Факторы социализации
Все факторы социализации условно можно объединить в две группы. Первая – макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая – микрофакторы, в которых происходит социализация больших или меньших групп людей, выделяемых по различным признакам. Это те институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует (семья, школа, общество сверстников и др.).
Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство).
Рассмотреть макрофакторы социализации важно, как минимум, по трем причинам.
Во-первых, потому что они играют вполне реальную роль в становлении подрастающих поколений. Именно они определяют то, что «дитя человеческое» в разных уголках земного шара – в Европе и на Новой Гвинее, в Мехико и в чукотском стойбище – растет и развивается по некоторым общим законам.
Во-вторых, потому что их характеристика может стать еще одним, пусть крохотным, шагом в преодолении изоляционистского сознания, свойственного нашему обществу а также сделать еще один прорыв в идеологии педоцентризма, убежденности во всемогуществе воспитания, что свойственно, но побоимся сказать, большинству людей.
В-третьих, их характеристики сегодня необходимо брать в расчет, разрабатывая научно обоснованные программы социализации подрастающих поколений в целом, конкретные целевые установки в сфере воспитания, а также его содержание, в частности.
Космос, планета, мир. Одним из самых существенных изменений в процессе социализации, происшедших за последние десятилетия, стало то, что в нем относительно самостоятельную и довольно важную роль стали играть глобальные факторы – мир, планета, космос.
Наша планета значительно «уменьшилась», что явилось следствием развития транспорта и средств коммуникации. Это делает ее фактором социализации конкретного человека не только благодаря тому, что наши современники много путешествуют, что большие потоки людей мигрируют из страны в страну, с континента на континент. Главное то, что средства коммуникации позволили большим массам людей «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности, которую может познать человек.
Естественно, что следствием этого явились изменения в его восприятии жизни. Планы, устремления, мечты детей, подростков, юношей стали формироваться, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными, существенно обогащают потенциальные возможности человека, расширяют его социально-культурные представления.
Социализация подрастающих поколений сегодня происходит и под влиянием тех мировых, планетарных процессов, которые набрали силу относительно недавно, – экологических, демографических, экономических, военно-политических. В наши дни судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на нашей планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и следовательно, в одних его частях больше, в других – меньше). Глобальные политические процессы, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления, непосредственно определяют условия жизни людей с младенчества и до старости.
Воздействуют эти процессы и непосредственно на подрастающие поколения, на их сознание и поведение, на отношение к действительности. Атомная угроза сыграла далеко не последнюю роль в том, что значительная часть подростков и юношей стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь» (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогичное влияние оказали и экологические проблемы.
Роль макрофакторов социализации, о которых идет речь, необходимо иметь в виду, определяя цели и содержание воспитания. В течение ряда десятилетий они учитывались только в негативном аспекте. Утверждалось, что экологические, ядерные и другие планетарные проблемы нас не затрагивают. В результате складывалась, в первую очередь у подрастающего поколений, психология жителей осажденной крепости. Формировались изоляционистское, оборонное сознание и ксенофобия, которая удивительным образом сочеталась с государственным и бытовым сервилизмом по отношению к тем же иностранцам.
Совершенно очевидно, что сегодня, когда произошли кардинальные и стремительные изменения во внутренней и внешней политике страны, необходимо включать в педагогическое целеполагание формирование и развитие у детей, подростков, юношей планетарного сознания, отношения к нашей планете как к общему дому. Содержательная сторона такого сознания определяется человеческими ценностями.
Страна. В повседневной жизни понятия “страна” и “государство” обычно употребляются как синонимы. Но на самом деле эти понятия обозначают различные реалии, каждая из которых играет роль в процессе социализации подрастающих поколений.
Страна – понятие главным образом географическое. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (то есть быть колонией или подопечной территорией).
Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические условия влияют на плотность населения, рождаемость, распространение тех или иных видов труда, на состояние здоровья людей, некоторые болезни.
Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представляет совокупность различающихся между собой территорий – регионов.
Регионы страны в большей или меньшей степени отличаются друг от друга не только природно-климатическими условиями, но и особенностями экономики, мерой урбанизированности, а главное для нас – культурными особенностями. Нередко специфична речь жителей – от использования отдельных особых слов и выражений и незначительных особых слов и выражений и незначительных нюансов в выговоре до диалекта, существенно отличающегося от основного языка. Различаются обычаи, традиции, народные праздники и приметы, фольклор, быт, элементы архитектуры и интерьера жилищ. Естественно, что все это накладывает свой отпечаток на социализацию детей, подростков, юношей в каждом регионе.
Общество – понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, классы, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. То есть общество представляет собой целостный организм со своей экономической и социальной структурами, идеологией, культурой, организм, который обладает определенными способами регуляции жизнедеятельности людей.
В зависимости от исторического пути, достигнутого уровня и перспектив развития в обществе складывается идеал человека, формируется определенный тип личности. Они, с одной стороны, определяют содержание, формы, стиль социализации подрастающих поколений, а с другой – являются ее результатом.
Государство – понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд), осуществляющих управление обществом, является звеном политической системы общества, обладающим властными функциями.
В качестве фактора социализации государство можно рассматривать как минимум в двух аспектах.
С одной стороны, оно является таковым постольку, поскольку политика, идеология, социальная практика, для него характерные, создают для граждан определенные условия жизни, в которых и происходит социализация. Дети, подростки, юноши, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так – в еще большей мере – и реализуемые в социальной практике. Как известно, декларируемые и реально действующие нормы полностью никогда не совпадают, а в определенные периоды могут быть даже противоположными.
С другой стороны, государство осуществляет более или менее эффективную целенаправленную социализацию подрастающих поколений, создавая для этого систему воспитательных институтов. Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная еще с середины XIX века. Добиваясь того, чтобы воспитание эффективно формировало человека в соответствии с социальным заказом, определяемым общественным и государственным строем, государство провозглашает задачи системы воспитания, содержание этой работы, создает и упрочивает материальную базу, ищет оптимальные формы управления различными институтами воспитания, подготовки и переподготовки педагогических кадров и т.д.
И общий характер условий социализации, складывающихся в государстве, и его политика в сфере воспитания определяются государственным строем.
Страна, общество, государство как факторы социализации подрастающих поколений очень мало изучены. Многие аспекты этого влияния сегодня вообще не очень-то поддаются научному познанию. Их глубинное влияние, очевидно, не только определяется обстоятельствами сегодняшнего дня, но уходят своими корнями в толщу истории и пока может «схватываться» лишь на уровне художественного познания.
Микрофакторы (семья, церковь, общество сверстников, средства массовой коммуникации, cоциально-педагогические институты).
Семья.Нынешняя семья переживает период серьезных изменений. В своем большинстве семьи состоят теперь из двух поколений – родителей и детей; бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична.
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Эмоциональная привязанность родителей и детей друг к другу – сравнительно недавнее приобретение человечества.
Вот как описывал историк Н. Костомаров атмосферу русской семьи в 16-17 столетиях: «Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных отношений... Покорность детей была боле рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм безнравственной силы. Чем благочестивее был родитель, чем более проникнут был учением православия, тем суровее обращался он с детьми, ибо церковные понятия предписывали ему быть как можно строже... Слова почитались недостаточными, как бы убедительны не были…» [119]. Домострой даже запрещал смеяться и играть с ребенком.
Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, то есть определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины.
В семье происходит болезненная ломка привычных позиций. Отец, как правило, перестал быть ее экономическим главой, современный быт лишил его большинства мужских домашних обязанностей и выдвинул на передний план мать. Кроме того, авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему приходит авторитет личности родителей. Но процесс этот трудный, в первую очередь для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями.
Запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми. А разрешать родители не всегда умеют и не всегда различают, что следует разрешать, а что необходимо просто запрещать. Все это осложняет ситуацию и делает позицию отца и матери в отношениях с детьми не редко драматичной.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, социально-экономический – определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический – зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; наконец, демографический – определяется структурой семьи.
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или иной возрастном этапе играет семья. Всеобъемлющее влияние семьи на ее младших членов, его содержание и характер связаны с рядом психологических механизмов социализации ребенка в семье. Первый – подкрепление: поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие – нет. Другим механизмом является идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно и неосознанно) на их пример. И наконец, зная внутренний мир ребенка, откликаясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.
К основным принципам семейного воспитания относятся:
· принцип наследования и индивидуализации;
· принцип активности;
· принцип органичности и преемственности в освоении знаний;
· принцип использования комментариев;
· принцип резонанса.
Базовые принципы семейного воспитания формировались не одно столетие. Наследование – это не только приобретение ребенком наследственных психофизических характеристик. Главное в наследовании – это приобретение стартовых форм сознания, включающих в себя нормы поведения, обычаи, ценности и принципы жизни и деятельности, характерные для конкретной человеческой общности.
Соблюдение принципа наследования позволяет научить ребенка подчиняться авторитету взрослого, а через него – норме, традиции, и закону. Но в семье существует еще одна традиция. Она противоположна наследованию и даже разрушает его. Это стремление ребенка к индивидуализации своего сознания, своего отношения к Миру. Оно направлено на преодоление существующего закона, авторитета. На сознание своего смысла данного закона. И только при реализации двух важнейших традиций: наследования и индивидуализации – происходит не только сохранение, но и обогащение культуры. Именно соблюдение принципов наследования и индивидуализации предопределяет в семье нормальное физическое развитие ребенка, его личности и индивидуальности.
Принцип активности предполагает создание условий для реализации устремлений ребенка, в том числе удовлетворении его естественных потребностей. Семья удовлетворяет потребность ребенка в пище, тепле, отдыхе, ласке. В ней он удовлетворяет потребность в движении, она предоставляет ему возможность на доступном его пониманию уровне изучать окружающий мир.
Одним из значимых принципов семейного воспитания является принцип органичности и преемственности в освоении знаний предыдущему опыту ребенка. И в этом смысле знание никогда не может быть навязано ребенку. Оно всегда выстраивается на мироощущении и миропонимании ребенка, его личном опыте. В семье чаще интуитивно, нежели сознательно следуют этому принципу. А вот в практике общественного воспитания чаще бывает иначе. Знание навязывается со стороны и должно быть (а почему «должно», ребенку не объясняют) им усвоено.
Задача педагога – помочь ребенку выстроить в своем сознании новые понятия, помочь организовать свою деятельность и в результате получить свои новые знания как следствие движения по его индивидуальному пути.
Принцип использования комментариев требует от педагога демонстрации ребенку своего хода рассуждений по поводу выхода из проблемной ситуации. Родители и другие члены семьи так поступают довольно часто. По существу, они ничего не рекомендуют ребенку, а только лишь демонстрируют ребенку свой смысл, свое знание, свой ход мыслей.
Исследователи сравнивают комментарий с волшебным зеркалом, в котором ребенок каждый раз может увидеть себя со стороны. А также свой будущий образ. Он оказывает огромное психологическое воздействие на ребенка. В нем он усматривает интерес к себе, к своей деятельности, улавливает отношение к себе взрослого. Правильно построенный комментарий вдохновляет, мобилизует ребенка на совершенствование своей деятельности и прокладывает путь к развитию своего самосознания.
Создание бесчисленного множества для бесконечной демонстрации ребенком своих возможностей называют принципом резонанса. Это очень важный принцип семенного воспитания. Благодаря его реализации ребенок осознает свои растущие возможности. Он начинает создавать свою Я-концепцию и стремиться к её воплощению. И так начинается путь саморазвития.
Следует постоянно работать с собственными смыслами ребенка, помогая ему осознавать ему как человека своими намерениями, целями, желаниями, симпатиями и антипатиями человека, наделенного способностями, чувствовать, мыслить, понимать, выстраивать свою деятельность.
Среди традиционных функций семьи Л.Б. Шнейдер выделяет:
· хозяйственно-экономическую (связана с питанием, содержанием, созданием домашнего уюта, благоустройством и т.д.);
· репродуктивную (связана с рождением детей);
· регенеративную (наследование статуса, фамилии, имущества, общественного положения);
· образовательно-воспитательную (представляет собой процесс социализации);
· рекреативную (связана с организацией отдыха, организацией досуга, заботой о здоровье членов семьи) [120].
В то же время можно выделить ключевые семейные роли:
1. Ответственный за материальное обеспечение семьи.
2. Хозяин – хозяйка.
3. Ответственный по уходу за младенцем.
4. Роль воспитателя.
5. Роль сексуального партнера.
6. Роль организатора развлечений.
7. Организатор семейной субкультуры.
8. Роль ответственного за поддержания родственных связей [121].
Реализация указанных семейных функций и ролей осуществляется исходя из преобладающих стилей воспитания.
Стиль семейного воспитания представляет собой систему приемов и характер взаимодействия родителей (старших) и детей. Он во многом определяется личностными ресурсами семьи, которые, с одной стороны, зависят от состава семьи (полная или неполная семья, многодетная семья, наличие близких родственников – братьев, сестер, бабушек, дедушек и пр.), а с другой – от состояния здоровья, образования, индивидуальных интересов, уровня притязаний и т. д. старших членов семьи. Одна из важнейших характеристик – отношение старших к младшим, как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании.
Определенную роль в формировании стиля семейного воспитания играют и материальные ресурсы (затраты на питание, одежду, возможность приобретать игрушки, книги, аудиовизуальную технику и пр., наличие у младших персонального пространства – комнаты, детского уголка, своего письменного стола и пр.).
Стиль семейного воспитания в зависимости от меры его «жесткости – мягкости», в педагогической литературе определяется как авторитарный, демократический или либеральный.
Например, для авторитарного воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, контролировать их поведение, интересы и даже желания. Ему присуща строгость и безаппеляционность суждений родителей. Угроза с целью принуждения выступает его главным средством. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим.
Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, поощрять их инициативу и самостоятельность. Взрослые не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними авторитарного стиля, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия в воспитании определяется не только старшими, но и младшими, которые часто выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двусторонний характер: от старших к младшим и наоборот.
Либеральный стиль предполагает всепрощенчество и нерациональную терпимость в отношениях с детьми. Его источником преимущественно является чрезмерная родительская любовь. Коммуникация преимущественно направлена от ребенка к родителям. При реализации данного стиля семейного воспитания дети зачастую растут неорганизованными, недисциплинированными и безответственными.
В реальности авторитарный, демократический и либеральный стили в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно практикуются компромиссные варианты, старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец – более авторитарен, мать – либеральна) [122]
В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.
Также семья классифицируется по трем признакам (уровень дохода, характер брачно-семейных отношений и состояние здоровья членов семьи) и согласно этой классификации подразделяется на четыре типа.
Самый сложный из них – маргинальная. Генезис семей такого типа может быть связан с различными проблемами – болезнями, многодетностью, алкоголизмом, тюремным заключением и т.д., но общим для них является резкое снижение возможности осуществлять нормальное функционирование, эффективно воспитывать детей. Часть маргинальных семей имеет люмпенизированный характер.
Другой тип семьи – семья кризисная, находящаяся ниже черты бедности и имеющая в силу этого серьезные проблемы, связанные с физическим выживанием, супружескими отношениями и воспитанием детей.
Третий тип семьи – благополучная семья, которая многого добилась в жизни сама и может свои проблемы решать самостоятельно. По своему достатку они не могут пользоваться дорогостоящими социальными услугами, но им вполне доступна методическая и популярная литература по совершенствованию семейных отношений.
И, наконец, четвертый тип – высокообеспеченные семьи с доходами, позволяющими реализовать практически все виды платных услуг, даже дорогостоящих.
Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняются в них названные выше механизмы социализации.
Семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т.д. Семейное воспитание в широком смысле слова – это одна из наиболее древних изначальных форм социализации и воспитания детей, органически соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев, нравов народа, в процессе которого происходит полноценное развитие и становление их личности. Под семейным воспитанием в узком смысле слова понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии его личности [123]. Основные принципы семейного воспитания: открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность и согласованность родителей в своих требованиях; оказание помощи.
Моральное единство семьи проявляется:
1) в заботе мужа (отца) о жене и детях;
2) в заботе жены (матери) о муже и детях;
3) в чувстве любви и уважения детей к матери и отцу, благодарности им за заботу, помощь и защищенность;
4) в помощи детей родителям (бабушке и дедушке), другим членам семьи[124]
Авторитет родителей – это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, которое основано на уважительно-доверительных отношениях ребенка к суждению отца и матери. Взаимодействие родителей с детьми в процессе семейного воспитания осуществляется через общение – весьма тонкое и деликатное средство воспитания. Важным компонентом педагогической культуры является педагогический такт родителей, т.е. их умение внимательно относиться к детям, быть чуткими, справедливыми и требовательными. Важное направление повышения педагогической культуры – самообразование родителей, которое осуществляется с помощью:
1) участия родителей в семейном и общественном воспитании детей;
2) постоянного изучения психолого-педагогической литературы; психолого-педагогического консультирования у специалистов и самостоятельного внедрения их рекомендаций и советов в процессе семейного воспитания [125].
Родители должны владеть культурой общения, которая в комплексе предусматривает наличие общей культуры, основными психолого-педагогическими умениями:
1) быть постоянно внутренне подготовленными к глубокому и тонкому пониманию потребностей ребенка;
2) понимать состояние детей и правильно оценивать их поступки и действия в каждой конкретной ситуации;
3) эмоционально отзываться (реагировать) на их состояние, поступки, поведение;
4) выбирать способы и формы общения с учетом возраста и психологических особенностей детей;
5) адекватно оценивать себя и свои действия, управлять своим эмоциональным состоянием;
6) владеть методикой общения.
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства [126].
Религиозные организации. Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации подрастающих поколений религиозные организации были важнейшим – после семьи – институтом. В процессе секуляризации, то есть освобождения общества от влияния религии, ее значение падало и в жизни общества, и в социализации детей. Тем не менее, в современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние опять стало расти.
В последние два десятилетия влияние всех конфессий на подрастающие поколения стало возрастать. Особенно значительный рост отмечен за последние десять лет, что связано с общими процессами, идущими в государстве и обществе.
В молодежной среде процессы проявляются в трех, как минимум, тенденциях. Во-первых, растет религиозность. Увеличилось число юных верующих, резко возросло число крещений, венчаний, число участников различных религиозных обрядов. Во-вторых, партии христианского и особенно исламского толка среди своих последователей имеют немало молодых людей, а в организуемых ими массовых мероприятиях участвует относительно много подростков. В-третьих, среди юношества и даже подростков растет интерес к религии, который проявляется по-разному, в том числе и в посещении занятий в воскресных школах, факультативов по истории религии.
Все эти тенденции в целом положительные и могут внести свой вклад в нравственное оздоровление общества.
Общество сверстников. В последние десятилетия общество сверстников стало одним из решающих микрофакторов социализации подрастающих поколений. Его роль значительно возросла по сравнению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоятельств.
Урбанизация ведет к тому, что все большее число детей, подростков, юношей живет в городах, где имеет возможность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, неподконтрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний – средства массовой коммуникации – привели к тому, что подрастающие поколения стали более однородными по среднему уровню информированности и вообще культурного развития. На консолидацию подростков и юношей в общество сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни.
В результате возросла автономия детей от родителей, а подрастающих поколений в целом – от взрослых вообще. Сегодня это делает еще более рельефным ситуация перемен, в которой увеличиваются различия между взрослыми и юными в мировосприятии, в стиле жизни, в восприятии себя и в самореализации.
Общество сверстников – во многом модель взрослого общества – отражает в гипертрофированном виде его основные, особенно негативные, тенденции. Здесь дети, подростки, юноши учатся тому поведению, которое на самом деле принято в обществе взрослых; усваивают нормы морали – единой или двойной, а то и тройной, – которые превалируют в мире взрослых; учатся выполнять роли юноши и девушки, мужчины и женщины.
Сегодня подростки и юноши значительно автономнее от взрослых. А достичь автономии и утвердить себя как личность – важнейшие задачи в этих возрастах. Эта автономия наглядно проявляется в особенностях детской и подростково-юношеской субкультур.
Их важнейшим элементом можно считать жаргон. Как бы заново открывая мир и себя в нем, дети, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято. Этому и служат жаргонные слова и выражения. В то же время жаргон – своеобразный пароль, пропуск в общество сверстников. Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений ребята пытаются компенсировать эмоциональную и “словарную” невозможность выразить свои переживания и чувства.
Другой элемент субкультуры – следование моде в одежде, прическе, стремление с ее помощью ощутить свое единство со сверстниками и выделиться по отношению к взрослым.
Субкультура – это и определенный стиль поведения и пристрастия в музыке и танцах, в тех или иных занятиях в свободное время.
Для субкультуры современных подростков и юношей характерны две тенденции. С одной стороны, имея общие или сходные черты, она явно дифференцируется по регионам и в русле многочисленных молодежных течений (например, фанатов различных типов). С другой, на нее большое влияние оказывает уголовно-лагерная субкультура, что проявляется в жаргоне, в нормах и стиле поведения, отношения к людям, отношений подростков между собой.
Основа общества сверстников – неформальные приятельские и дружеские группы, куда входят практически все дети, подростки и юноши. В этих группах не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой (так, во всяком случае, считается). На самом деле это не совсем так, а нередко и совсем не так: в этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, нередко еще более жестких, чем в среде взрослых.
И все-таки чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, где он получает действительную или иллюзорную (что чаще всего не осознается) возможность реализовать себя и сущностно, и внешне.
Сущностно – потому что в компании сверстников он ощущает себя равным, принятым, а стало быть, ценным. Это крайне важное ощущение, без которого трудно расставаться с детством, рвать эмоциональную пуповину, связывающую с родителями. Оно, это ощущение, позволяет считать себя на каждом возрастном этапе «уже выросшим».
В то же время в обществе сверстников идет и внешняя реализация себя: быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения. Уже младшего подростка начинает одолевать смутное беспокойство: «Такой ли я как все?» Чем старше он становится, тем неотвязнее это сомнение. Наличие компании помогает убедиться в том, что с этим все в порядке. (Другое дело, что уже в старшем возрасте параллельно возникает другое беспокойство: «Неужели я такой, как все?»).
Общество сверстников – это не только неформальные группы. Это и различные коллективы в учебно-воспитательных учреждениях, а также детские и юношеские организации.
Имеющие антисоциальную направленность неформальные группы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Компания или организация (а многие организации – объединение компаний) своими нормами, содержанием деятельности и стилем взаимоотношений превращают своих членов в марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы.
В результате происходит деформация личности, определяющая весь ее дальнейший жизненный путь. Конечно, у некоторых подростков и юношей может и не происходить глубинных искажений. У них лишь развивается умение приспосабливаться к неблагоприятным обстоятельствам. У кого-то эти обстоятельства рано или поздно вызовут протест, бунт, в результате чего будут сломаны сложившиеся стереотипы отношений.
Средства массовой коммуникации. В современном мире человек с раннего детства оказывается в окружении техносферы, существенной частью которой являются средства массовой коммуникации, стремительно развивающиеся на протяжении двух последних столетий. Они играют огромную роль в жизни и развитии детей, подростков и юношей. Причем на первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.
Это явление, однако, не следует оценивать только негативно. Во-первых, кино, телевидение и видео заменяют чтение в тех социально-культурных слоях, которые и раньше не отличались пристрастием к печатному слову. Но зато теперь эти слои получают с экрана определенную познавательную информацию, которая раньше никак их не затрагивала. Во-вторых, телевидение в ряде случаев стимулирует чтение: показ экранизацией классических произведений резко повышает спрос на эти книги в библиотеках.
Говоря о влиянии на молодежь средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационное воздействие, благодаря которому не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах. Как показывают исследования, тот набор средств массовой коммуникации, который использует растущий человек, создает специфический для него информационный мир. Он существенно различается даже у ребят, живущих в одном городе.
Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что средства массовой коммуникации образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы в учебных заведениях. Они выполняют функцию, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение детей, подростков и юношей, как групповое, так и индивидуальное.
Для большой части подростков и юношей телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, а для некоторых и чтение становится своеобразной компенсацией дефицитов межличностных контактов, в том числе и при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Ребенок, подросток, юноша, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео для того, чтобы снять ощущение одиночества. Впрочем, этим же способом дети могут отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы.
Техносфера, рождающая новые компоненты индустрии досуга и портативные средства информации, создает условия для развития детей, в частности обогащения их словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно она формирует слушателя, зрителя, то есть потребителя. Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий.
Повсеместное распространение кино и особенно телевидения создало совершенно новую ситуацию формирования потребностей личности. Раньше этот процесс управлялся реальными условиями жизни, и обычно потребности ненамного превышали уровень возможностей для их реализации. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные стандарты жизни, а ребенок не в состоянии трезво оценить возможности – свои, семьи, государства. В результате у подрастающих людей в массовом порядке формируются потребности, которые совершенно не соотносятся с возможностями их удовлетворения.
Обладая большой гибкостью и свежестью восприятия, дети уже сегодня легко и быстро «осваивают» и «принимают» новые элементы техносферы, чего не скажешь о взрослых, которым это дается с гораздо большим трудом. В результате в течение определенного периода дети будут обладать более высокой компьютерной грамотностью, чем взрослые, будут легче овладевать новыми технологиями – сначала обучения, а затем и труда.
Космическое телевидение, видео, компьютеры будут становиться все более массовыми, практически не контролируемыми источниками влияния на растущего человека. Мало того, долгое время они будут доступны воспитателям в значительно меньшей мере, чем воспитуемым. Результатом будет нарастающее расхождение между картинами мира, существующими у старших и у младших,– со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Новая картина мира, складывающаяся у подрастающих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня вошел в оборот термин «компьютерная психология». А можно добавить сюда и видео, и космическую связь и употребить какой-то более обобщающий термин – например, технопсихология. Для этой новой психологии, очевидно, будут характерны иные, по сравнению с нынешними, механизмы восприятия мира, специфические ценностные ориентации, неожиданные способы самореализации личности.
И без того сложное положение взрослых усугубиться тем, что изучать эти новые тенденции им придется одновременно с овладением новыми техническими средствами. Фактически мы, еще не успев как следует освоить возможности кино, радио, телевидения в сфере воспитания, стоим перед задачей освоения видео и компьютеров. Это освоение новых элементов техносферы, в которой растут дети, требует не только соответствующих затрат, не только существенного пересмотра содержания, форм организации и методов образования, но и новых идей в сфере социализации и воспитания молодежи.
Социально-педагогические институты. Как уже говорилось, государство и общество создают систему воспитания подрастающих поколений. В нее входят государственные институты: профессиональные учебные заведения (ПТУ, техникумы, вузы, учебно-производственные комбинаты), внешкольные учреждения, летние объединения детей, подростков и юношей (от лагеря до студенческих строительных отрядов), детские дома, школы-интернаты, специальные учебные заведения для одаренных детей и детей с различными физическими и социальными дефектами и отклонениями.
С течением времени увеличивается многообразие институтов воспитания, в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества меняются их роль и соотношение в системе и процессе воспитания.
Наряду с ростом числа государственных воспитательных учреждений в различных странах приобретают все большее значение частные, церковные, общественные учебно-воспитательные учреждения (школы, детские дома, интернаты и т.д.). Начали они появляться и у нас.
Хотя у всех этих институтов общая задача – воспитание человека, решается она каждым из них несколько по-разному, и роль их не только неодинакова, но и неравноценна. Школа, безусловно, является ведущей в системе воспитания, и именно на нее возложена основная ответственность за подрастающее поколение.
Таким образом, через систему институтов воспитания государство и общество, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих членов, а с другой стороны – для реализации каждым своих потенциальных возможностей и удовлетворения и развития своих способностей, потребностей и интересов.
Однако все это из ряда «должно быть так». В массовой практике дело обстоит сложнее. Институты воспитания сегодня переживают кризис – каждый в отдельности и в системе в целом. Проблемы школы общеизвестны. Внешкольные учреждения теряют контингент детей и не знают, как привлечь в свои стены современных подростков. Ситуация в интересах и специальных учреждениях нередко просто катастрофическая.
Преодолеть кризис институтов воспитания можно только при условии преодоления кризиса всем нашим обществом, решения тех социально-экономических проблем, которые самым непосредственным образом влияют на систему воспитания. И речь идет не только о финансировании. Можно показать это на примере школы.
Школа по своей сути учебное заведение. Ее эффективность как института воспитания зависит не только и не столько от содержания и методов обучения, мастерства педагогов, сколько от отношения к учению самих учащихся. Последнее же определяется тем, сколь сильна мотивация к учению, которая сегодня у большой части детей практически отсутствует. Причины ясны: один из парадоксов нашего общества – чуть ли не обратно пропорциональна зависимость уровня образования человека и его жизненного успеха и благосостояния.
Только кардинальное изменение ситуации, когда качество образованности будет определять жизненный успех, появится мощная мотивация к учению у масс школьников. И тогда школа станет эффективным институтом воспитания.
Контрольные вопросы
1. Дайте обоснование понятия «социальный институт». Какие характерные признаки ему присущи?
2. Перечислите основные институты общества и их функции.
3. Обоснуйте понятие «социализация». Раскройте основные социально-психологические механизмы социализации.
4. Приведите психолого-педагогическую характеристику стадий социализации.
5. Раскройте основные макрофакторы и микрофакторы социализации.
6. Какова роль школы, вузов, СМИ в социализации молодежи?
7. Какова роль семьи в воспитании и социализации личности?