Характеристики качеств речевого умения
ПРОБЛЕМА НАВЫКОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Любая деятельность человека как совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, основывается на соответствующих навыках и умениях.
Одни психологи выделяют 3 вида понятия: “первичные умения”( или “элементарные умения”), навыки и “вторичные” умения (или “умения – мастерство”).
Другие различают только умения и навыки, причем умения как первый этап, а навыки - как его завершающий этап.
Можно выделить 3 этапа:
I. Ориентировочно-подготовительный этап.
II. Стереотипизирующе-ситуативный этап.
III. Варьирующее-ситуативный этап.
В связи с этим Е.И.Пассов предлагает двукомпонентную схему.
навык переходит в речевое умение (знание).
Принципы речевых навыков:
1. Автоматизированность. Навык – это автоматизированный компонент выполняемой деятельности.
В понятие автоматичности входит:
1. определенная скорость протекания действия.
2. целостность и плавность.
3. экономность.
4. низкий уровень напряженности.
2. Устойчивость.Навык , хотя и создан, но не подготовлен к столкновению с другими навыками, то есть не является устойчивым.
3. Гибкость.Гибкость формируется в процессе создания автоматичности и устойчивости за счет выполнения упражнений определенного характера.
4. Сознательность.Некоторые психологи считают, что существуют речевые и языковые навыки. Считается, что речевой навык основан на стереотипах, а языковой на знаниях правил. Рубенштейн определил навык как единство автоматизма и сознательности.
5. Относительная сложность.Навык не является односложным.
Речевой навык (Пассов) –это способность совершать относительно самостоятельное речевое действие в системе сознательной речевой деятельности, ставшее благодаря наличию полной совокупности качеств одним из условий выполнения этой деятельности.
Виды навыков по Пассову.речевые.двигательные.двигательно-речевые.
Для речевых навыков характерны:
1. ситуативная отнесенность2.наличие речевой задачи.
Речевые навыки:
1. лексические.2. граммтические.3. произносительные.
В речевой деятельности они слитны воедино, но механизмы различаются.
Лексический навык – это способность осуществлять адекватно речевой задаче синтезированное действие по вызову лексической единицы и ее правильному сочетанию с другими.
Грамматический навык. Говорящий должен выбрать ту модель, которая соответствует речевой функции в данной ситуации.
В грамматическом навыке можно выделить следующие составляющие его операции:
1. вызов модели, подходящей речевой задаче в данной ситуации.
2. оформление речеой единицы.
3. оценка правильности оформления и адекватности используемой речевой единицы.
Произносительные навыки специфичны по своей природе. По составу этот навык может быть простым и сложным. Простой – навык произнесения одного звука.
Произносительный навык = это способность производить синтезированное действие, совершающееся в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное звуковое оформление речевой единице.
Лексические, грамматические и произносительные навыки являются теми действиями, на которых основана деятельность говорения.
Продуктивностьть этой схемы обеспечивается только в том случае, если навык формируется в условиях адекватных речевым (для переноса).
ПРОБЛЕМА УМЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
РЕЧЕВОЕ УМЕНИЕ
Характеристики качеств речевого умения.
I. Целенаправленность. Именно поэтому говорящий может влиять на поведение собеседника в желаемом направлении. Целенаправленность определяет стратегию говорения, но так как говорение протекает в постоянно мняющихся условиях, то возникает всякий раз промежуточная цель, то есть меняется тактика говорения.
Воздейственность говорения определяется его содержательностью, логичностью, эмоционаII. Динамичность. Если организм встречается с новой ситуацией, для совершения действия требуется, чтобы она была динамичной.
III. Продуктивност.ь В психологической литературе говорение часто называют творческой деятельностью. Но если творчество – это создание принципиально нового, при наличии комбинирования, то говорение – это почти полностью комбинирование, при незначительной доле принципиально нового.
Продуктивность речевого умения основана на трех механизмах: 1) репродукция; 2) трансформация; 3) комбинирование.
IV. Интегрированность. В обучении иноязычной речевой деятельности в большой степени, чем где либо требуется индивидуальный подход.
V. Самостоятельность речевого умения .два аспекта: 1) психолого-физиологическую автономность; 2) независимость от опор.говорение.
РЕЧЕВОЕ УМЕНИЕ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.
Можно выделить три направления в определении понятия «умение:
1) как способности; 2) деятельности; 3) продукта.
Речевое умение – это способность управлять речевой деятельностью при решении коммуникативных задач в новой ситуации общения.