Детско-родительские отношения, их характеристики. Типы семейного воспитания. Виды нарушений семейного воспитания и их влияния на развитие ребенка
Детско-родительские отношения - подсистема отношений семьи как системы - могут быть определены следующими параметрами:
- характер эмоциональной связи: со стороны родителя - принятие (родительская любовь), со стороны ребенка - привязанность к родителю;
- мотивы воспитания и родительства;
- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;
- удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
- стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;
- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
- степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Из этих параметров складываютсяинтегративные показатели детско-родительских отношений:
1. родительская позиция (характер принятия ребенка, мотивы, цености воспитания, образ ребенка и себя как родителя, модели ролевого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством); Параметрами род. позиции являются динамичность/ригидность и прогностичность. Динамичность - способность родителя гибко использовать различные дисциплинарные методы, системы требований, запретов. В случае ригидности возможности адаптации воспитательной системы к конкретным условиям и ситуациям оказываются ограниченными. Прогностичность - умение родителя предвосхищать в своих методах воспитания будущие возрастные изменения ребенка, способность к экстраполяции и прогнозированию развития ребенка.
2. тип семейного воспитания (характер эмоциональных отношений, стиль общения, степень удовлетворения потребностей ребенка, родительский контроль и степень последовательности);
3. образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка стал предметом научного исследования и широкого обсуждения в результате отношения к ребенку как субъекту воспитания и равноправному участнику отношений.
Типы родительской любви (по А.С. Спиваковской)
Действенная любовь. Родитель испытывает симпатию, уважение, близость. «Я люблю моего ребенка таким, какой он есть, он самый лучший»
Отстраненная любовь. Родитель испытывает симпатию, уважение, дистантность. Гипопротекция. «У меня прекрасный ребенок, но я очень занят»
Действенная жалость. Родитель испытывает симпатию, неуважение, близость. Потворствование. «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но это мой ребенок и я люблю его»
Снисходительное отстранение Родитель испытывает симпатию, неуважение, дистантность. Гипопротекция. «Нельзя винить моего ребенка в том, что он такой, — есть объективные причины»
Отвержение Родитель испытывает антипатию, неуважение, дистантность. Игнорирование. «Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела!»
Презрение. Родитель испытывает антипатию, неуважение, близость. Отвержение; тотальный контроль, применение наказаний, запретов, отсутствие поощрений. «Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так плох»
Преследование. Родитель испытывает антипатию, уважение, близость. Жестокое обращение, тотальный контроль. «Мой ребенок — негодяй, и я докажу это!»
Отказ. Родитель испытывает антипатию, неуважение, дистантность. Отвержение; гипопротекция и безнадзорность, попустительство, игнорирование. «Я не хочу иметь дело с этим негодяем!»
Типы семейного воспитания
1. Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.
2. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким — контроля. Стиль общения авторитарных родителей — командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна.
3. Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.
4. Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.
Гармоничный тип семейного воспитания отличается:
§ взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;
§ высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;
§ признанием права ребенка на самостоятельный выбор и автономию;
§ отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;
§ признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;
§ обоснованной особенностями ребенка, разумной, адекватно предъявляемой системой требований;
§ систематическим контролем с постепенным переходом к его самоконтролю;
§ разумной и адекватной системой санкций и поощрений;
§ устойчивостью, непротиворечивостью воспитания.
Виды нарушений семейного воспитания и последствия.
Гипопротекция - недостаточность заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей. Обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и приписыванием его личности негативных черт. Родитель предпринимает попытки «улучшить» ребенка, используя для этого жесткий контроль и санкции, навязывает ребенку определенный тип поведения как единственно правильный и возможный. Авторитарное поведение и диктат родителя могут вызвать защитное поведение (агрессию, негативизм, сопротивление, грубость, уход) либо дополнительную форму отреагирования — зависимость, покорность, безынициативность. Приводит к усилению выраженности гипертимной, неустойчивой и конформной акцентуации.
Чистая гипопротекция – вариант безнадзорности.
Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Перфекционизм — рационально обосновываемая гипопротекция.
Потворствующая гипопротекция - низкий уровень принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности.
Компенсаторная гиперопека. В ее основе лежит гипоопека (нет подлинной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения), но идет компенсация за счет повышенной опеки. Ребенок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителей в связи со здоровьем ребенка или страх, что с ребенком что-то произойдет.
Гиперпротекция - чрезмерная родительская забота, завышенный уровень протекции. Основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное к нему отношение. Гиперопека может выражать острую потребность самого родителя в эмоциональных отношениях и страх одиночества. Или часто причиной гиперопеки становится страх потери ребенка из-за несчастья.
Потворствующая гиперпротекция - воспитание кумира семьи, только поощрения, санкций - нет. Предрасполагает к развитию истероидно-демонстративных черт характера при истероидной, гипертимной и лабильной акцентуации, резко усиливая жестокость и агрессивность при эпилептоидном типе.
Доминирующая гиперпротекция В основе ее может лежать как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное отношение. Чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребёнка, попытку структурировать отношения с ребенком по типу «у меня власть». Недоверие к ребенку, уверенность в том, что сам он не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, характерно для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приводит к обострению реакции эмансипации, выраженности негативной симптоматики подросткового кризиса и, как следствие, к усилению гипертимного типа и выраженности асоциального и антисоциального поведения подростков.
Смешанная гиперопека — это переход от гипер- к гипоопеке, принимающей скрытые формы.
Противоречивое воспитание - несовместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребенка. Причинами могут стать воспитательная неуверенность родителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, нормативные и ненормативные кризисы семьи и часто причина в большом количестве вовлеченных в процесс воспитания взрослых, не согласующих свои воспитательные подходы. Приводит к формированию у ребенка тревожного типа привязанности, искажению в развитии Я-концепции, росту личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности- чрезмерность требований к ребенку. Этот разрыв благоприятен для рывка в личностном развитии, но если нет помощи от родителей, то в сочетании с жесткими санкциями это может стать причиной невротизации ребенка. Здесь дети очень обязательны, гиперсоциальны, но склонны к невротизации и соматизации психологических проблем, к высокой тревожности. Причины: делегирование; искажение когнитивного образа ребенка (приписывание больших возможностей); условия ССР (неполная семья). Развитие психастенической акцентуации, усиление уже имеющейся психастении.
Гиперсоциализирующее воспитание - тревожно-мнительная концентрация родителя на соц. статусе ребенка, его успехах, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета его особенностей, возможностей и ограничений. Шаблонность воспитательных схем без учета реальных ситуаций взаимодействия и особенностей ребенка.
Жестокое обращение с ребенком- применение широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной враждебностью родителя. Ребенок - «козел отпущения». Образ ребенка искажается, ему приписываются всевозможные недостатки. Ведет к усилению эпилептоидной акцентуации и выраженности эпилептоидных черт при конформном типе.
Воспитание в культе болезни - навязывание ребенку роли «больного члена семьи», что ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности.
Воспитание вне семьи приводит к нарушениям в формировании привязанности и автономии личности (Дж. Боулби) и базового доверия к миру (Э. Эриксон). В результате - расстройства эмоциональной сферы (страхи, тревожность, депрессия, трудности эмпатии), нарушения личностного и умственного развития, высокая агрессивность, жестокость и формирование девиантного, т.е. отклоняющегося от нормы, и делинквентного, выходящего за пределы правовых норм, поведения.
Неадекватные типы материнского отношения(А.Я. Варга).
Отношение матери к сыну по замещающему типу. «Сын – супруг» - поиск поддержки, перекладывания матерью ответственности и заботы на плечи сына, необходимость заботы о матери.
Симбиотическая связь матери с ребенком – гиперопека, низкая степень эмоциональной дифференциации. Родитель и ребенок в сознании матери не разделены, симбиоз мешает подростку установить контакты со сверстниками.
Лишение родительской любви Любовь - инструмент для манипулирования ребенком, как награда, которую надо заслужить.
Воспитание посредством актуализации чувства вины - угроза для развития личности ребенка, формирование наказующего самосознания, низкой самооценки и самопринятия.