ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ экологизация современной науки
В XX веке человечество, осознав, наконец, в полной мере всю остроту глобального экологического кризиса, поставило перед учеными задачу: разработать как стратегию, так и технологию выхода из него.
Такой социальный заказ обусловил усиление тенденции «экологизации» всей науки. «Экологический подход свойственен Ряду наук, поскольку целый ряд наук охватывает проблему взаимодействия научно-технического прогресса и окружающей ере-ДЬ1, взаимодействия, которое оказывает решающее влияние на шнамическое равновесие между человеком и природой. При этом югуг рассматриваться влияния научно-технического прогресса на использование природных ресурсов, среду обитания человека, на
методологические основы психологического исследования
население как элемент естественной среды и социальный организм, на космическую среду, а также обратные связи и сквозные связи между названными элементами (население — среда обитания — природные ресурсы — космическая среда)» (Лавров, Хорее, 1979, с. 539).
Рис.1. Междисциплинарные связи в изучении проблем «природа — человек» и «человечество — природа» (по Ананьеву, 1980).
Такой широкий спектр современных экологических проблем обусловливает необходимость их комплексного междисциплинарного анализа. Так, Г.Ф.Хильми подчеркивает, что «ни одна наука в отдельности не может дать полного описания биосферы. Только в совокупности они могут решить эту задачу, причем необходимо философско-методологическое и мировоззренческое осмысление ее, чтобы понять место каждой из областей знания и выявить
экологический кризис и психологическая наука 11
Формы их взаимодействия» (цит. по Казютынский, Потков, 1974,
:. 159).
Междисциплинарные связи в изучении проблем «природа — человек» и «человечество — природа» показаны Б.Г.Ананьевым (рис. 1), которым, в частности, подчеркивался также и «важный психологический аспект» этих связей (1980).
экологически ориентированные гуманитарные науки
В различных науках, рассматривающих систему «человек—среда (природа)», наблюдается тенденция к раздельному рассмотрению элементов этой системы, а также к выделению одного из них в качестве доминирующего. Н.Н.Киселев отмечает, что при анализе отношения «организм - - среда» выделяются следующие тенденции: «1) организм и условия его существования рассматриваются как нечто рядоположное; отсюда возникает реальная возможность абсолютизации автономности того или другого; 2) эта абсолютизация ведет к тому, что одна сторона отношения "организм — среда" становится атрибутом "внутреннего", а другая -"внешнего" (собственно, формы и содержания); 3) внимание концентрируется не на собственно отношении "организм — среда", а на обосновании ведущей роли одной из сторон» (1975, с. 61). Данные закономерности характерны и для наук, исследующих систему «человек—природа», и проявляются, в частности, при самом определении предмета той или иной науки, а также в ее исследовательских приоритетах.
Сегодня уже непросто разобраться в многообразии даже специализированных отраслей науки, изучающих различные аспекты взаимосвязей в системе «человек—природа». Для этого необходимо, как минимум, сопоставить предметы и основные категории целого ряда соответствующих научных дисциплин.
Экология человека.Сам термин «экология человека» появляется в 1921 г. Впервые его использовали американские ученые Э.Бэрд-жесс и Р.Парк (см. Маркович, 1991, с. 8).
Предмет. «Экология человека — наука о закономерностях его взаимоотношений со средой — одна из наиболее молодых отраслей биологии... представляет собой большой раздел современной пологий и медицины и включает обширную проблему адаптации» (Иоганзен, Логачев, 1976, с. 8).
Основные категории', человек, организм, среда обитания, экосистема, влияние, антропоценоз, адаптация и др.
методологические основы психологического исследования
экологический кризис и психологическая наука
Созология.Созология (от греч. «охрана») как наука сформировалась в начале 1970-х годов (Лаптев, 1975), хотя сам термин «охрана природы» впервые получил широкое распространение после I Международного съезда по охране природы, проходившего в 1913 г. в Швейцарии.
Предмет. Созология — это «комплексная наука об охране природы, которая выявляет, анализирует и оценивает результаты взаимодействия природы и общества, разрабатывает теоретические принципы использования природных ресурсов и защиты окружающей среды. В круг вопросов, рассматриваемых наукой об охране природы, входят также экономические и социальные вопросы» (Охрана природы, 1981, с. 90).
Основные категории: природные ресурсы, окружающая среда, загрязнение биосферы, техносфера, энергетический обмен и др.
Социально-экономическая(конструктивная) география.Проблемы взаимодействия человека со средой все больше привлекают географов, акцентирующих при анализе свое внимание на состоянии самой географической, природной среды (Герасимов, 1976; Исаченко, 1980 и др.). Институтом географии АН СССР с 1975 г. издавался ряд монографий в серии «Проблемы конструктивной географии».
Предмет. Социально-экономическая география -- это наука, занимающаяся построением «на базе законов функционирования географической среды принципов рационального использования этой среды и принципов адаптации к этой среде человеческого общества в результате предметно-практической деятельности последнего, выявление последствий такой адаптации для самой географической среды» (Комаров, 1990, с. 73).
Основные категории: географическая среда, планетарное преобразование природной среды, хозяйственное использование естественных ресурсов, производственно-территориальные комплексы и т.д.
Инвайронментальная (экологическая) социология.Инвайронмен-тальная социология стала формироваться еще в 20-х годах XX в. в США. Однако только в 1976 г. в Американской социологической ассоциации была создана самостоятельная секция инвайронмен-тальной социологии.
Предмет. «Инвайронментальная социология -- одна из дисциплин, использующих социально-экологический подход и ограничивающих его рамками локального сообщества с окружающей его средой. Обусловливая тем самым фрагментарность в понимании универсальных связей естественно-социального континуума,
оииальной системы и экосистемы, Инвайронментальная социология описывает механизмы их оптимизации на локальном уровне» (Банъковская, 1991, с. 60).
Основные категории: общество, природная среда, экологическая этика, мотивы и ценностные ориентации, природопользование, экосистема, человеческое сообщество и др.
Социальная экология.Социальная экология сформировалась как следствие интеграции наук по объекту исследования. Развитие социальной экологии начинается в 20-х годах XX в. и становится более активным в 60-е годы, особенно после всемирного конгресса социологов в 1966 г. На конгрессе социологов в Варне в 1970 г. был образован Исследовательский комитет всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии.
Предмет. Социальная экология — это наука, изучающая «закономерности социоприродного взаимодействия и принципы их практического использования, а также обусловленные ими методы обеспечения естественно-исторического прогресса цивилизации» (Комаров, 1990, с. 30).
Основные категории: популяция, социальная среда, природная среда, технология, функциональная организация, общество, взаимодействие и др.
Таким образом, каждая из научных дисциплин, ориентированных на изучение различных аспектов взаимоотношений человека и природы, имеет свой специфический исследовательский акцент. Психологическая наука, в центре внимания которой всегда была личность, со всеми ее многообразными взаимосвязями, также призвана внести свой особый вклад в комплексное решение экологических проблем.
экологизация психологии
Сегодня важность психологического анализа взаимосвязей человека и природы находит все большее понимание среди исследователей. И все-таки экологическое направление в психологии пока не занимает должного места в комплексных исследованиях системы «общество—человек—техника—природная среда», уступая в этом социологии, философии, медицине, технологии, географии, не говоря уже о цикле биологических и собственно кологических дисциплин (Комаров, 1990). Пока еще существуют
^деленные сложности даже в понимании самого термина «экологическая психология».
14 методологические основы психологического исследования
Как справедливо замечает В.И.Панов: «...в отечественной психологии еще не сложилось общепринятого взгляда на то, что следует понимать под экологической психологией (или более кратко, под экопсихологией). К экопсихологии относят любые исследования, в которых используется понятие "среда" или в названии которых имеются слова "экология", "экологический(ая)" или краткое "эко". На наш взгляд, к экопсихологическим следует относить исследования, которые в качестве исходного основания для определения предмета изучения используют систему "индивид — среда" или более широко "Человек—Природа"» (1997, с. 56).
Экологическая психология определяется как «формирующаяся в настоящее время междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии» (Психология. Словарь, 1990, с. 456). Характерно, что в данной словарной статье отождествляются термины «экологическая психология» и «психология среды», что, как будет видно из нашего дальнейшего анализа, нельзя признать вполне корректным.
Дело в том, что в настоящее время термин «экологическая психология» используется для названия ряда достаточно отличающихся друг от друга направлений и областей психологических исследований. Могут быть выделены, по крайней мере, четыре такие области (Дерябо, Ясвин, 1996а): психологическая экология, психология окружающей среды, экологический подход в психологии и психология экологического сознания.
Психологическая экология(РзусНоЬ&юа! Есо1о§у), которая в литературе часто неверно называется «экологической психологией» (например, см. Чертушек, 1989, с. 31; Аракелов, 1996, 1997 и др.}.
Предмет. Предметом исследования этого раздела экологии человека является воздействие экологических факторов (факторов окружающей среды) на психику человека. «Экопсихология занимается экологическим благополучием психического здоровья нации, народа. Это мультидисциплинарная наука, изучающая роль и влияние вредоносных человеческих факторов на других людей: их психику, мозг, поведение и возникающие при этом последствия» (Аракелов, 1997, с. 37).
Исследования по психологической экологии проводятся с использованием преимущественно социально-экологического, а не психологического методологического и методического аппарата.
экологический кризис и психологическая наука
Основные понятия: «окружающая среда», «экологические факторы» (факторы среды), «психика», «влияние факторов» (природных и антропогенных) и др.
Задачи психологической экологии — выделение наиболее значимых для психики человека экологических факторов; изучение с психофизиологической точки зрения их влияния на психическое здоровье и поведение человека, разработка методик оптимальной организации этих факторов. Роль подобных исследований все больше возрастает и, как отмечает М.Черноушек (1989), в перспективе они могут стать ключевой проблемой всей экологии.
Психология окружающей среды(Епу1гоптеп1а1 Р$усЬо1о§у) в научной литературе на русском языке также часто обозначается как «экологическая психология», а также как «психология поведения в реальном мире» или «средовая психология» (см., например, Голд, 1990).
Данное направление психологической науки возникло в 60-х годах XX в. на фоне возрастающего понимания того, что существующая экспериментальная (лабораторная) психология не может дать полного представления о поведении человека «в реальном мире», в силу отсутствия учета всех факторов, определяющих его в естественных условиях. Переживания и поведение человека должны рассматриваться в таких условиях окружающей среды, при которых они происходят «сами по себе», без вмешательства исследователя. Предпринимается изучение и теоретическое обоснование протекания психических процессов в неразрывной связи с окружающей средой «в природном, репрезентативном контексте» (РапШс, 81ар/, 1992).
Важнейшими отличительными особенностями формирующегося направления были: развитие на фоне обостряющегося экологического кризиса; широкий междисциплинарный подход; исследование среды непосредственного окружения человека, ограниченной и управляемой его действиями; рассмотрение самих людей в качестве неотъемлемой части исследуемой ситуации (РгозПатЪу, 1976). На рубеже 80-х годов разрозненные исследования психологических аспектов взаимодействия человека со сре-Д°й удалось объединить в рамках нового направления, которое олучило название «психология окружающей среды». В 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований в этой области.
Предмет. До сих пор нет полного единства в отношении того,
считать предметом исследований психологии окружающей
эеды. Например, Н.Хеймстра и Л.Макфарлин называют в качестве
методологические основы психологического исследования
такового исследование связей между поведением человека и материальной средой его окружения (Нетз&а, МсРагНп%, 1974), Т. Л и — научное исследование отношений человека со средой своего окружения (Ьее, 1976), Х.Лефф —- взаимосвязи между переменными среды и различными характеристиками психики человека (Ье//> 1980), Дж.Рассел и Л.Вард — молярное поведение человека в физическом окружении (Кш$е1, Жагй, 1982), Ж.Годфруа (1992) определяет ее как науку, которая занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах, где протекает деятельность человека и т.д.
В общем виде, предметом исследования психологии окружающей среды можно считать отношения человека со средой своего окружения, взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.
Основные понятия', «среда», «пространство», «поведение».
Главные современные направления исследований по психологии окружающей среды: 1) изучение пространственного познания (епУ1гоптеп1а1 со§пШоп); 2) пространственного поведения (епУ1гоптеп!:а1 ЪеЬауюиг); 3) восприятия качества среды (епУ1гоптеп1а1 аззеззтеп!); 4) реакций человека на взаимодействие с окружающей средой и возникающего в связи с этим стресса (епуичэптепЫ 81гезз)*.
Таким образом, задача психологии окружающей среды включает в себя анализ психологических последствий пребывания человека в той или иной среде, конструирование «оптимальной среды» для формирования и функционирования психики человека, создание методологических и методических основ эколого-психологической экспертизы научно-технических и общественных проектов.
Экологический подход в психологии(Есо1о§юа1 РзусЬо1о§у или, реже, Есо1о§1са1 АрргоасЬ) также обычно переводится как «экологическая психология». Основоположник экологического подхода в психологии — Дж.Гибсон (.Г.СШзоп). Это направление исследований начало формироваться в конце 60-х годов в США.
Основное понятие подхода Гибсона — это понятие «экологический мир», которое противопоставляется им понятию «физический мир». В экологический мир человека (или животного) Гибсон включает только те свойства объектов среды, которые ре-
* Наиболее полные обзоры исследований по психологии окружающей среды на русском языке см.: М.Черноушек, 1989; Дж.Голд, 1990; Е.А.Лапин, 1991; Ю.Г.Абрамова, 1995.
экологический кризис и психологическая наука 17
но М0гут оказывать влияние на его жизнедеятельность, создавая таким образом «экологическую» (а не «физическую») среду его обитания.
физический мир — это мир, как его исследуют и описывают физика, химия и другие науки. Экологический мир — это тот мир, который только, в принципе, и может восприниматься субъектом -мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т.д.
Для описания и анализа восприятия экологического мира Гибсо-ном разработана целая система категорий и понятий (см. Гибсон, 1988). Абстрактному геометрическому понятию «точка» соответствует понятие «место», в котором обитает животное или человек: оно занимает достаточно определенное положение на земной поверхности, но не имеет четко очерченных границ; если точка определяется через положение на системе координат, то место — через его встроенность в другие места; плоскостям, не имеющим цвета, текстуры, плотности, соответствуют «поверхности», и т.д.
Экологический мир имеет иерархическое строение, которое определяется через понятие «встроенность»: мелкие элементы окружающего мира встроены в более крупные, которые, в свою очередь, — в еще более крупные и так до бесконечности. Например, лист встроен в дерево, дерево встроено в лес и т.д. Аналогично кратковременные события встроены в длительные.
Понятия «субъект» и «окружающий мир» (которое используется для обозначения экологического мира в отличие от мира физического) являются взаимодополнительными и друг без друга немыслимы, в то время как физический мир существует сам по себе, независимо от наличия воспринимающего его субъекта.
В задачу экологического подхода в психологии входит исследование «человека в экологическом мире».
Психология экологического сознанияв отличие от других перечисленных направлений разрабатывалась отечественными учеными. Слово «экологический» здесь использовалось в уже ставшем традиционным для русского языка значении «связанный с природой». Как отмечает Ю.М.Плюснин: «С точки зрения обыденного народного сознания, экология -- то, с помощью чего современный человек сопричастен Природе, с плохой ли, с хорошей ли стороны...» (1996, с. 35). Именно в таком контексте используется словосочетание «экологическая психология» в работах Б.Т.Лихаче-ва (1995); Н.И.Иконниковой и О.Ю.Молчанова (1996); С.Д.Дерябо В.А.Ясвина (1996), А.С.Мартынова (1999) и др. В англоязычную научную литературу это исследовательское направление вошло как Гееп-тт<3ес1пе55 или Огееп Рзус1ю1о§у (ОегуаЬо, Уошл, 1997).
БИБЛИОТЕКА НИЖЕГОРОДСКОГО
методологические основы психологического исследования
экологический кризис и психологическая наука 19
Поскольку психологическое изучение отношения личности к природе составляет исследовательскую проблему психологии экологического сознания, методологические особенности этого направления будут рассмотрены нами более детально.
Таким образом, как уже отмечалось, все четыре области исследований в научной литературе, чаще всего, обозначаются одним и тем же термином • • «экологическая психология». Принципиальные методологические различия между ними, а также их место среди специализированных наук, изучающих систему «человек—природа» в тех или иных аспектах, представлены на рисунке 2.
Подчеркнем, что данная схема, иллюстрирующая нашу попытку систематизации ряда наук, изучающих взаимосвязи Человека и Природы (среды) — это, скорее, стратегический ориентир для их методологической дифференциации, нежели констатация реального (в значительной степени хаотического) положения, при котором происходит методологическое смешение этих наук.
1.2.методологические особенности психологии
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯобразование и охрана природы
Сегодня наукой рассматриваются, по крайней мере, два стратегических варианта решения экологических проблем: «1) технологический реформизм, не затрагивающий по существу социальные институты, и 2) "глубокие социальные изменения", под которыми... разумеют "смену системы ценностей", трансформацию мировоззрения, перестройку сознания, "революцию в умах"» (Банъковская, 1991, с. 45). Во втором варианте проблема разрешения экологического кризиса рассматривается уже как проблема психолого-педагогическая.
Разработка общих стратегий экологического образования и
эаны природы, координация усилий различных стран в этой
^Фере^ осуществляется на уровне Организации Объединенных
Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
СКО считает своей стратегической задачей создание
'альной сети образования». Необходимо, чтобы все школь-
1стемы включали знакомство с глобальными проблемами,
>стями, которые угрожают человечеству, формировали по-
[мание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в
методологические основы психологического исследования
планетарном масштабе. При этом подчеркивается роль различных религиозных и духовных учений мира как образцов понимания единства человека со всей Природой, которое выражается словами Е.П.Блаватской: «Вовсе не нужно признавать существование какого-либо специального бога или божества. Необходимо лишь поклоняться духу живой природы и стараться соединить себя с ним» (1994, с. 22).
Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор считает, что важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать Глобальное Воспитание, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с! детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами, подготовкой учителей и управленческого аппарата. Стратегия прогресса опирается на интеграцию всеобщего и экологического образования. «Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди — это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как 1 мы любим саму жизнь» (Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию, Москва, 1990 г.).
Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1990 г. была провозглашена «Всемирная стратегия охраны природы», в которой выделяются три основных аспекта: организационный, научный и практический. Практический аспект предусматривает, в частности, такой элемент, как «воспитательная работа с населением», который требует соответствующих педагогических усилий по формированию нового типа экологического сознания.
Тем не менее, до сих пор остаются актуальными слова одного из первых экологов О.Леопольда о проблеме охраны природы, сказанные им еще в 30-х годах XX века: «Несмотря на почти сто лет пропаганды, развитие этой охраны идет черепашьим шагом и ограничивается главным образом благочестивыми вздохами на бумаге и красноречием на съездах и конференциях... Обычно рекомендуется "всемерно расширять экологическое просвещение". Спорить с этим не приходится, но достаточно ли только расширить его? Или в нем самом не хватает чего-то существенного?» (1983, с. 205).
психологические проблемы экологического образования
Традиционно в педагогической практике процесс формирования экологического сознания школьников неразрывно связыва-
ЪкПЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА_________________ 21
я с их биологическим образованием, а зачастую просто с ним ,тождествляется и этим ограничивается. Только 15% учителей био-огии рассматривают экологическое воспитание учащихся как свою важнейшую педагогическую задачу, а 66% — убеждены, что им следует заниматься прежде всего формированием у школьников биологических знаний (Рирт$, 1998). При этом «экологическая воспитанность» школьников, по существу, рассматривается как некое обязательное следствие их биологической и экологической эрудиции (Декларация конференции ООН о среде человека в Найроби, 1982; материалы «Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП», Тбилиси, 1977 г.; Международного конгресса «Тбилиси + 10», Москва, 1987 г. и т.д.).
Однако практика показывает, что развитие экологического сознания только на основе формального экологического образования оказывается малоэффективным (Захлебный, 1986; Калита, 1996, Луговой, 1997 и др.).
И.Д.Зверев (1997) указывает, что «добросовестные учащиеся усваивают знания, готовы воспринимать рассказы об экологических бедствиях, но зачастую не проявляют интереса к тому, чтобы самим разобраться в причинах их возникновения; выбор решений проблемы не связывают с личными практическими действиями. По некоторым данным анкетных опросов в отдельных московских школах, 80% от общего числа опрошенных отвечают, что они не активны в делах по защите природы, хотя знают и осознают причины безнравственного отношения к ней» (с. 35).
Существует необходимость создания целенаправленной педагогической системы, в которой доминирующее сегодня сообщение школьникам определенного набора экологических знаний является лишь одним из составляющих элементов, наряду с другими: эмоциональным воздействием природных объектов на ребенка, педагогической организацией практической деятельности с ними, стимуляцией экологической активности школьников и т.д. И.Д.Зверев (1991) подчеркивает, что необходима концентрация усилий ученых на комплексной психолого-педагогической и методической разработке условий формирования экологической ответственности: 1) гуманизация образования в целях формирования общечеловеческого приоритета сохранения среды жизни, ) активизация экологического движения, 3) применение знаки в практической деятельности как элемента экологической культуры, 4) преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоциями, отношением и деятельностью, 5) создание вариантов
методологические основы психологического исследования
содержания и форм экологического образования в изменяющихся условиях.
Д.Н.Кавтарадзе считает, что главное в экологическом образовании - - формирование соответствующего мировоззрения, экологического сознания: «Опыт убеждает, что лозунги, лекции и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Они необходимы, но одного этого мало. Нельзя пойти в библиотеку, начитаться умных учебников и сказать: "Теперь с экологическим сознанием у меня все в порядке"... Сознание формируется в процессе деятельности... Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто большее, чему нет названия и что лишь в слабой степени отражает термин "формирование сознания"» (1990, с. 13). Д.Н.Кавтарадзе подчеркивает, что необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенности с ней, и эта воспитательная задача более трудная, чем разработка теоретических программ.
Б.Т.Лихачев (1993, 1995) рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. Он считает, что необходимо развивать научное направление, которое можно обозначить как «экологическая психология и педагогика». «Экологическая психология, психология взаимодействия человека и природы, по аналогии с социальной, профессиональной, космической, призвана изучать становление и развитие в людях направленности психических состояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы, процесс формирования в них установки и мотивации на взаимополезное, взаимооздоровляющее взаимодействие. Экологическая психология является естественно-научной основой для экологической педагогики, разрабатывающей систему образования и воспитания, способствующую развитию экологического сознания детей» (1995, с. 248).
Изучение психологических аспектов организации различных форм непрерывного экологического образования отнесено к ряду приоритетных исследований в Концепции общего школьного экологического образования (1997).
Проблема «разработки психологических оснований формирования экологического сознания и поведения» остро ставится так-
экологический кризис и психологическая наука 23
редакционной коллегией журнала «Мир психологии» (№2 за 1995 г., №1 за 1997 г. и др.). В редакционной статье »Научная облема: Человек и среда обитания», в частности, отмечается, то кардинальные решения в сфере психолого-педагогической еятельности по формированию экологического сознания «ле-^ат в принципиальном изменении характера отношений чело-зека к природе, и поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно-потребно-стной сферы личности (прежде всего растущего человека), соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природной сферой, выработке готовности к определенному пониманию ее и поведению» (1995, с. 12).
В другой редакционной статье этого журнала (Сайко, 1997), при анализе целей, задач и содержания экологической психологии, подчеркивается необходимость научного выяснения «психологических оснований» построения деятельности человека, преобразующего природу; «фиксации психологических возможностей, специфики его реального и возможного поведения (в его отношениях с природой)» (с. 4).
Однако, до сих пор профессиональная подготовка студентов педагогических ВУЗов не предусматриваетизучения психологических основ развития экологического сознания (Михеев, 1982; Карапетян, Галеева, 1985; Алексеев, 1997; Бобылева, 1997; Захлеб-ный, 1997 и др.). В то же время теоретическим ориентиром в этом плане мог бы служить ряд данных, полученных в исследованиях по психологии экологического сознания.
методологические основы психологии экологического