Проблема соотношения языка и речи в языкознании
Язык, речь, речевая деятельность: их трактовка в разных лингвистических концепциях и направлениях.
Различие между языком и речью — основополагающий принцип современного языкознания, исходный момент для теоретического описания как отдельного национального языка, так и человеческого языка в целом. Хотя к настоящему времени необходимость разграничения языка и речи признается большинством языковедов, однако в понимании этих сущностей и в критериях их разграничения взгляды специалистов расходятся.
Ф. де Соссюр считал язык и речь двумя сторонами более общего явления — речевой деятельности, которая «будучи одновременно физической, физиологической и психической... помимо того, относится и к сфере индивидуального и социального». Язык, согласно точке зрения Ф. Де Соссюра есть социальная и психическая сторона речевой деятельности, а речь — ее индивидуальная и психофизическая сторона, или «сумма всего того, что говорят люди» в отличие от фон Гумбольдта, который полагал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность», Соссюр утверждал: «Язык не деятельность, а готовый продукт, пассивно регистрируемый говорящим, продукт речи». Он подчеркивал также, что «язык не в меньшей мере, чем речь, конкретен по своей природе».
Л. В. Щерба так же, как и Ф. де Соссюр, выделял речевую деятельность, под которой он понимал «акты говорения и понимания». По мнению ученого, в опыте нам дана только речевая деятельность, а из нее уже «выводится» то, что он называл языковым материалом». В языковой материал входит «совокупность всего говоримого и понимаемого», а также «тексты», т. е. «литература, рукописи, книги». Нетрудно видеть, что у Л. В. Щербы понятие языкового материала близко к понятию, которое названо у Соссюра речью. В отличие от Соссюра у Щербы язык, или языковая система, представляет собой не конкретную, а абстрактную сущность, однако оба языковеда сходились в том, что язык относится к социальным явлениям.
А. И. Смирницкий, анализируя соотношение между языком и речью, обходится без понятия речевой деятельности, однако, по сравнению с Соссюром и Щербой, он вкладывал в общее понятие человеческой речи более широкое содержание. В частности, ученый выделял в речи несколько форм ее существования: а) устную речь, имеющую внешнюю звуковую сторону; б) письменную речь, имеющую внешнюю графическую сторону; в) мысленную речь, которая не имеет реальной внешней стороны. Устная и письменная формы существования речи, по А. И. Смирницкому, составляют ее объективную сторону и относятся к внешней речи, а мысленная речь существует лишь в субъективной форме и представляет собой внутреннюю речь. Совокупность всех компонентов различных произведений речи и собрание закономерностей или правил использования этих компонентов составляют вместе определенную систему, т. е. совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных единиц и отношений между ними. Эта система единиц и является языком». По мнению языковеда, речь представляет собой, в конечном счете «сырой материал исследования», а язык - «предмет изучения, извлекаемый из этого материала»
Ф. де Соссюра, Л. В. Щербу, А. И. Смирницкого объединяет в понимании языка то, что они представляют его абстрагируемым (извлекаемым) из речи продуктом, который и является для языковедов предметом научного описания.
По-другому подходят к соотношению языка и речи исследователи, считающие речь производной от языка, результатом проявления языковой сущности, т. е. рассматривающие язык не как продукт лингвистической деятельности специалистов, а как объективно существующее явление, реализующееся в речи. Так, Т.П. Ломтев отмечает: «Язык представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь. Язык как сущность находит свое проявление в речи». Сущность, лежащую в основе внешне проявляемых актов речи, иногда сравнивают с устройством и набором единиц. Само устройство и набор единиц при такой аналогии представляют собой язык, а результатом работы этого устройства (например, лента с изображенными на ней комбинациями знаков) в этом случае является речь. Другие исследователи различают продукт, порождаемый языковым устройством, и процесс порождения. Конечный продукт, производимый деятельностью языка, называется текстом, а процесс порождения — речью. Текст может проявляться в устной и письменной формах. Устройство (язык), порождающее речь, обеспечивает не только ее производство, но и ее понимание.
Принимая во внимание приведенные выше толкования языка и речи, а также мнения различных школ, занимающихся языкознанием, можно сделать вывод, что и язык порождает речь, и речь порождает язык, и что обе эти субстанции не могут существовать друг без друга. Язык – это нечто общее и социальное, содержащееся в сознании людей и усвоенное с детства. В тоже время речь – это нечто индивидуальное, реализация (материальное воплощение) всего того, что мы усвоили. Речь линейна и направлена, язык – нейтрален и нелинеен. Язык и речь – два неотъемлемых аспекта речевой деятельности, которая играет роль отправителя и получателя коммуникативного сообщения. Но надо также помнить, что язык и речь не соотносятся симметрично, т.к. в речи могут проявляться особенности индивида, что может, в свою очередь, привести к нарушению норм языка.