Возрастные особенности детей 6-7 лет
В возрасте 6-7 лет ребенок переживает большие изменения в своем психическом развитии. Об особенностях детей данного возраста писали многие отечественные психологи.
В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 6 – 7 лет утрачивает свойаффективный первоначальный характер: персептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием , направляя иудерживая его на определенных предметах. Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6 – 7 годам уже велики. Важной особенностью этого возраста, как отмечает Е.И. Рогов , является то обстоятельство, что перед ребенком 6 – 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала.Наличие такой возможности связанно с тем, как указывают психологи, чторебенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенныедля повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое иассоциативное связывание материала. К 6 – 7 годам структура памяти претерпевает существенныеизменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания иприпоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением ктекущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта формапамяти сохраняет ведущее положение. К 6 – 7 годам ребенок может подходить к решению проблемнойситуации тремя способами: используя наглядно – действенное, наглядно-образное и логическое мышление.Необходимо отметить важный момент в жизни ребенка этого возраста – это кризис 7 лет. Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Выгодский писал: «Сказать о ребенке дошкольного возраста, что он переходит к мышлению в общих представлениях — это все равно, что сказать, что круг доступных ему обобщений расширяется.
Интересы ребенка начинают определяться смыслом, который представляет для ребенка данная ситуация, и не только сама ситуация, но то значение, которое ребенок вкладывает в эту ситуацию. Возникает первое аффективное обобщение, возникает замещение и переключение интересов.
Ребенок этого возраста переходит к совершенно новому типу деятельности. Этот новый тип деятельности - переход к творческой деятельности, если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд — везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка.
С дошкольного возраста человек начинает помнить последовательность событий, — это то, что старые психологи называли единством и тождеством «я».
Как показывают исследования, в дошкольном возрасте впервые возникают внутренние этические инстанции ребенка, складываются этические правила.
Здесь закладывается общее представление о мире, о природе, об обществе, о самом себе».(7)
Обобщив особенности развития ребенка 6 – 7 лет, можно заключить следующее:- игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. - образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.- продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
- развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Заключение к главе I.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В настоящее время большинство авторов представляют готовность ребенка к школе как совокупность его личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для обучения. Кроме того, подчеркивается важность еще одной стороны готовности ребенка к школе, так называемой «социально-психологической» или коммуникативной, проявляющейся в адекватности отношений ребенка со сверстниками и взрослыми – родителями и учителями.
Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности выделен и такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением. Трудно сказать, какие из перечисленных компонентов психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у разных детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам.
Очень важно, чтобы ребенок концу дошкольного возраста был готов к обучению в школе по всем трем параметрам, это позволит избежать сложности адаптации к новой школьной среде и успешно справляться с учебной деятельностью, избегая проблем с одноклассниками, учителями.