Социальная реабилитация инвалидов по слуху

По данным Всемирной организации здравоохранения нарушения слуха имеют около 300 млн. человек, что составляет примерно 7-8 % населения планеты. В Российской Федерации около 12 млн. человек имеют нарушения слуха.

Основные причины возникновения заболевания по слуху у детей и взрослых – последствия воспалительных и инфекционных заболеваний (менингита, тифа, гриппа, скарлатины и др.), токсических поражений в результате приема ототоксических препаратов (гентамицина, канамицина и других препаратов аминогликозидного ряда), механических травм и контузии.

На всех возрастных этапах жизни неслышащие люди сталкиваются с проблемами в общении с окружающим миром и в получении информации. Они испытывают затруднения во время общения со слышащими людьми в повседневной жизни, при просмотре телевизионных передач, посещении зрительных массовых мероприятий в культурных и других учреждениях.

Так, известная слепоглухая американская писательница Элен Келлер пишет: «Слепые оторваны от предметов, глухие – от людей».

В своих трудах Л.С.Выготский подчеркивал сложный характер реабилитационной работы с глухими. «Глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастием, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми… Глухонемота – недостаток социальный по преимуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности».

Инвалиды с нарушением функций слуха разделяются на глухих, слабослышащих и позднооглохших. Две последние группы при наличии технических средств реабилитации (слуховых аппаратов, телефонных приставок для глухих и другой аппаратуры) имеют представление об окружающем мире.

Термин «глухой» применяется только к инвалидам, чье слуховое нарушение является настолько тяжелым, что они не воспринимают звуки любой громкости.

Из всех видов ограничений жизнедеятельности для категории инвалидов наиболее значимым является ограничение способности к общению.

При выраженных нарушениях слуха страдает основное средство коммуникации – речь, ее восприятие. У людей, страдающих глухотой с детства, речь не развивается, следствием чего является более глубокое расстройство – глухонемота.

Инвалиды с нарушениями слуха имеют ограничения в трудовой деятельности и в обучении. Для этой категории инвалидов существуют специальные школы для глухих и слабослышащих. Существуют специализированные предприятия.

В Российской Федерации на правительственном уровне существеет перечень реабилитационных мероприятий и услуг, которые должны предоставляться инвалидам по слуху:

1. Бесплатные переводческие услуги при обращении глухих в различные организации, при обучении глухих в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образований.

2. Оборудование объектов городской среды техническими средствами связи и коммуникаций.

3. Обеспечение инвалидов по слуху специальными средствами коммуникационной поддержки (будильник с вибратором, беспроводные оптические сигнализаторы и др.).

4. Организация телевизионных передач с субтитрами.

5. Создание центров реабилитации инвалидов по слуху на базе центров социального обслуживания.

6. Выдача денежных компенсаций на приобретение телевизионных аппаратов (факс, текстофон и др.).

7. Оборудование транспортных средств табло с бегущей строкой для оповещения об остановках и других мерах предосторожности.

Представителям системы социальной защиты желательно знать дактильную азбуку и жестовый язык.

Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.14 оговорено право глухих на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации.

1. Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

2. Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.

3. Органы социальной защиты населения оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, в предоставлении сурдотехники, обеспечение тифлосредствами.

Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское общество глухих (ВОГ), которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений, где осуществляется обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции лиц с данной патологией.

Техническое оснащение:мультимедийное сопровождение.

Литература:

Комплексная реабилитация инвалидов. Уч. пос. под ред. Т.В. Зозули. – М.: «Академия», 2005.

2. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М.: «Дашков и К», 2003.

3. Кузьмин В.П. Регуляция жизненных затруднений незрячего населения. Курск: КГМУ.- 2004.

4. Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением М.: «МОДЭК»,1998.

5. Методические рекомендации по технологии социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата на модели жилого помещения. Сост. С.Н. Пузин М.: ЦИЭТИН, 2000.

Наши рекомендации