Исследование слухового гнозиса
Неспособность определять значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов – слуховая (акустическая) агнозия. Отсутствие способности выработать слуховые дифференцировки, то есть запомнить два или больших звуковых эталона – дефекты слуховой памяти.
Аритмия – невозможность правильно оценить и воспроизвести относительно простейшие ритмические структуры, которые предъявляются на слух. Амузия – нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию, а также отличать одну мелодию от другой.
Нарушение интонационной стороны речи – больные не только не различают речевых интонаций, но и не очень выразительны в собственной речи, которая лишена модуляций интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку.
^ Акустический гнозис
а) Неречевой слух: исследование процесса восприятия неречевых звуков (акустических образов – восприятия – представлений)
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Шелест бумаги 2. Звон ложечки о стакан и др. | Неречевые звуки, шумы | Внимательно послушай звучание и скажи, что это такое или покажи предмет, звук который ты слышишь. Ты слышал? | Исследуется: Слуховое внимание. Дифференцированное восприятие бытовых звуков, звучаний, шумов |
3. С магнитофона: - шум дождя; - шум поезда; - пение птиц | Узнай, что это такое, и назови или покажи картинку | Исследуется наличие предметных образов. | |
4. Мелодия знакомой песни без слов | Послушай и скажи, какая это песня | Исследуется музыкальный слух. Неузнавание неречевых звуков, музыкальных и песенных мотивов может говорить о дисфункции теменно-височных отделов правого полушария |
б) Слухо - моторные координации
Тесты | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 |
Ритмы: 1. Оценка ритмов Воспроизведение: | Со слуха: Скажи, по скольку раз я стучала? Послушай внимательно и стучи так, как я | Ошибки восприятия ритмов и их оценки говорят о дисфункции верхне-височных отделов левого полушария |
2. Выполнение по образцу (постукивание или карандашом) | //, //, //, ///, //, ///, //, // и т.д. | Ошибки воспроизведения – это ошибки моторики: лишние удары – возможно заинтересованы теменно-височные отделы, недостаточность ударов, замедленность, персеверация и др. – возможно заднее – лобные отделы. |
По речевой инструкции | Стучи по 2 раза, теперь по 3 раза, 2 раза слабо и 3 раза сильно, еще раз повтори. | Оценка ошибок позволит уточнить – это дисфункция премоторных, задне-лобных отделов коры левого полушария, или дисфункция афферентных систем нижне-теменных отделов мозга. В первом случае ошибки по типу персевераций, во втором - замедленность, моторные трудности выполнения. |