Управление стрессовыми ситуациями
В процессе жизнедеятельности надо постоянно помнить, что эмоции даны человеку, а не он отдан им во владение, что чувствами можно управлять, а их последствия – контролировать.
Стрессовые ситуации обычно возникают стихийно, и развиваются по нарастающей. Однако это совсем не значит, что они не поддаются влиянию. Стрессовыми обстоятельствами не только можно, но и должно управлять.
При изучении управления стрессовыми ситуациями рассматриваются четыре следующих вопроса:
1. Сущность стресс-менеджмента;
2. Профилактика стрессов;
3. Выход из стресса;
4. Послестрессовая реабилитация.
Стресс-менеджмент – это целенаправленное влияние на возникновение, развитие и разрешение стрессовых ситуаций.
Руководителю не следует пускать на самотёк обстоятельства, создающие психологические напряжения в коллективе. Необходимо внимательно следить за развитием ситуации, и особенно за появлением возможных стрессов. Такой психологический мониторинг позволяет руководителю вмешиваться в ситуацию на ранних этапах возникновения негативных процессов.
Для руководителя стресс-менеджмент заключается в деятельности по двум направлениям. Во-первых, необходимо воздействие на внутренний мир сотрудников, с целью антистрессового влияния на них. Такое влияние может быть направлено как на недопущение стресса, так и на выход из него.
Стресс-менеджмент не ставит своей задачей полное недопущение стресса. В зависимости от ситуации, отдельным людям может быть даже полезно погружение в умеренный стресс. Это происходит тогда, когда лёгкая форма стресса повышает активность и работоспособность, улучшает внимание и эмоциональную насыщенность жизнедеятельности.
Основными направлениямистресс-менеджмента в коллективе являются: профилактика стрессов; выход из стресса; послестрессовая реабилитация. Рассмотрим эти направления более подробно.
Профилактика стрессов в коллективе состоит в недопущении возникновения и развития стрессовых ситуаций. Профилактика состоит из трёх элементов: избегание, блокирование стрессов, развитие стрессоустойчивости.
Избегание стрессов заключается в предупреждении попадания людей в проблемные ситуации, приводящие к стрессу. С этой целью используется наблюдение и анализ хода событий. Это позволяет своевременно уйти от проблем, которые могли бы спровоцировать стресс.
Непопаданию в стресс способствует мудрое отношение к собственной жизни. В любой ситуации существует выход и выбор. Сложная ситуация проверяет человека на прочность – выдержит или нет. К элементам мудрого отношения к жизни можно отнести:
– постоянно ставить и добиваться жизненных целей, жить полной жизнью в каждый момент. Несмотря на сложности жизни, надо жить, а не существовать: жить каждый день, каждый час отпущенной жизни;
– уметь отличать главное от второстепенного, подходить к проблеме с разных сторон. Надо видеть многоплановость возникающих проблем, уметь взглянуть на них с разных сторон и позиций;
– знать меру возможного воздействия на события, т.е. быть реалистичными в оценке как собственных возможностей, так и сложившейся ситуации;
– воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в субъективном воображении, готовить себя к любым нео-жиданностям;
– стараться понимать окружающих, видеть положительный опыт свой и чужой, уметь извлекать уроки из всего происходящего.
Избеганию стресса помогает прогнозирование стрессогенных факторов индивидуальной жизни и принятие заблаговременных мер:
самонаблюдение и тестирование для обнаружения угрозы стресса;
ознакомление с литературой по стрессу и опытом профилактики;
создание эффективной среды поддержки – семьи, друзей, окружения;
формирование волевых качеств – настойчивости, выдержки;
физическая активность – нагрузки, упражнения, спорт.
Блокирование стрессов заключается в своевременном выявлении причин возможного стресса, и их устранении. Если это не удается, следует минимизировать причины до такой степени, чтобы они оказались недостаточными для чрезмерного стресса.
Успешно блокировать стрессоры руководитель может посредством создания общей обстановки успешной и комфортной профессиональной деятельности. Она может состоять из следующих мер: каждому по способностям; от каждого по потребностям; чёткое распределение функций; создание атмосферы творчества.
Каждому по способностям – это распределение рабочих заданий с учётом особенностей и квалификации сотрудников. При этом каждому сотруднику предоставляется высокая профессиональная самостоятельность, в рамках имеющихся возможностей.
От каждого по потребностям – это предоставление работникам права выбора заданий, даже отказа от некоторых из них, если на то есть достаточные основания. Если производственная необходимость всё же требует нежелательного исполнения, следует это убедительно разъяснить.
Чёткое распределение функций – это установление конкретных зон полномочий, ответственности и производственных заданий. При этом для общего контроля над ситуацией обычно используется обратная связь.
Создание атмосферы творчества – это поддержка инициативы подчинённых, эффективная система мотивации, доверие к наиболее квалифицированным сотрудникам.
Развитие стрессоустойчивости индивида состоит в понижении его эмоциональной реакции на возникающие проблемы. Если реакция недостаточно интенсивна, стресс не наступает.
В 1970-е годы в Советском Союзе, как протест молодёжи против «застойной» действительности, возникали многочисленные «неформальные» объединения. В тогдашнем Ленинграде появилось движение «дофенистов» – молодых людей, которых ничто не интересует («всё до фени»).
Повышение общей устойчивости организма к стрессу может быть достигнуто следующими факторами: психологическими, физиологическими и биологическими.
Психологические факторы противостояния стрессу заключаются в психокоррекции, аутогенных тренингах, гипнозе. Психологические факторы позволяют изменить отношение к стрессорам, то есть существенно понизить интенсивность эмоциональной реакции на раздражители, не допустить эскалации стрессовой ситуации.
Физиологические факторы повышения стрессоустойчивости – это здоровый образ жизни, физическая культура, физические нагрузки, закаливание организма. Здоровый человек значительно меньше подвержен стрессу, чем снедаемый недугами.
Биологические факторы повышения стрессоустойчивости связаны с получением организмом биологически активных веществ, витаминов, микроэлементов. Это связано не с медикаментозными методами, а с правильным режимом питания и здоровым пищевым рационом.
Своевременно подготовиться к стрессовому событию, и ослабить его негативное влияние может помочь комплекс следующих специальных мер:
получение достоверной информации о возможности (вероятности) наступления негативного события;
продумывание предупреждения конкретных возможных жизненных опасностей, или, по крайней мере, их смягчения;
проявление выдержки – не делать скоропалительных преждевременных выводов, не принимать решений сгоряча, в состоянии нервозности, до начала ожидаемых отрицательных событий. Не следует допускать непродуманных действий в преддверии событий, так как это может лишь усугубить ситуацию.
Индивидуальные методы профилактики – противострессовая «переделка» дня, первая помощь при начале стресса, аутоанализ личного стресса – представлены в приложении 15.
Выход из стресса используется тогда, когда профилактические меры не дали результата, и стресс произошел. Существуют психологические и физиологические приёмы выхода (таблица 5.3).
Психологическими приёмамивыхода из стресса являются следующие: временное признание поражения; понижение субъективной значимости проблемы; переключения внимания; создание новых ценностей.
Временное признание поражения. Этот приём заключается в смирении и специальной деятельности. Для его реализации необходимо использовать специальный алгоритм действий:
1) отказ от немедленного решения проблемы;
2) извлечение уроков из постигшей неудачи;
3) перегруппировка сил для новых, более эффективных действий;
4) постановка новых сроков решения, либо новой задачи.
Понижение субъективной значимости проблемы. Как отмечалось выше, к стрессу приводит не собственно проблема, а отношение человека к ней, его реакция на раздражитель. Следовательно, можно решать проблему, а можно понизить её субъективную значимость.
Хороший эффект даёт концентрация внимания не на результате, а на анализе причинно-следственных связей возникшей проблемы. Полезно сосредоточить внимание на тактических приёмах и деталях мер противодействия. Это оттесняет значимость проблемы на второй план.
Важнейший способ понижения субъективной значимости проблемы – это активизация чувства юмора. Смех приводит к падению тревожности. Когда человек смеется, его психика и мышцы расслабляются (релаксируются), а общая жизнедеятельность нормализуется.
Переключение внимания. Стресс создаётся за счёт концентрации мыслей человека на неудаче. Но любая проблема не может охватывать весь спектр жизнедеятельности человека. Есть и другие сферы, которым необходимо и внимание, и активность. Переключение своей деятельности на другую область, особенно такую, где достигнут успех, или сделано благородное дело, позволит компенсировать напряжение от неудачи.
Создание новых ценностей взамен проблемных.Стресс часто вызывается тем, что не удалось достигнуть важнейших для себя целей, решить значимые задачи. Однако на данную ситуацию можно посмотреть и по-другому. Неудача принесла новый опыт, даже если он отрицательный. На основании этого можно ставить перед собой более высокие цели. Выстраивание для себя планов достижения новых ценностей естественным образом затмевает старую неудачу.
Для выхода из чрезмерного стресса на работепсихологией выработан комплекс специальных мер:
разработка системы приоритетов в работе. Оценивать свою работу можно следующем образом: «необходимо сделать сегодня», «сделать позднее, но на этой неделе», «сделать когда будет время». Надо научиться говорит «нет» в случаях полной загрузки и нереаль-ности взять на себя дополнительные дела. Своему руководителю в этом случае надо аргументировано объяснить свою загрузку, назвав находящиеся в работе дела и показав их объём;
налаживание эффективных и взаимоуважительных отношений с непосредственным начальником, проявив и показав ему свой профессионализм, трудолюбие и ответственность. Следует видеть не только свои трудности, но и проблемы своего начальника, и помогать ему;
разъяснения начальнику и коллегам, при возникновении противоречивых требований (конфликт ролей). Следует делать разъяснения при получении неясных заданий (неопределённость ролей); при потере в работе интереса либо творческой составляющей; осуществлять поиск путей удовлетворения от работы;
нахождение возможностей для регулярного отдыха, расслабления, снятия эмоциональных напряжений. Необходимо использовать перио-дическое обращение к приятным мыслям и образам, осуществлять смену обстановки и видов занятий.
Физиологические приёмы выхода из стресса заключаются в искусственном изменении жизнедеятельности основных систем организма. Наиболее распространёнными приёмами выхода являются: релаксация, концентрация, ауторегуляция.
Релаксация – это комплекс специальных упражнений, позволяю-щий снять физическое напряжение организма. Кстати, наступившая физиологическая разрядка, как правило, способствует и последующему снятию психического напряжения.
Концентрация – это избавление от состояния растерянности и напряжённости из-за забывания чего-то (фамилии, детали). Кон-центрация обычно выполняется по собственной команде человека, которая даёт указание сознанию кратковременно сосредоточиться на определённом слове или счёте. Как правило, это позволяет очень быстро восстановить выпавшую из памяти мысль, и снять возникшее в связи с забыванием эмоциональное напряжение.
Ауторегуляция обычно осуществляется через нормализацию дыхания. Стресс, как правило, нарушает нормальное дыхание, даже если сам человек этого не замечает. Человек имеет возможность, сознательно управляя своим дыханием, использовать его для успокоения.
Процесс нормализации дыхания, при его правильном применении, благотворно действует на снятие напряжения, как мышечного, так и психического.
Таблица 5.3 – Приёмывыхода из стресса
Приём | Содержание (элементы) |
Психологические приёмы | |
1. Временное признание поражения | Отказ от немедленного решения; извлечение уроков; перегруппировка сил; постановка новых сроков |
2. Понижение субъективной значимости проблемы | Сдержанная реакция Анализ причин Чувство юмора |
3. Переключения внимания | Включение в деятельность в успешной сфере |
4.Создание новых ценностей | Постановка более высоких целей |
Физиологические приёмы | |
1. Релаксация | Комплекс упражнений |
2. Концентрация | Команда на сосредоточение |
3. Ауторегуляция | Нормализация дыхания |
Каждый изложенный приём выхода из стресса содержит свой комплекс специальных упражнений, успешно разработанных и хорошо описанных в специальной литературе. Этот комплекс достаточно легко усвоить.
Польза от специальных упражнений в вопросах выхода из стресса может быть очень весомой.
Методика освоения релаксации, концентрации и ауторегуляции дыхания представлена в приложении 15.
Послестрессовая реабилитация – это восстановление потраченных внутренних ресурсов организма после выхода из стресса. Восстановлению способствуют два вида деятельности: загрузка работой и заботой.
Загрузка работой означает погружение в работу «с головой». Постоянная и высокая (интенсивная) занятость не оставляет времени для новых воспоминаний о стрессе: понесенных потерях и пережитых неудачах. Тем самым стрессовая ситуация, отодвигаясь в прошлое, со временем теряет свою остроту, а жизненные силы постепенно восстанавливаются.
Загрузка заботой связана с ответственностью человека за кого-то или за что-то. Если такой заботы нет, её надо принять на себя добровольно. Надо найти человека, которому нужна помощь, и проявить свою заботу о нём.
Можно найти ответственное дело, имеющее социальную значимость, и сосредоточиться на и его выполнении.
Помогая другим, человек, как существо социальное, испытывает положительные эмоции. Это очень способствует «заживлению ран», нанесенных стрессом.
Итак, стресс-менеджмент заключается в управлении стрессовыми ситуациями: профилактике, выходе из стресса и последующей реабилитации.
Профилактика стрессов направлена на недопущение и развитие (эскалацию) эмоциональных напряжений. Профилактика состоит из следующих мер: избегания, блокирования стрессов и развития стрессоустойчивости.
Выход из стресса заключается в преодолении или разрешении стрессовой ситуации. Психологическими приёмами выхода из стресса являются: временное признание поражения; понижение субъективной значимости проблемы; переключение внимания; создание новых ценностей. Физиологическими приёмам выхода являются релаксация, концентрация и ауторегуляция.
Послестрессовая реабилитация состоит в восстановлении внутрен-них резервов организма после выхода из стресса. Восстановлению резервов способствуют два вида деятельности: загрузка работой и заботой.