Психологически обусловленные проблемы профессионального образования
Предисловие
Психология профессионального образования
изучает феноменологию становления личности, пси-
хологические закономерности профессионального
обучения, воспитания и развития, а также возраст-
ные особенности субъектов профессионального об-
разования.
Отечественная психология располагает значитель-
ным объемом знаний по психологии профессиональ-
ного образования, рассредоточенных по различным
прикладным отраслям педагогики и психологии
(профессиональная педагогика, методика профессио-
нального обучения, психология труда, возрастная и
педагогическая психология).
Психология профобразования является комплекс-
ной учебной дисциплиной. В качестве ее системооб-
разующего фактора мы избрали профессиональное
становление личности. Поскольку оно в основном
охватывает стадии взрослости, обучению и развитию
в этом возрастном периоде в учебном пособии уделе-
но большое внимание. Долгие годы в отечественной
и зарубежной психологии к взрослости относились
как к периоду «психической окаменелости» {Э. Кла-
паред) и утраты способности к обучению и развитию.
Непрерывное (последипломное) профессиональное
образование позволяет преодолеть психологические
ограничения и пределы профессионального разви-
тия личности, способствует наиболее полной само-
реализации и достижению вершин профессиональ-
ной зрелости. Естественно, что этому уделено значи-
тельное внимание в учебном пособии.
В настоящее время в профессиональном образо-
вании утверждается новая парадигма — личностно
ориентированная. Ее обучающие, воспитывающие и
развивающие возможности также представлены в
книге.
Продуктивное осуществление профессионально-
го образования во многом обусловлено личностью
педагога, и, конечно, психологические особенности
его деятельности стали предметом анализа в учебном
пособии.
Эти концептуальные положения определили сле-
дующую структуру книги:
1. Введение в психологию профессионального об-
разования.
2. Феноменология становления личности.
3. Психолого-педагогические основы профессио-
нального образования.
4. Личностно ориентированное профессиональ-
ное образование.
5. Психология профессионального обучения,
воспитания и развития.
6. Деятельность и личность педагога профессио-
нальной школы.
При работе над книгой автор опирался на иссле-
дования отечественных педагогов и психологов по
проблемам профессионального образования, собст-
венный анализ, ориентируя данные психологии на
конкретную практическую деятельность. Вполне ес-
тественно, что эти ученые с разных позиций рассмат-
ривают проблемы профессионального образования.
Автор счел правильным не вдаваться в дискуссию по
поводу разночтений в трактовке профессионального
образования, а предложить свое понимание психоло-
гических особенностей и закономерностей этого
вида образования.
В учебном пособии отражены также идеи и иссле-
дования педагогов и психологов Уральского государ-
ственного профессионально-педагогического уни-
верситета: Н. С. Глуханюк, Г. В. Икрина, Ф. С. Исма-
гиловой, Г. М. Романцева, Е. В. Ткаченко, И. И. Ха-
сановой, О. Н. Шахматовой.
Автор выражает признательность своим уважае-
мым коллегам Е. А. Ушаковой и В. Э. Багиной за
огромную работу по редактированию и подготовке
книги к изданию.
Раздел I
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 1
Психология профессионального образования — новая отрасль прикладной психологии
Психологически обусловленные проблемы профессионального образования
В современной психологической науке психология
профобразования как самостоятельная отрасль не
представлена, термин «психология профессионально-
го образования» не применяется. Психологически
обусловленные проблемы профессионального обра-
зования рассматриваются педагогической психоло-
гией, психологией труда, возрастной психологией и
акмеологией. В настоящее время назрела необходи-
мость выделения новой отрасли прикладной психо-
логии — психологии профессионального образова-
ния. Обоснуем это положение.
Рассмотрим психологически обусловленные проб-
лемы профессионального образования. В современ-
ных социально-экономических условиях актуальным
стало непрерывное образование, сопровождающее
человека в течение всей его жизни. В этом непрерыв-
ном процессе традиционно выделяют системы обще-
го и профессионального образования. Система про-
фессионального образования включает подсистемы
допрофессиональной трудовой подготовки школь-
ников, начальной, средней, высшей профессиональ-
ной подготовки молодежи, а также последипломного
образования специалистов. Особо следует подчер-
кнуть, что сегодня профессиональное образова-
ние определяется как процесс и результат профес-
сионального становления и развития личности че-
ловека'.
Профессиональное становление охватывает зна-
чительную часть онтогенеза человека — период с на-
чала формирования профессиональных намерений
(14—17 лет) до завершения профессиональной жизни
(55—60 лет). В этом гетерохронном процессе можно
выделить стадии оптации, профессионального обра-
зования и подготовки, профадаптации, профессио-
нализма и мастерства. Кратко профессиональное
становление можно определить как «формообразова-
ние» личности, адекватной деятельности. Темп и
траектория этого процесса детерминируются биоло-
гическими и социальными факторами, собственной
активностью личности, а также случайными обстоя-
тельствами, жизненно важными событиями и про-
фессионально обусловленными инцидентами.
Продуктивное профессиональное становление
происходит при непрерывном профессиональном
образовании — формировании образа личности,
адекватного постоянно меняющемуся, динамичному
миру профессий, содержанию профессионального
труда и социально-экономическим условиям. Отсю-
да следует тесная взаимосвязь профессионального
труда и профессионального образования. Под влия-
нием изменяющихся рынка труда и профессий разра-
батываются новые образовательные стандарты, ме-
няются структура и спектр специальностей. На раз-
ных стадиях профессионального становления лично-
сти возникают психологически обусловленные проб-
лемные образовательные ситуации.
См.: Новиков А. М. Профессиональное образование России. —
М., 1997.-С.41.
На стадии оптации происходит формирование
профессиональных намерений под влиянием веду-
щей учебно-профессиональной деятельности. Проб-
лемная образовательная ситуация заключается в
организации профессионально ориентированного
обучения школьников, которое обеспечило бы пси-
хологически компетентный выбор профессии и ее
получение в определенной профессионально-обра-
зовательной области.
На стадии профессионального образования и про-
фессиональной подготовки возникают проблемы раз-
вития учебно-профессиональной мотивации, про-
фессионального самоопределения и формирования
готовности к будущей самостоятельной трудовой
жизни. Центральной проблемой на этой стадии явля-
ется формирование системы социально и профессио-
нально ориентированных знаний, умений и навыков,
а также развитие у обучаемых профессионально важ-
ных качеств и способностей. В связи с этим особое
значение приобретают проектирование психологи-
чески обоснованного содержания профессионально-
го обучения, личностно ориентированные техноло-
гии его реализации и мониторинг профессионально-
го развития обучаемых.
На стадии профессиональной адаптации возника-
ют проблемы овладения конкретной профессией,
приобретения опыта самостоятельного выполнения
профессиональной деятельности. Образовательно
обусловленные проблемы — это формирование про-
фессионального опыта и обеспечение успешности
профессиональной адаптации. Центральной психо-
логической проблемой на этой стадии является выра-
ботка первоначального опыта выполнения профес-
сиональной деятельности.
В отечественной психологии почти нет исследо-
ваний по формированию первоначального профес-
сионального опыта. Традиционно профессиональ-
ный опыт определяют как интеграцию знаний, уме-
ний и навыков. В процессе активного самостоятель-
ного овладения профессиональной деятельностью на
стадии адаптации происходит не только развитие и
интеграция умений и навыков, выработка индивиду-
альных способов, приемов выполнения трудовых за-
даний, но также и развитие профессионально важ-
ных качеств и способностей1. При этом имплицитно
подразумевается, что формирование опыта происхо-
дит само собой в процессе овладения деятельностью.
Но вопрос о научении опыту не ставится.
В настоящее время большое значение придается
супервизорству как профессионально-образователь-
ной технологии повышения компетентности и ква-
лификации начинающего специалиста с учетом его
индивидуального опыта. Очевидно, что супервизор-
ство нуждается в психологическом обеспечении и со-
провождении.
На стадии профессионализации — высококвалифи-
цированного выполнения трудовой деятельности —
важное значение приобретают профессиональные
компетентность и квалификация. С учетом того, что
современные социальные и производственные техно-
логии весьма динамичны, изменчивы, специалисту
необходимо постоянно поддерживать и подтверждать
свой профессионализм. Отсюда вытекает необходи-
мость постоянного, непрерывного профессиональ-
ного образования, именно образования, а не повы-
шения квалификации в рамках уже освоенной про-
фессии и сложившегося опыта. На стадии професси-
онализации происходит интеграция профессиональ-
ных умений и профессионально важных качеств в
сложные структурные констелляции, обеспечиваю-
щие продуктивное выполнение профессиональной
См.: Шадриков В. Д. Деятельность и способности. — М., 1994.
деятельности. Но в наш динамичный век меняются
средства и технологии труда. Нормативным явлени-
ем становится вынужденная смена специальности, а
в отдельных случаях и профессии. В этих условиях
профессиональный опыт, сложившийся на стадиях
профессиональной адаптации и первичной профес-
сионализации, сдерживает дальнейший профессио-
нальный рост специалиста. Очевидно, нужны осо-
бые, личностно ориентированные технологии про-
фессиональной переквалификации специалистов,
обеспечивающие непрерывное профессиональное
образование.
Достижение вершин профессионального мастер-
ства требует высокого уровня профессионализма,
сверхнормативного выполнения трудовой деятель-
ности. Актуализация профессионально-психологи-
ческого потенциала, достижение вершин профессио-
нализма возможны в процессе особых организацион-
ных форм образования (кружки качества, деловые
игры, семинары-тренинги и т. п.).
Обобщим наши рассуждения о психологических
проблемах профессионального становления лично-
сти (табл. 1). При этом будем иметь в виду, что пред-
метом профессионального образования является, по
словам А. М. Новикова, процесс и результат профес-
сионального развития личности человека.
Таким образом, все психологические проблемы
профессионального образования объединяются во-
круг целостного процесса профессионального ста-
новления личности. Очевидна целесообразность ин-
теграции этих научных и практико-ориентирован-
ных проблем одной отраслью прикладной психоло-
гии. Ее предметом являются психологические осо-
бенности, закономерности, механизмы освоения
профессий и специальностей, повышения квалифи-
кации и профессионального самообразования.
»
ю
Таблица 1 Проблемное поле психологии профессионального образования на разных стадиях профессионального становления личности
Стадия профессионального становления | Ситуация профессионального становления | Психологически обусловленные образовательные проблемы |
Оптация | Формирование | Психолого-педагоги- |
(14-16 лет) | профессиональ- | ческие технологии |
ных намерений в | профессионального | |
учебно-профес- | самоопределения, | |
сиональной дея- | диагностика профес- | |
тельности, выбор | сиональных интере- | |
профессиональ- | сов, склонностей и | |
но-образователь- | способностей, органи- | |
ной области, по- | зация подготови- | |
ступление в про- | тельных курсов, всту- | |
фессиональное | пительных и конкурс- | |
учебное заведе- | ных испытаний | |
ние или получе- | ||
ние профессио- | ||
нальной подго- | ||
товки | ||
Профессиональное | Формирование | Психология учеб- |
образование, | учебно-профес- | но-профессиональной |
подготовка | сиональных мо- | мотивации, личностно |
(14-23 года) | тивов, социаль- | ориентированное со- |
но-профессио- | держание и техноло- | |
нальных знаний, | гии профессионально- | |
умений и навы- | го обучения, воспи- | |
ков, овладение | тания и развития, мо- | |
способами реше- | ниторинг профессио- | |
ния типовых | нального становления, | |
профессиональ- | психологическая под- | |
но значимых за- | готовка к нахождению | |
дач и заданий, | своего места в мире | |
развитие готов- | профессий | |
ности к самосто- | ||
ятельной трудо- | ||
вой деятельности | ||
и трудоустройст- | ||
ву |
Стадия профессионального | Ситуация профессионального | Психологически обусловленные образовательные |
становления | становления | проблемы |
3 | | ||
Профессиональная | Приобретение | Обеспечение про- |
адаптация | опыта самостоя- | фессиональной социа- |
(18-25 лет) | тельного выпол- | лизации, профессио- |
нения норма- | нальное самоопреде- | |
тивно одобряемой | ление на рабочем мес- | |
профессиональ- | те, супервизорство, | |
ной деятельно- | формирование психо- | |
сти, освоение | логической системы | |
новой социаль- | деятельности | |
но-профессио- | (В. Д. Шадриков) и | |
нальной роли и | профессиональное | |
норм профессио- | совершенствование | |
нального поведе- | ||
ния в коллективе | ||
Профессионализа- | Высококвалифи- | Непрерывное повы- |
ция | цированное вы- | шение квалификации |
(25-33 года) | полнение про- | и профессиональной |
фессиональной | компетентности, | |
деятельности и | обеспечение конку- | |
индивидуальный | рентоспособности пу- | |
стиль ее реализа- | тем самообразования | |
ции на основе | и саморазвития, раз- | |
сформированных | витие ключевых ква- | |
ансамблей про- | лификаций и профес- | |
фессионально | сиональной мобиль- | |
важных качеств и | ности | |
способностей | ||
Профессиональное | Вершинные до- | Всесторонняя актуали- |
мастерство | стижения в про- | зация профессио- |
(33-55 лет) | фессиональной | нально-психологиче- |
деятельности, са- | ского потенциала, | |
моутверждение в | стимулирование само- | |
профессиональ- | актуализации и сверх- | |
ном сообществе, | нормативной профес- | |
творческий стиль | сиональной активно- | |
выполнения труда | сти, создание условий | |
для полной реализа- | ||
ции себя в профессио- | ||
нальном труде, |