I. Этика в клинической психологии
Этика в медицинской практике обозначается термином деонтология. Деонтология (от греч. deon – «должное, необходимость» и logos- «учение») – в самом общем смысле это наука о долге, моральных обязательствах и профессиональной этике.
Деонтология особенно важна в тех областях профессиональной деятельности, в которых наиболее широко используются различные формы сложных межличностных взаимоотношений и взаимовлияний. К таким областям традиционно относится педагогика, журналистика, юриспруденция. Однако понятие «деонтология» прежде всего, связывают с медицинской деятельностью, в которой существенную роль играют разнообразные формы психологического влияния медицинских работников на больного.
Существует четыре известных модели медицинской этики:
- Модель Гиппократа – «не навреди»;
- Модель Парацельса – «делай добро»;
- Деонтологическая модель – «соблюдение долга»;
- Модель биоэтики – «уважение прав и достоинств личности».
Рассмотрим эти модели подробно.
1) Модель Гиппократа. Это первая форма врачебной этики отражает моральные принципы врачевания Гиппократа (460 – 377 г.г. до н.э.), на основе которых была составлена клятва. В клятве речь шла во-первых об обязательствах перед учителями, коллегами, учениками о гарантиях непричинения вреда: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от всякого вреда и несправедливости».
Во-вторых, в клятве речь шла об оказании помощи и проявлении уважения: «Я не дам никакому просимому у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла».
В-третьих, в клятве речь шла об абортах: «Я не вручу никакой женщине аборт пессария»
В-четвертых, - об отказе от интимных связей с пациентами: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного неправедного и пагубного, особенно от любых дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами».
В-пятых, - о врачебной тайне: «Что бы при лечении, а также и без лечения я ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной».
Уже для того времени важен был облик врача – моральный и внешний. Книга «О благоприличном поведении» - наиболее полно отражает представления об идеале врача эпохи древнегреческого просвещения. Врач – это философ, который в свою очередь равен Богу.
Цитата, свидетельствующая о поведении врача у постели больного: «Очевидным и великим доказательством существования искусства будет, если тот, кто устанавливает лечение, не престает ободрять больных, чтобы они не сникли духом, стараясь приблизить к себе время выздоровления».
2) Модель Парацельса. Вторая историческая форма понимания врачебной этики – это понимание взаимоотношений врача и пациента, сложившаяся в Средние века. Особенно четко данный подход проявляется в работах Парацельса (1493 – 1541). Это форма врачебной этики, в рамках которой нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющая стратегии терапевтического поведения врача.
Если в Гиппократовской модели основной момент – это завоевание социального доверия личности пациента, то модель Парацельса – это учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее души, контактов с врачом и включенности этих контактов в процесс лечения.
Основной принцип данной модели «Делай добро». «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты будешь с болезнью – Вас будет двое – Вы меня одолеете, если ты будешь со мной – болезнь останется одна, мы ее одолеем».
Также в этой модели выражен фактор доверия «Тот, кто больше верит, излечится лучше». «Сила врача в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться светом и опытностью. Важная основа лекарства – любовь».
3) Деонтологическая модель. Само понятие деонтологии мы уже рассмотрели выше, ввел данный термин английский философ И. Бентам (1748 – 1832). Данная модель предполагает совокупность должных правил (соизмерение осуществления оценки действия не только по результатам, но и по помыслам). В российской медицине данная модель существовала до революции, после которой был упразднена в связи с религиозной культурой данного направления.
4) Биоэтика. В 60 – 70х годах ХХ века сформировалась новая модель медицинской этики, которая рассматривает медицину в контексте прав человека. Термин «биоэтика» раскрывается как систематическое исследование поведения человека в области наук о жизни и здравоохранении, в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов. Врач должен информировать больного о последствиях лечения, то есть, больной имеет совещательный голос.
Современная клиническая психология во всех своих разделах опирается на общие медицинские этические принципы, вместе с тем, клинический психолог сталкивается со специфическими этическими вопросами:
1. Вопрос о необходимости информирования испытуемого о целях и содержании психического обследования перед его проведением. Клинический психолог обязан соблюдать конфиденциальность при обсуждении результатов исследования, получить согласие клиента при необходимости ознакомить с его результатами других специалистов, также необходимо проявлять корректность при проведении исследования, либо в случае отказа от последнего.
2. Должно соблюдаться правило границ – это предел приемлемого поведения. Учитывая специфику межличностного взаимодействия между клиническим психологом и пациентом необходимо четко определить профессиональные границы общения при психологическом консультировании и во время психотерапевтических встреч, так как пересечение границ может привести к деструкции лечебного процесса и нанести вред пациенту. Диапазон нарушения профессиональных границ взаимодействия весьма широк – от сексуального контакта с пациентом до выдачи советов и рекомендаций, выходящих за рамки терапевтического контакта.
3. Сложным этическим вопросом может быть формирование эмоциональной привязанности пациента к клиническому психологу, так как это одна из характеристик профессионального межличностного взаимодействия. Эта форма привязанности часто является основой содержания лечения аффективных нарушений, сопровождающих заболевания. Однако привязанность, превращающаяся в зависимость, вызывает негативные реакции у пациента, ведущие к деструктивным формам поведения. Поэтому клинический психолог должен тщательно контролировать взаимодействие с пациентом, осознавая свои профессиональные действия, чтобы эмоциональная поддержка не препятствовала обеспечение пациента средствами для самостоятельной борьбы с трудностями и реализацией своих жизненных целей.