Групповой несчастный случай на производстве

с числом погибших 5–14 человек

В состав комиссии, указанной в п. 3.2.1 включаются также:

- представители федеральной инспекции труда;

- представители федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности (министерства, комитета);

- представители общероссийского объединения профессиональных союзов.

Председателем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда. Приказ о создании комиссии и о ее составе издает работодатель.

А при несчастных случаях на опасных производственных объектах, подконтрольных Госгортехнадзору, приказ о составе комиссии издает руководитель этого адзора, а лица, указанные выше, – входят в состав комиссии.

Групповой несчастный случай

С числом погибших 15 и более человек

Расследование проводится комиссией, назначаемой Правительством РФ.

Порядок расследования несчастных случаев,

О которых не было своевременно сообщено

В соответствии с п. 20 части III Положения несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенных лиц в течение одного месяца со дня поступления заявления.

Порядок расследования несчастных случаев,

Которые перешли из категории легких в категорию тяжелых

(со смертельным исходом)

По ст. 230 ТК несчастные случаи на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, дополнительному расследованию не подлежат, а только передается сообщение о них в соответствующую Государственную инспекцию труда, а о страховых случаях – в исполнительный орган страховщика; в соответствующий профсоюзный орган, а если несчастный случай произошел на объектах поднадзорных Госгортехнадзору – в этот орган.

БИЛЕТ №24.

24. Общая характеристика и классификация ЧС.

Под источником ЧС понимают опасное природное явление, опас-ное техногенное происшествие(аварию) или широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и расте-ний. Источником ЧС может быть и применение современных средств по-ражения при ведении военных действий(ГОСТ Р22.0.02-94. БЧС. Терми-ны и определения основных понятий.).

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной терри-тории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ок-ружающей природной среде, значительные материальные потери и нару-шение условий жизнедеятельности людей(Федеральный закон от21.12.94 №68-ФЗ«О защите населения и территорий от ЧС природного и техно-генного характера»).

Основные причины возникновения ЧС:

– внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация

персонала, проектно-конструкторские недостатки, физический и мораль-ный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

– внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи

электроэнергии, газа, воды, технологических продуктов, терроризм, вой-ны.

От каких бы причин не возникали ЧС, они отрицательно воздейст-вуют на природу и человека.

БИЛЕТ №25.

25. Основные способы и принципы защиты человека при ЧС.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций — это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.
Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
• риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;
• предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.
Комплекс мероприятий по защите населения включает: оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях; эвакуационные мероприятия; меры по инженерной защите населения; меры радиационной и химической защиты; медицинские мероприятия; подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Основные мероприятия, проводимые органами, специально уполно-моченными решать задачи ГО и ЧС(органами управления), и силами еди-ной системы па территориях субъектов РФ и муниципальных образований.

В режиме повседневной деятельности:

– изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;

– сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожар-ной безопасности;

– планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

– подготовка населения к действиям в ЧС;

– пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от

ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

– руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

– проведение в пределах своих полномочий государственной экспер-тизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

– осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

– проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, ма-териальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;

– введение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

В режиме повышенной готовности:

– усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;

– ведение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

– непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

– принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случаи их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;

– уточнение планов действий(взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;

– приведение при необходимости сил и средств единой системы в го-товность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и орга-низация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

– восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;

– проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В режиме чрезвычайной ситуации:

– непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;

– оповещение руководителей всех уровней, а также населения о возникших ЧС;

– проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

– организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;

– непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

– организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

– проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

Таким образом, для решения задач предупреждения и ликвидации

ЧС, снижения возможных потерь населения, ущерба экономике и природной среде в случае их возникновения в Российской Федерации создана и действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС).

БИЛЕТ №26

26. Оценка химической опасности при ЧС.

Оценка химической обстановки- это определение масштаба и характера заражения отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, анализ их влияния на деятельность объектов, сил ГО и населения.

Оценка химической обстановки включает определение:

    • размеров зон химического заражения;
    • времени подхода зараженного воздуха к определенному рубежу (объекту);
    • времени и поражающего действия (ОХВ);
    • выбора наиболее целесообразных вариантов действий, при которых исключается поражение людей.

Основными характеристиками химического заражения являются масштаб, длительность и опасность.

Масштабы химического заражения определяются площадью очага химического поражения и зоны химического заражения, то есть район (участок) местности, зараженный аэрозолем и каплями отравляющего вещества, a также зона распространения облака 0В.

Длительность химического заражения зависит от:

  • масштабов применения химического оружия,
  • типа отравляющего вещества, характера и степени заражения,
  • метеорологических условий и местности.

Длительное химическое заражение объектов и прилегающей местности изнуряет и значительно снижает работоспособность людей, т.к. вынуждает их использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Опасность химического заражения в зависимости от примененного типа 0В, метеоусловий и времени года может быть различной. Оценивается опасность возможными потерями людей на площади очага химического поражения и зоны химического заражения.

БИЛЕТ №27.

27. Устойчивость промышленных объектов.

Подустойчивостью работы промышленных объектовпонимают способность объекта выпускать установленные виды продукции в объёмах и номенклатуре, предусмотренных соответствующими планами в условиях ЧС, а также приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения, способность выполнять свои функции, сохранение работоспособности в ЧС.

До разработки организационно-технических мероприятий, повышающих устойчивость технических систем и объектов, проводят исследование устойчивости конкретного объекта.

1 этаписследования – анализируют устойчивость и уязвимость его элементов в условиях ЧС, оценивают опасность выхода из строя или разрушения элементов или всего объекта в целом. На этом этапе анализируют:

- надёжность установок и технических комплексов;

- последствия аварий отдельных систем производства;

- распространение ударной волны по территории предприятия при взрывах со судов, коммуникаций, ядерных зарядов и т.п.;

- распространение огня при пожарах различных видов;

- рассеивание веществ, высвобождающихся при ЧС;

- возможность вторичного образования токсичных, пожаро-, взрывоопасных смесей и т.п..

Оценка может производится с применением различных методов анализа повреждений и дефектов, в том числе и с построением дерева отказов и дерева событий.

2 этаписследования – разрабатывают мероприятия по повышению устойчивости и подготовке объекта к восстановлению после ЧС. Эти мероприятия составляют основу плана-графика повышения устойчивости объекта. В плане указывают объём и стоимость планируемых работ, источники финансирования, основные материалы и их количество, машины и механизмы, рабочую силу, ответственных исполнителей, сроки выполнения и т.д..

Наработоспособностьпромышленного объекта оказывают негативное влияниеспецифические условия:

1. Район расположения объекта – он определяет уровень и вероятность воздействия опасных факторов природного происхождения (сейсмовоздействие, сели, оползни, грозы, ливни и т.д.);

2. Характер застройки – (структура, тип, плотность) окружающие объект смежные производства, транспортные магистрали, условия местности;

3. Участки, где может возникнуть вторичные факторы поражения – емкости с ЛВЖ и СДЯВ, склады ВВ, взрывоопасные технологические установки, технологические коммуникации, разрушение которых может привести к взрыву, пожару, загазованности; аммиачные установки и др.;

4. Технологичность процесса– изучается с учетом специфики производства на время ЧС.

БИЛЕТ №28.

28. Обучение безопасным методам труда. Виды и порядок проведения инструктажей.

Безопасные методы труда– методы, позволяющие создать условиятруда, исключающие производственный травматизм и возникновение профессиональных заболеваний.

Работающий должен быть обучен безопасным приемам работы, обя-зан уметь правильно оценить производственную обстановку, своевременнозамечать и устранять опасности. Порядок и виды обучения безопасности труда регламентируются ГОСТ12.0.001-90 «Организация обучения безо-пасности труда. Общие положения». Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом попредприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях– на руководителя подразделения. Своевременность обу-чения контролирует отдел охраны труда или инженерно- технический ра-ботник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя.

Обучение завершается экзаменом по безопасности труда. Рабочие, связан-ные с выполнением работ повышенной опасности, а также объектов, под-контрольных органам государственного надзора, должны проходить пе-риодическую проверку по безопасности труда. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторнуюпроверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной про-верки он к самостоятельной работе не допускается. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют за-нятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

Инструктажи по характеру и времени подразделяют следующие ви-ды:

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии, с временными работниками, командированными, учащимися и студента-ми, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с

учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных или прак-тических работ. На предприятии вводный инструктаж проводит инженер по охране труда, а с учащимися в учебных заведениях– преподаватель.

После окончания инструктажа делают запись в журнале регистрации ввод-ного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструк-тирующего.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, временными работниками, со студентами и учащимися, прибывшими на практику и при проведении практических за-нятий в учебных классах, лабораториях.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работ-ником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квали-фикации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже од-ного раза в полугодие. Проводят его индивидуально или с группой работ-ников, обслуживающих однотипное оборудование, по программе первич-ного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводят:

1. При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменения к ним.

2. При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, ис-ходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безо-пасность труда.

3. При нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести к травме, аварии, взры-ву или пожару, отравлению.

4. По требованию органов надзора.

5. При перерывах на работе– для работ, к которым предъ-являют дополнительные(повышенные) требования безопасности труда– более чем на30 календарных дней, а для остальных работ– 60 дней.

Целевой инструктаж проводят при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; при органи-зации массовых мероприятий с учащимися(экскурсии, походы).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ(мастер, пре-подаватель). Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой зна-ний. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельнойработе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторно-го, внепланового, работник, проводивший инструктаж, делает запись вжурнале регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину егопроведения. Целевой инструктаж фиксируется в наряд-допуске или другой доку-ментации, разрешающей производство работ.

БИЛЕТ №29.

29. Средства индивидуальной защиты работающих.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) являются одной из мер предупреждения неблагоприятного воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов. Обеспечение работающих надежными и эффективными СИЗ способствует повышению безопасности труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Эффективность использования средств индивидуальной защиты во многом зависит от правильного их выбора и эксплуатации. При выборе СИЗ необходимо учитывать конкретные условия производственного процесса, вид и длительность воздействия на работающих опасного и вредного производственного фактора, а также индивидуальные особенности работающих. Только правильное применение средств индивидуальной защиты может обеспечить максимальный защитный эффект от их использования на рабочих местах. Для этого работники предприятий и организаций должны знать ассортимент и назначение СИЗ.

Согласно ГОСТ 12.4.011—89 «ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация.» все СИЗ в зависимости от назначения подразделяют на следующие классы: изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, одежда специальная защитная, средства защиты ног, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты глаз, средства защиты органа слуха, средства защиты от падения с высоты и другие предохранительные средства, защитные дерматологические средства, средства защиты комплексные.

Специальная одежда, специальная обувь и СИЗ рук в соответствии с ГОСТ 12.4.103—83 «ССБТ. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация»классифицированы по защитным свойствам с установлением соответствующих условных обозначений.

Все средства индивидуальной защиты выдаются работающим бесплатно на основании Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Наши рекомендации