Психодиагностическая норма
Цель нормализации тестовых показателей - возможность определения индивида в ряду признаков; соотношение показателей различных тестов; возможность математической обработки данных.
Расчет тестовых норм – критерий, по которому интерпретируются индивидуальные данные.
Необходимо различать понятие нормы вообще и нормы в психодиагностике. В психологической норме есть некий качественный критерий, нормы с позиции психологии развития как критерий развития в определенном возрасте. Нормы в психодиагностике максимально формальны и рассчитываются статистически. Так как ни один тест не объясняет его выполнение, поэтому за диагностической не нормой не стоит не норма в психологии.
Схема стандартизации.
Обработка результатов > итоговый балл («сырая» оценка выполнения теста) > перевод в стандартные оценки, в «некоторую относительную меру» (А.Анастази, С.Урбина, 2001). В результате, полученные стандартные оценки выражают один из двух основных аспектов: 1) достигнутый уровень развития или 2) относительное положение индивида в определенной группе.
Виды диагностических норм.
Статистические нормы.
СН – нормы, которые рассчитываются на выборке стандартизации с помощью методов математической статистики.
Разработка статистических норм осуществляется путем проведения методики на достаточно большой репрезентативной выборке (выборке стандартизации) того типа, для которой данная методика предназначена. Индивидуальные показатели сравниваются со среднестатистическими показателями по тесту, полученными на выборке стандартизации.
В основе разработки статистических норм лежит гипотеза о нормальном распределении измеряемого признака (аналогично антропометрическим характеристикам, таким, как рост, вес и пр.). В связи с этим, распределение тестовых показателей также должно стремиться к нормальному.
При нормальном распределении все изучаемые величины находятся в пределах х ср. ± 5о\ Результаты в пределах х ср.±о показывают границы наиболее характерной, представительной части распределения, т.е. являются границами нормы (68%). Остальное - ниже (выше) нормы, или значительно ниже (выше) нормы.
Процентилъные нормы.
Процентиль - процент испытуемых из выборки стандартизации, которые получили равный или более низкий балл, чем балл данного испытуемого.
Например, если 28 % людей правильно решат не более 15 задач в арифметическом тесте, то первичному показателю 15 соответствует 28-й процентиль (Р28). Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке стандартизации. Их также можно рассматривать, как ранговые градации, общее число которых равно 100, с той лишь разницей, что при ранжировании принято начинать отсчет сверху, т. е. с лучшего члена группы, получающего ранг 1. В случае же процентилей отсчет ведется снизу, поэтому чем ниже процентиль, тем хуже позиция индивида.
50-й процентиль (Р50) соответствует медиане — одному из показателей центральной тенденции. Процентили свыше 50 представляют показатели выше среднего, а те, которые лежат ниже 50, — сравнительно низкие показатели. 25-й и 75-й процентили известны также под названием 1-го и 3-го квартилей, поскольку они выделяют нижнюю и верхнюю четверти распределения. Как и медиана, они удобны для описания распределения показателей и сравнения с другими распределениями [10, т. 1].
Процентили не следует смешивать с обычными процентными показателями. Последние являются первичными показателями и представляют собой процент правильно выполненных заданий, тогда как процентиль — это производный показатель, указывающий на долю от общего числа членов группы. Первичный результат, который ниже любого показателя, полученного в выборке стандартизации, имеет нулевой процентильный ранг (Ро). Результат, превышающий любой показатель в выборке стандартизации, получает процентильный ранг 100 (Р100). Эти процентили, однако, не означают нулевого или абсолютного результата выполнения теста.
Процентильные показатели обладают рядом достоинств, в частности:
♦ их легко рассчитать и понять даже сравнительно неподготовленному человеку;
♦ их применение достаточно универсально и подходит к любому типу тестов.
Однако недостаток процентилей - это существенное неравенство единиц отсчета в том случае, когда анализируются крайние точки распределения. При использовании процентилей (как уже отмечалось выше) определяется только относительное положение индивидуальной оценки, но не величина различий между отдельными показателями.
Стандартные показатели.
Стандартизация теста – расчет стандартных показателей («сырые» баллы переводятся в некоторую относительную меру, перевод «сырых» оценок к другому масштабу).
Цели стандартизации:
1. Возможность определения индивида в ряду выраженности признака (цель актуальна и для других видов статистических норм).
2. Возможность сравнивать или сопоставлять показатели по разным тестам.
3. Удобство математической обработки данных.
Выражают отличия индивидуального результата от среднего в единицах отклонения соответствующего распределения.
Переход к другому масштабу может осуществляться двумя способами:
а) линейное преобразование (распределение «сырых» баллов нормальное, перевод осуществляется для удобства);
б) нелинейное преобразование (распределение «сырых» баллов не соответствует нормальному, осуществляется предварительная нормализация показателей).
К стандартным шкалам в психодиагностике относят: шкалу IQ, шкалу стенов, стэнайнов, Т-шкалу.
Стенайны: распределение результатов по 9 уровням (по нормальному распределению).
I - 4%, П - 7%, Ш - 12%, IV - 17%, V - 20%, VI - 17%, VII - 12%, VIII - 7%, IX - 4% крайние группы (1 и 2, 8 и 9 являются по идее однородными), (тест Амтхауэра)
Стены: распределение по 10 уровням (16PF Кеттелла)
IQ - коэффициент интеллекта
Т - шкала Маккола (ММРI)
По мнению А.А.Бодалева, В.В.Столина, выбор статистической модели распределения - законный произвол психометриста, пока сам тест выступает в качестве единственного эталона измеряемого свойства. Необходимо тщательно следить за соответствием сферы применения диагностических норм той выборке испытуемых, на которой они были получены.
Критериальные нормы.
В качестве эталона выступает внешний по отношению к тесту, целевой критерий. Особое значение критериальный подход имеет в таких областях практики, где высокие результаты могут дать узкоспециализированные методики, например, в обучении.
В качестве примера внешнего критерия можно рассмотреть понятие социально-психологического норматива, введенного К.М.Гуревичем. Под социально-психологическим нормативом понимают объем требований общества к психическому развитию каждого из его членов.
Так, социально-психологический норматив по отношению к умственному развитию школьников содержится в требованиях образовательных программ. Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивидуальных или групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представляется в тесте (а это полный набор знаний). В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. Имеется разработанная схема представления групповых количественных данных.
Для анализа данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100 %-ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:
1) наиболее успешные — 10%;
2) близкие к успешным — 20 %;
3) средние по успешности — 40 %;
4) мало успешные — 20 %;
5) наименее успешные — 10%.
Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат — процент выполненных каждой из подгрупп заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности.
Выборка стандартизации.При разработке и применении любой точки отсчета следует обращать особое внимание на выборку испытуемых, на которой проводится стандартизация диагностической методики. В математической статистике принято различать такие понятия, как генеральная совокупность (популяция) и выборка.
Всякая большая совокупность людей, которую хотели бы исследовать или относительно которых собираются делать выводы, называется генеральной совокупностью.
Выборка— это часть или подмножество совокупности. Проводить исследование всей популяции не принято. Обычно из нее выделяют группу людей — выборку стандартизации — которая реально подвергается тестированию, и с ее помощью оценивается генеральная совокупность. Чтобы оценки носили достоверный характер, выборка должна быть репрезентативна, представительна рассматриваемой популяции, т. е. ее вероятностные свойства должны совпадать или быть близкими к свойствам генеральной совокупности.