Понятие социально-психологического климата. Функции, структура и динамика социально-психологического климата.

Тема 2.6. Межличностные отношения. Социально-психологический климат

Понятие межличностных отношений. Виды и характеристика межличностных отношений. Межличностные отношения в социальной группе.

Понятие аттракции. Факторы и механизмы аттракции. Симпатия. Дружба и любовь.

Понятие социально-психологического климата. Функции, структура и динамика социально-психологического климата. Оптимизация социально-психологического климата в школьных коллективах.

Требования к компетентности:

· понимать сущность межличностных отношений, знать их виды;

· знать виды межличностных отношений, применять эти знания для эффективной организации совместной деятельности;

· понимать сущность аттракции;

· уметь определять понятия «межличностные отношения», «аттракция», «социально-психологический климат»;

· уметь использовать знания межличностных отношений в личной, семейной и профессиональной жизнедеятельности;

· знать основные критерии оценки позитивного и негативного социально-психологического климата;

· уметь определять характер социально-психологического климата с целью его оптимизации.

План.

1. Понятие межличностных отношений. Виды и характеристика межличностных отношений.

2. Межличностные отношения в социальной группе.

3. Понятие аттракции. Факторы и механизмы аттракции. Симпатия. Дружба и любовь.

4. Понятие социально-психологического климата. Функции, структура и динамика социально-психологического климата.

5. Оптимизация социально-психологического климата в школьных коллективах.

Понятие социально-психологического климата. Функции, структура и динамика социально-психологического климата.

Социально-психологический климат группы — характер взаимоотношений между людьми, состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности.

Социально-психологический климат — это динамичное образование, которое сочетает в себе эмоциональные, интеллектуальные и ценностные установки, отношения, настроения, мнения и чувства членов группы. Динамика социально-психологического климата проявляется и в процессе группообразования, когда идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений, и в условиях функционирования группы, когда происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов. Одним из факторов, способствующих этой динамике, является «климатическое возмущение», т.е. естественное колебание эмоционального состояния в коллективе, периодические подъемы и спады настроения у его членов, которые происходят в течение дня или более длительного временного периода под действием внешних, и внутренних факторов.

Факторы, влияющие на социально-психологический климат, условно разделяются на:

1) факторы макросреды, под которыми понимают большое социальное пространство, широкое окружение, в пределах которого находится и осуществляет свою жизнедеятельность та или иная организация:

а) особенности общественно-экономического устройства страны (специфика данного этапа ее развития, которая отражается на деятельности различных социальных институтов, степень демократизации общества, особенности государственного регулирования экономики, уровень занятости и безработицы, состояние социальной зашиты и т.д.);

б) уровень развития материального и духовного производства и культуры общества в целом;

в) состояние общественного сознания;

г) влияние управленческих воздействий различных министерств и ведомства, концернов, акционерных обществ,

в систему которых входит то или иное предприятие или учреждение;

д) многообратные партнерские связи с другими организациями;

е) связи с потребителями продукции данной организации; факторы микросреды предприятия, учреждения — это «поле» повседневной деятельности людей, те конкретные материальные и духовные условия, в которых они работают. Именно на данном уровне те или иные воздействия макросреды обретают для каждой группы свою определенность, связь с реалиями жизненной практики:

а) состояние материально-вещной среды (характер выполняемых людьми трудовых операций, состояние оборудования, качество заготовок или исходного сырья);

б) особенности организации труда (сменность, ритмичность, степень взаимозаменяемости работников, уровень оперативно-хозяйственной самостоятельности первичной труппы (например, бригады));

в) санитарно-гигиенические условия труда (температура, влажность, освещенность, шум, вибрация и т.д.);

г) условия, образ и качество жизни членов группы;

д) официальная организационная структура (тип организации (государственная или коммерческая, закрытая или открытая и т.д.), стиль руководства, характер деятельности (совместно-индивидуальный, совместно-последовательный, совместно-взаимодействующий);

е) неофициальная организационная структура — характер взаимоотношений между членами группы (наличие или отсутствие сотрудничества, взаимопомощи, товарищеских контактов, доброжелательности, конфликтов и ссор, обусловленных индивидуальными психологическими особенностями членов группы, уровнем их психологической совместимости);

ж) степень взаимодействия формальной и неформальной организационных структур (чем выше степень единства этих структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат группы).

Наши рекомендации