструментальным действиям, эти навыки образуются очень быстро (до 10 сочетаний). Например, голуби учатся дергать за рычаг, чтобы получить пищу. Кроме того, есть способность к различению количество предметов. Способность к ситуационному звукоподражанию (особенно развита у скворцов Майна и попугаев). Птицы способны связывать звуки с обстановкой и в дальнейшем издавать эти звуки в подобной ситуации.

Возможности органов чувств у млекопитающих: исключительная острота органов чувств, способность к различению минимальных концентраций химических веществ, способность к тончайшей зрительной дифференцировки. Обоняние: собаки используются для распознания (обнаружения) преступников по запаху, но способны и к более тонкой дифференцировке: они могут по запаху человеческого волоса (до 5 см), концентрированного на абсорбенте, отличить преступника, могут различить однояйцевых близнецов, могут распознать наличие болезни (шизофрения) у человек, различают индивидуальный запах холоднокровных животных. Зрительные анализаторы: Цариф и умный Ганс — лошади, демонстрировавшие способность разговаривать и решать сложные математические задачи. Выяснилось, что лошади могут научится наблюдать за малейшими непроизвольными движениями человека (руки, ноги, голова), его мимикой, и связывать эти движения с решениями задач, которые ставит животному человек. Взаимосвязи со средой очень разнообразны.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ.

1. Представители.

2. Строение нервной системы.

3. Сенсорные способности.

4. Пространственная ориентация.

5. Особенности предметного восприятия.

6. Высшие формы поведения.

7. Пластичность.

1. Представители.

Основная особенность данной стадии: предметное восприятие.

Головоногие моллюски (осьминоги, кальмары, каракатицы); членистоногие (ракооб-

разные, паукообразные и насекомые).

Движение локомоторные системы - строение мышц, органов чувств и др. самостоя-

тельно.

2. Строение нервной системы.

Особенности:

1) метамернорасположенные ганглии;

2) брюшная нервная цепочка;

3) наличие мощного головного мозга (увеличенный надглоточный ганглий, состоя-

щий из трёх отделов):

а) протоцелебрум - первичный мозг, самостоятельный большой отдел, который

иннервирует органы зрения;

б) дейтоцелебрум - иннервирует усики насекомого;

в) тритоцелебрум - третичный мозг, иннервирует ротовое отверстие насекомого.

В протоцелебруме наблюдаются грибовидные тела (нервные клетки). Они являются

ассоциативным и координирующим центром. С размером головного мозга связана за-

кономерность: чем больше головной мозг, тем сложнее поведение. У пчелы соотно-

шение тела и головного мозга - 1/174, у муравья - 1/250, майский жук - 1/3220.

3. Сенсорные способности и органы чувств.

У насекомых появляется сложный глазосеточный, т. к. состоит из многочисленных

отдельных участков. Каждой сетке соответствует свой глазок - оматидий. Эти глазки

изомерны отдельными пигментными перегородками и функционируют вне зависимо-

сти друг от друга. Следствие возникает мозаичное изображение воспринимаемого

предмета. Выявилось, что насекомые близоруки: чёткое изображение два - три метра

от объекта, на большем расстоянии изображение становится расплывчатым. Насеко-

мые лучше видят подвижные объекты. Для насекомых характерно цветовое зрение.

Видимый ими спектр намного шире, чем у человека, т. к. насекомые видят ультра-

фиолетовое излучение.

Осьминог - у него ствол нервной системы толще, чем у человека, глаз похож на чело-

веческий. Зрение: есть роговица, веки, радужка, хрусталик. Есть приспособления к

видению при сильном и слабом освещении. У него существует бурый пигмент, кото-

рый регулирует характерное явление аккомодации - установка зрения на разные дис-

танции. Удаление либо приближение хрусталика к сетчатке. Вся поверхность особен-

но чувствительна к прикосновению, свету, вкусу, запаху. Особенно чувствительны

щупальца. У них наблюдается орудийная деятельность.

4. Пространственная ориентация.

Фототаксисы насекомых.

Наиболее распространёнными являются тропо, - тело - и мено таксисы - высшие

формы таксисов плюс примитивные таксисы: клино и ортотаксисы (у личинок насе-

комых). Чаще всего у взрослых насекомых встречаются телотаксисы, т. е. движение к

источнику раздражения. Менотаксисы имеют свои варианты. Линдауэр выделил че-

тыре случая менотаксисов:

1. Фиксация источника света является случайной;

2. Врождённая фиксация движения;

3. Фиксации сообщаются особями одного вида друг другу (например, танцы у пчёл).

4. Фиксации выучиваются в индивидуальном порядке - это высшая форма таксисов

миелотаксис ____________- выученная ориентация.

5. Особенности предметного восприятия.

Отдельные предметы на этом уровне играют преимущественную роль. Зачатки пред-

метного восприятия. Долгое время считалось, что насекомые воспринимают признаки

специфического характера, свойственные лишь их образу жизни (например, пчёлы

воспринимают фигуры, которые свойственны цветам). Опыт Гирбергена опровергает

данную точку зрения: пчёлы могут располагать фигуры по графическим признакам

(не только по свойствам характерным среде обитания).

Головоногие моллюски могут различать до сорока шести различных форм предметов,

они могут отличить треугольник от квадрата, маленький квадрат от большого квадра-

та, треугольник от ромба. Именно у головоногих моллюсков появляется предметное

восприятие.

6. Высшие формы поведения данного уровня.

1. Общение (у пчёл существуют системы коммуникаций - танцы, в которых они пе-

редают информацию о месте нахождения пищевого объекта и какой - либо опас-

ности);

2. Ретуальное поведение (ретуализация) - брачное поведение (инстинкт размноже-

ния); агрессивное поведение (инстинкт сохранения);

3. Территориальное поведение - способность создавать и распознавать границы вла-

дений.

Территория биологии - определённая зона более или менее обширная в зависимости

от размеров и образа жизни животного, которое её охраняет и контролирует.

Территориальное поведение, существует у стрекоз - оптически выделяют участок

территории и, отгоняют от него чужих самцов. Территориальное поведение основано

на внутривидовой конкуренции. Основная цель обеспечить пропитание отдельной

особи либо семьи.

7. Пластичность (научение у насекомых).

Научение изначально отрицалось, благодаря, работам Фабри. Фабри, считал, что по-

ведением насекомых управляют лишь инстинкты и насекомые не могут приспосабли-

ваться к новым условиям. Он проводил опыты с одиночно живущими пчёлами. Есте-

ственное поведение пчёл проявлялось в том, что когда они вылетают из гнезда, про-

грызая внешнюю оболочку. Эксперимент: Фабри, создал две группы:

 контрольную - закрыл бумагой гнездо так, что между бумагой и первой оболочкой

гнезда не было пространства (пчёлы прогрызли стенки и выбрались на волю);

 экспериментальная - закрыл бумагой, но так, что был пропуск между первой обо-

лочкой и бумагой (пчёлы прогрызли естественный слой и остались внутри бумажного

конуса), следовательно, животное не может восстановить акт прогрызания при выхо-

де из гнезда (акт научения однократный).

Недостаток эксперимента: стенки бумаги скользкие и в силу устройства челюстного

аппарата пчёлы не могли прогрызть.

Вывод: реально насекомые способны к ассоциативному научению. Роль научения в

поведении насекомых была доказана в танцах пчёл. Многие элементы танца приобре-

таются условно - рефлективным путём.

Опыт Гинбергена с осой доказывает способность к научению у насекомых.

Головоногие моллюски имеют некоторые противоречия способности к научению. С

одной стороны осьминоги - первые животные, которых мог приручить человек (дрес-

сировка) в отличие от насекомых. С другой стороны осьминоги не могут решать за-

дачи элементарного характера по методу обходного пути (преграда) - опыт с осьми-

ногами.

Этот пример говорит о том, что на данной стадии наблюдаются сочетания прогрес-

сивных и примитивных черт психического развития животного. Примитивная черта

- негативизм общения.

Наши рекомендации